22 мая 2019
04 июня 2019
05 июня 2019
17 июня 2019
18 июня 2019
19 июня 2019
Пресса
  • Май
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
  • Июнь
18.06.2014
Ведомости: В Перми прошла мировая премьера современной оперы

В Перми состоялось редкое событие — мировая премьера современной оперы. Своим «Носферату» публику озадачил композитор Дмитрий Курляндский

Над либретто вампирской оперы потрудился Дмитрий Яламас, над ее внешностью — режиссер Теодорос Терзопулос и художник arte povera Яннис Кунеллис. Ритуал прощания с оперной жизнью прошлого — раз уж оперу они ставили современную — два греческих партизана оформили инсталляцией из гробов и красивым представлением«с ножами». Отсылкой к античности пустили фронтальные, как на греческих вазах, композиции с людьми и жертвенными, наперевес, балетными лебедями. А еще культ смерти был явлен редкостным невмешательством постановщиков в оперную партитуру, начиненную шумами, скрипами, скрежетом и еще чем-то таким, что, собственно, к музыке никогда не относилось, к опере — тем более. Теперь — относится.

Чтицу-Корифея (Алла Демидова) совершенно затмила авангард-вокалистка Наталья Пшеничникова, чья Жрица смерти (Три Грайи) обтачивала тайну загробной свадьбы ипохондрика Аида (Тасос Димас) и Персефоны как жертвенный нож — о собственное запястье. Диво-Персефона в исполнении драматической актрисы Софии Хилл приклеивалась к глазам с момента своего скульптурного появления на сцене — и уже не отлипала. Чтобы вслушаться в ее арии с народными рецептами лечения крови, требовались усилия. «Трыста грамм чеснока литр чистого спирта настаиват тры недели принимат по двадцат капел на полстакана воды». Текст — восторг, лекарство. И тоже… современная музыка: композитор сопроводил все детали этой партии не только точными указаниями длительности и высотности, но и смайликами — с каким выражением на лице это произносить, простите, петь.

Все мыслимые и немыслимые звуковые задачи оркестр и хор MusicAeterna, сидевший, как добрый зритель, в ложах бенуара, под управлением Теодора Курентзиса выполнили на ура. Но что-то в вампирстве этой современной оперы оказалось не так. Важные для композитора физиология звука и слов, предстающих не надписями на бумаге, а напряжениями диафрагмы, кусочков тела, мышц лица, как и прочие составляющие его звуко-объектной вселенной, скользя по слуху, стали утомлять рациональностью и предсказуемостью. Слушателю поневоле пришлось увлечься невиданными качествами символистского театра. Возможно, даже расслышать одним из его лечебных обертонов мысль проезжавшего Уралом доктора Живаго: «Искусство всегда, непереставаемо, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти. И неотступно творит жизнь». Искусство Терзопулоса и Кунеллиса — да. И кажется, самый темный человек из публики за «Носферату» поставит театру Терзопулоса — Кунеллиса «плюс», а вот что ставить опере — задумается.

поиск