22 мая 2019
04 июня 2019
05 июня 2019
17 июня 2019
18 июня 2019
19 июня 2019
Пресса
  • Май
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
  • Июнь
20.02.2014
Ведомости: Балет ядерных реакций

The Second Detail Уильяма Форсайта оспаривает награду в конкурсе фестиваля «Золотая маска». Работу Пермского театра оперы и балета показали в Москве.

Пермский балет знаменит своим исполнением русской классики:«Лебединое озеро» и «Спящая красавица» существуют в театре, носящем имя Чайковского, в приближенном к эталону состоянии. Но именно эта репутация, в советские годы обеспечившая пермякам статус третьей балетной столицы страны, в последние десятилетия сыграла с ними суровую шутку: они будто законсервировались в прошлом. Даже Баланчин и Роббинс, освоение которых на Урале началось раньше, чем в столицах, выглядели побочными детьми Петипа: розовощекими от избытка энергии, спортивными и лишенными рефлексии.

Но главного балетного авангардиста, даже аккуратно уложенного в магистраль Петипа — Баланчин — Форсайт, сложно станцевать в стилистике Петипа — хотя бы потому, что хореограф-радикал отменил в своих спектаклях живой оркестр. Его постоянный соавтор Том Виллемс пишет электронную музыку, и ее бешеный темпоритм, воспроизводимый через колонки, полностью соответствует форсайтовскому сверхчеловеку, существу без нервов и усталости. В 22 минутах The Second Detail, как в спирали ДНК, спрессованы столетия эволюции — балетной: все технические ресурсы балета и его композиционные богатства прокручены в четырехмерном, кажется, пространстве с упятеренной скоростью.

Ставку в пермской The Second Detail сделали на лихую прима-балерину Наталью Домрачеву, которая находится сейчас в лучшем для танцовщицы возрасте, когда молодость уже сочетается с солидным опытом. Остальные 13 мест в спектакле отдали молодежи, среди которой есть даже те, чьи имена еще мало что говорят даже пермякам: хореография Форсайта требует не только свежих сильных мышц, но и открытого сознания.

В системе Форсайта нет солистов и кордебалета: композиция его балетов лишена любой симметрии — гармонии в понимании классической хореографии. Каждый из танцовщиков на какие-то мгновения может оказаться в центре, мужской и женский ансамбль то соединены общим танцевальным потоком, то противопоставлены друг другу. Безостановочные пулеметные очереди комбинаций почти не позволяют душевных рефлексий, которые любят подпустить в эту высшую математику отечественные артисты. Механизм высших сил действует идеально и бесперебойно. И пермяки учатся контролировать эту энергию, как физики-ядерщики.

В Москве со своим Форсайтом они оказались после долгого и тяжелого европейского турне, в репертуаре которого The Second Detail отсутствовала. Взрыва на сцене не случилось, но мощь и энергию его подготовки можно было почувствовать.



поиск