14 декабря 2019
Сегодня
15 декабря 2019
24 декабря 2019
25 декабря 2019
27 декабря 2019
28 декабря 2019
29 декабря 2019
31 декабря 2019
03 января 2020
04 января 2020
05 января 2020
18 января 2020
23 января 2020
24 января 2020
Пресса
  • Декабрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
  • Январь
06.11.2013
El Mundo: Реки крови жертв конкистадоров

Постановка Питера Селларса «Королева индейцев» оставляет раны

На премьере оперы «Завоевание Мексики» Вольфганга Рима, которая открыла цикл, посвященный встрече двух культур: испанцев и мезоамериканских цивилизаций (продюсер проекта Жерар Мортье) в Королевском театре Teatro Real, не было слышно возгласов. Эта постановка была достаточно аллегоричной и далекой от натурализма, так что практически ничьи патриотические чувства и гордость за историю не были затронуты.

Но «Королева индейцев», опера Генри Пёрселла, завершающая цикл, которая впервые была представлена на сцене мадридского театра, произвела эффект взорвавшейся бомбы.

В конце второго акта, перед антрактом, Леонор, рассказчица эпоса, повествует об апофеозе вождя Текуна Умана и о массовых убийствах мексиканского населения испанскими солдатами. Убийство было таким масштабным, что образовалась бурая река крови жертв, повествует рассказчица.

После занавеса раздались недовольные возгласы и были зрители, которые покинули зал и не вернулись после окончания антракта. Слышались такие фразы, как «Неужели испанцы и вправду такие жестокие?». В действительности, некоторые исторические мифы славного прошлого Испании продолжают оставаться запретной темой среди истинных патриотов.

Питер Селларс, этот знаменитый фрик с ежиком на голове и связками бус, один из режиссеров, с которым начал сотрудничать Мортье, с тех пор как он возглавил Королевский театр (он вернется в начале следующего года для постановки оперы «Тристан и Изольда»), также удостоился возгласов публики, когда он вышел ее поприветствовать, возможно, потому что это он являлся инициатором идеи завершить оперу Пёрселла, дополняя ее фрагментами других произведений английского композитора и отрывками из романа никарагуанской писательницы Розарио Агиляр.
За исключением этих двух неприятностей, публика с восхищением встретила новую версию семиоперы, которую Пёрселл так и не завершил. На премьере не присутствовал Мортье. Бывший художественный руководитель Королевского театра на презентации пошутил, что у него свои счеты с барокко, воспитание не позволило бы ему быть среди недовольной публики. 

Благодаря блестящей работе неординарного  дирижера грека Теодора Курентзиса и великолепного оркестра и хора Пермского театра оперы и балета (которому больше всего аплодировала публика), ожидание премьеры было оправдано.  Для Селларса это ожидание было еще более длительным, почти тридцать лет он вынашивал идею о постановке этого спектакля, и еще десять лет заняла подготовка, с тех пор как он начал сотрудничество с Агиляр с целью начать проект.

Сочетание текстов с пластическим языком танца хореографа Кристофера Уильямса (особенно пять разных традиционных танцев майя) и сценографические решения Гронка, одного из ведущих современных мексиканских художников, создавшего декорации, сопровождающие повествование о прибытии испанцев в Мексику, о последующей конкисте и роли женщин в этом процессе.

Спектакль «Королева индейцев» рассказывает нам о кровопролитной войне двух народов, но главной темой является роль женщин в столкновении культур. В центре драматического конфликта находится принцесса Текулихуатцин, которая вынуждена стать наложницей одного из испанских конкистадоров Педро де Альварадо, чтобы выведать о слабостях врага и помочь своему народу. Однако план оборачивается счастьем для нее, она влюбляется в своего завоевателя, дарит ему дочь и одновременно трагедией, европейцы продолжают кровавую резню индейцев.

Дарио Прейро | Испанская газета El Mundo

поиск