26 февраля 2020
Сегодня
27 февраля 2020
11 марта 2020
12 марта 2020
15 марта 2020
17 марта 2020
18 марта 2020
22 марта 2020
26 марта 2020
29 марта 2020
30 марта 2020
04 апреля 2020
07 апреля 2020
08 апреля 2020
09 апреля 2020
11 апреля 2020
12 апреля 2020
15 апреля 2020
16 апреля 2020
17 апреля 2020
18 апреля 2020
19 апреля 2020
22 апреля 2020
24 апреля 2020
25 апреля 2020
26 апреля 2020
28 апреля 2020
29 апреля 2020
30 апреля 2020
03 мая 2020
07 мая 2020
11 мая 2020
14 мая 2020
15 мая 2020
16 мая 2020
19 мая 2020
21 мая 2020
22 мая 2020
Пресса
  • Февраль
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
  • Март
  • Апрель
  • Май
28.10.2013
Business-class: Бренд мирового уровня

После серии громких премьер в Пермском театре оперы и балета эксперты и зрители пытаются оценить влияние происходящих в театре перемен на развитие региона. Успех «нового» оперного поразил не только жителей края. Он шагнул и за его границы.

После громкой премьеры оперы «Королева индейцев», как и после всякого успеха, проходит период эмоций и настает время анализа. Критики и общественность разбирают соотношение затрат и прибыли, связанных с ярким проектом, смело вышедшим за пределы Пермского края, а также обсуждают перемены, произошедшие за последние три года с пермской оперой. Нужны ли они пермякам?

Зачем это зрителям?
«Королеву индейцев» успели посетить почти 5 тысяч человек, что составило 97,4% от общей вместимости зала театра. «Это лучшее из того, что я видел за последние годы, опера будущего, тончайшая технологическая ткань, – делится впечатлениями доцент ПГНИУ Сергей Ивлиев. – Нетривиальная по форме, она проникает глубоко в подсознание и там делает свою эмоциональную работу, которая заставляет тебя проснуться посреди ночи и переосмыслить свой путь».

Пермский бизнесмен Денис Корнеевский рассказывает о недавней премьере и своем видении происходящих с театром перемен: «В целом, на мой взгляд, за последнее время таких крупных ярких и значимых для города проектов было в Перми считанные единицы. Оперный театр до сих пор держит марку и остается еще не разрушенным форпостом культурных начинаний. Чувствуется, что интерес пермского зрителя как к работе самого театра, так и к тому, кто представляет эту работу, растет. И это оправдано».

Ректор пермского филиала ВШЭ Галина Володина рассуждает о том, что получил регион в связи с приездом в Пермь Теодора Курентзиса: «Оперный театр вместе с Курентзисом безусловно стал брендом мирового уровня. Пермь может гордиться тем, что здесь работает такой дирижер и руководитель. Вам так скажут не только в нашем городе, но и в любом сколько-нибудь театральном городе мира – для всех просвещенных людей это очевидно».

Сухие цифры. Как сообщил генеральный менеджер театра Марк де Мони, кассовые сборы выросли в два раза по сравнению с показателем трехлетней давности (43 млн рублей от продажи билетов за прошлый сезон). Заполняемость за сезон 2012/2013 оказалась рекордной, составив 87,5%. Пермский оперный работает в режиме полной репертуарной нагрузки – 6 вечеров в неделю.

Выгодны ли перемены театру?
Зрители замечают в первую очередь изменения в оперном репертуаре театра – афиша пополнилась новыми постановками высочайшего качества. В Пермь приезжают лучшие музыканты, певцы, послушать которых пермяки раньше могли только мечтать. Именитые режиссеры, которые еще три года назад и не знали о нашем городе, сегодня работают на пермской сцене. Ведущие зарубежные театры почитают за честь выступить в копродукции с пермским оперным. Труппа театра выезжает на гастроли в европейские столицы, а не только в провинцию, и дает спектакли на престижных национальных площадках.

Наш театр вошел в «высшую театральную лигу». В России и за ее пределами оперный из Перми впервые всерьез сравнивают с Мариинкой и Большим. И это укрепление бренда гарантирует театру интерес прославленных мастеров сцены к участию в перспективных проектах, внимание критиков и зрителей к постановкам, спонсорскую поддержку новых спектаклей.

Изменения, которые сегодня происходят в Пермском театре оперы и балета под руководством Теодора Курентзиса, позволяют театру расти и развиваться. Без перемен не обойтись, если театр хочет быть конкурентоспособным. Ведь система, которую использует Курентзис для оперных постановок, принята во многих театрах мира: постановочная группа и солисты собираются на несколько недель, создают спектакль и дают определенное количество премьерных представлений.

