14 декабря 2019
Сегодня
15 декабря 2019
24 декабря 2019
25 декабря 2019
27 декабря 2019
28 декабря 2019
29 декабря 2019
31 декабря 2019
03 января 2020
04 января 2020
05 января 2020
18 января 2020
23 января 2020
24 января 2020
Пресса
  • Декабрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
  • Январь
26.09.2014
Ведомости: Теодор Курентзис выпустил в Перми «Дон Жуана» Моцарта

Игнорируя знакомую, в том числе и по Пушкину, христианскую идею возмездия, режиссер Валентина Карраско сделала спектакль про героя-жертву. Во время увертюры на видео полыхают открытки и люди, в финале — ад, выплевывающий ногу и вечно зеленый пиджак свободолюбца. Лексика аргентинки, пятнадцать лет работавшей в каталонской группе La Fura dels Baus, через запятую выдает сюрреализм, гиньоль, артхаусное видео, парад нетрадиционалов с хором Viva la liberta, гэг с заложником-Лепорелло. Легкомыслием пресловутой dramma giocoso — веселой драмы, которую де сочинил Моцарт, обольщаться излишне.

Центральный образ спектакля — гигантский стеллаж с голыми манекенами: намек на Моцартову могилу для бедняков, а вообще-то аллегория Страшного суда. Но ведь и в земных приключениях Дона с усиками Сальвадора Дали и шевелюрой Владимира Раннева — читай: художник, поэт, творец — преследуют манекены и толпа с ортопедическими скрепами. Тут они — на гульфике, бедре, а там — на головах либо близко к сердцу и душе. Мысль, которую развивает Карраско, не из соблазнительных: если ад — место, где все горит огнем, то жизнь — то же самое, только без огня. Потому-то в ней так редки зеленые приметы чьего-то цветения. Не иначе как режиссер идентифицировала сегодняшнего Дон Жуана с самим Теодором Курентзисом.

После юношески румяной Cosi fan tutte и исходящей соками «Свадьбы Фигаро» в Курентзисовом «Дон Жуане» сильнее ночное, тревожащее. Поверх аутентичного фасада он словно вешает сетку пауз. В волнующем шепоте continuo дает расслышать и кудесника-хаммерклавириста (Джори Виникур), и тонюсенькие рулады мандолины с барочной гитарой. Оркестр musiсAeterna не разглаживает, а как бы, напротив, ищет дорогие морщинки, делающие физиологию соприкосновений с Моцартом таким для каждого личным и по-сегодняшнему важным событием.

Кроме двух превосходных Жуанов (Симоне Альбергини и Андре Шуэн), первых Лепорелло (Гвидо Лонкосоло), Церлины (Фанни Антонелу) и Командора (Мика Карес) со вторым Оттавио (Магнус Ставеланд), все певцы были свои. Наталья Кириллова (Эльвира) явила более высокий — после партии Графини — градус мастерства, как и Гарри Агаджанян (Лепорелло). Юная Дарья Телятникова (Церлина) предстала ко всему готовой актрисой. Дебютный же выход Надежды Павловой (Анна) стал сенсацией, после которой впору только изумиться регулярности поставляемых балетно-оперной Пермью надежд.

Елена Черемных | Ведомости

поиск