12 декабря 2019
Сегодня
13 декабря 2019
14 декабря 2019
15 декабря 2019
24 декабря 2019
25 декабря 2019
27 декабря 2019
28 декабря 2019
29 декабря 2019
31 декабря 2019
03 января 2020
04 января 2020
05 января 2020
18 января 2020
23 января 2020
24 января 2020
Пресса
  • Декабрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
  • Январь
17.11.2014
Business-Class: Невеста большого стиля

В середине октября пермяки вновь увидели на сцене Пермского театра оперы и балета один из шедевров русской музыкальной классики оперу Римского-Корсакова «Царская невеста».

Сюжет оперы построен на реальном историческом факте. В XVI веке Московское царство укрепилось и возвысилось. До этого времени великие государи могли заключать только династические браки, этот обычай сменился, и теперь невесту царя выбирали из лучших девушек государства. В 1572 году Иван Грозный устроил в Александровской слободе смотрины: на них собрали более двух тысяч девушек знатного и простого происхождения из разных городов царства. Долго Иван Грозный сравнивал невест по красоте и уму и наконец остановил свой выбор на Марфе Собакиной, дочери новгородского купца. Но дальше случилось непредвиденное. Как пишет Карамзин в своей «Истории государства Российского», «…царская невеста занемогла, начала худеть, сохнуть; сказали, что она испорчена злодеями, ненавистниками Иоаннова семейного благополучия».

«Среди опер Римского-Корсакова эта — самая популярная, ее ставят чаще других, — рассказывает Валерий Платонов, главный дирижер Пермского театра оперы и балета. — «Царскую невесту» очень любят певцы, потому что у солистов здесь есть возможность проявить не только свой вокальный талант, но и драматический».

Действительно, в опере есть все, чтобы удерживать внимание публики: власть, любовь, обман, ревность, толкнувшая на злодейство, измена — и все это на фоне великих событий русской истории.

Особый интерес представляет спектакль в культурологическом аспекте.

Опера «Царская невеста» поставлена в Пермском театре оперы и балета в 1957 году. Это образец уже ушедшего в прошлое так называемого большого стиля. Большой имперский стиль в оперном и балетном искусстве зародился еще в XIX веке. Оказался востребован он и при советской власти, достигнув расцвета к середине прошлого века, наряду со сталинским ампиром в архитектуре и парадными портретами в живописи.

Одной из характерных примет оперного большого стиля является повышенное внимание к визуальной стороне спектакля: живописные декорации, исторические интерьеры, «богатые» костюмы. Именно так, с жемчугами и кокошниками, поставлена пермская «Царская невеста».

Сегодня, режиссеры, работая с классическими операми, часто укорачивают их, переписывают либретто, переносят действие в наши дни и наполняют сцену современными атрибутами. На этом фоне интересно посмотреть совсем другой подход к работе, во всей чистоте жанра.

За свой долгий срок жизни на пермской сцене оперный спектакль «Царская невеста» прошел через несколько обновлений. Процесс этот состоит в основном в создании новых (но точно копирующих старые) костюмов и декораций, но не затрагивает ни режиссуру, ни музыку, ни концепцию спектакля.

Очередное обновление «Царской невесты» состоялось не так давно, и этой осенью пермские зрители в очередной раз смогли увидеть одну из лучших русских опер во всей красе большого стиля.

Ольга Яковлева | Business Class

поиск