«Сегодня неважно, где родился музыкант – в Перми или в Париже: если он по-настоящему талантлив, он будет стремиться выступать на лучших мировых площадках. Поэтому нужно принять тот факт, что сохранить репертуарный театр в условиях открытых границ не вполне возможно. Нужно создавать условия, при которых талантливым музыкантам, певцам будет столь же престижно выступать на пермской сцене, как и в любом другом европейской театре, – отмечает Галина Полушкина, первый заместитель генерального директора компании «Прогноз», спонсора театра. – Нам, как ИТ-компании, проблема конкуренции за кадры знакома не понаслышке: ИТ-отрасль тоже интернациональна, как и музыкальный театр. Хорошие программисты востребованы во всем мире, и удержать их непросто».

«Намеченное и необходимое преобразование театра – процесс сложный и постепенный, который не может случиться за два дня, но должен завершиться к моменту появления новой сцены. У г-на Курентзиса серьезные и долгосрочные намерения в отношении Пермского театра оперы и балета: нет повода опасаться его отъезда, тем более нет повода этого добиваться», – заверяет генеральный менеджер театра.

По словам менеджмента, у театра обширные творческие планы: завершение цикла опер Моцарта — Да Понте постановкой «Дон Жуана» в начале сезона 2014/2015, возобновление постановок опер Чайковского. Пермский театр продолжает развивать направление ультрасовременной оперы, планирует включить в репертуар наиболее популярные итальянские образцы. Каждая новая постановка войдет в репертуар, но будет представлена не один или два раза в месяц, а блоками спектаклей – по два-три раза в течение сезона.

Руководство театра стремится увеличить финансирование коллективов, с 2011 года ведя переговоры с властью. Директор Большого симфонического оркестра театра Рустам Зиганшин отмечает результаты: «У одной трети оркестра зарплата сегодня действительно низкая, еще у трети — средняя, у остальных музыкантов она уже на достойном уровне».

«Министерство культуры края с 2014 года решило выделить средства на создание 18 новых ставок с достойной зарплатой в оркестре. Это хорошее начинание. Конечная цель заключается в том, чтобы сократить расстояние между MusicAeterna и другими коллективами театра, постепенно повышая уровень мастерства и заработка. К открытию нового театра мы должны будем полноценно работать на двух сценах, представляя расширенную программу и все постановки по единому стандарту качества», – сообщает Марк де Мони.

Нужен ли Перми обновленный оперный театр?
Сегодня во многом благодаря произошедшим в последние годы переменам наш город приобрел репутацию театрального центра. «В России Пермь узнают через работы Теодора Курентзиса. Многие едут к нам из Москвы только ради того, чтобы посмотреть премьеру, как, например, это было с «Королевой индейцев». Моя подруга-пианистка живет в Милане и, могу заверить, гордится тем фактом, что в ее родном городе работает музыкант такого масштаба», – рассказывает Галина Володина.

«У Теодора Курентзиса безупречный вкус, у него нет случайных проектов – он добивается высочайшего качества в любом начинании. И пермский бизнес заинтересован в том, чтобы оперный театр становился более современным и интересным под его руководством. Мы готовы поддерживать перемены в театре, которые делают Пермь популярной и привлекательной, приводят в наш город талантливых людей и помогают нам удерживать здесь лучшие пермские умы», – говорит Галина Полушкина.
При общей тенденции, когда люди с большим потенциалом покидают наш город, мы так и не сумели в полной мере оценить тот факт, что в Пермь приехал великолепный молодой талантливый коллектив. Не на время – всерьез и надолго. «За три года Пермь стала родной для большинства музыкантов MusicAeterna. Здесь они живут, растят детей, некоторые приобрели жилье, иными словами – в Перми они пустили корни, – говорит музыкант MusicAeterna Павел Курдаков. – 17 октября я в третий раз стал отцом. Это уже второй ребенок, который родился у меня в Перми».

То, что делает сегодня Курентзис для Пермского театра оперы и балета, можно назвать серьезной инвестицией в регион. Об этом говорит депутат краевого парламента Сергей Клепцин: «Безусловно, театр и Теодор Курентзис стали настоящим брендом мирового уровня. По сути, работа г-на Курентзиса на территории региона — это инвестиции в развитие. Причем как краткосрочные, так и долгосрочные – повышение общего культурного уровня жителей города Перми. Это то, что сейчас принято называть инвестициями в человеческий капитал».

Анастасия Каячева | Газета Business-class

поиск