23 мая 2019
Сегодня
04 июня 2019
05 июня 2019
17 июня 2019
18 июня 2019
19 июня 2019
Пресса
  • Май
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
  • Июнь
02.12.2014
Business-Class: Пермский период Моцарта

Эта неделя в Перми проходит под знаком Моцарта и Курентзиса. В Пермском театре оперы и балета завершена работа над одним из самых больших и амбициозных проектов: за три года один за другим были поставлены три оперы, созданные великим композитором в содружестве с великим либреттистом. Руководителем проекта и дирижером всех постановок был Теодор Курентзис. 

Первой оперой трилогии стала Cosi fan tutte («Так поступают все»), впервые в истории российской сцены поставленная в аутентичной манере. 

За постановку Cosi fan tutte Теодор Курентзис получил «Золотую маску –2013» за лучшую работу дирижера в опере. В 2012 году была поставлена «Свадьба Фигаро». И здесь за виртуозную работу хаммерклавирист Максим Емельянычев был отмечен спецпризом «Золотой маски – 2014». В 2014 году трилогия завершилась постановкой самого знаменитого моцартовского шедевра – оперы «Дон Жуан». 

О каждой из этих постановок Пермского оперного написано много, но большинство критиков сходятся во мнении, что так Моцарта раньше не играли. Появился новый культурный феномен – «пермский Моцарт».

Самого Курентзиса часто спрашивают: почему его Моцарт другой? Дирижер объясняет, что «его Моцарт» наиболее приближен к оригинальному замыслу автора, и это необычно для публики. За долгую историю исполнения музыки Моцарта ее не раз адаптировали, особенно этим «грешили» в эпоху романтизма, и именно этот романтизированный вариант все и привыкли воспринимать как «настоящего» Моцарта. 

Музыка в Пермском оперном звучит по-другому еще и потому, что в оркестре собраны аутентичные инструменты с настоящими жильными струнами, как это было во времена Моцарта. Солисты и хор соблюдают певческую традицию того времени.

Но есть и еще один важный момент – смелость дирижера в обращении с музыкальными шедеврами. Режиссер Валентина Карраско, поставившая вместе с Курентзисом на пермской сцене оперу «Дон Жуан», отмечала: «Для него музыка – не ноты, не точно написанная четкая схема, а открытая система, живой дышащий организм. И он спокойно может где-то каденцию добавить – и музыка начинает дышать свежо. Тем самым Теодор сохраняет ее свободный дух. Именно так поступали во времена, когда эта музыка была создана: хотел певец где-то каденцию добавить – и добавлял, и композиторы с ним соглашались».

Непривычная экспрессивная манера дирижирования Теодора Курентзиса дополняется отсутствием привычной дирижерской палочки в руках. «Палочка – не более чем предмет для внешней идентификации профессии», – утверждает Курентзис. Он считает, что управлять оркестром, держа в руке палочку, все равно что прикасаться к чему-то в перчатках: невозможно ощутить подлинность ощущений и впечатлений. 

Работу дирижера иногда сравнивают с работой театрального режиссера. И тот и другой работают с коллективом, представляют свою трактовку произведения публике. Но режиссер не присутствует на сцене, а дирижер все время ощущает – в буквальном смысле этого слова – всем телом энергетику зала и его настроение. И всегда существует искушение: сыграть так, чтобы понравиться залу. По словам Теодора Курентзиса, даже самый благожелательно настроенный зал не всегда понимает замысел дирижера, но сам он никогда не идет на компромисс и не предлагает публике «пряник». «Дирижер должен быть честен прежде всего с самим собой» – это один из основных принципов Теодора Курентзиса. Главное для него – научить людей по-настоящему слышать и чувствовать музыку, а не подстраиваться под их вкус. 

«Пермский Моцарт» станет известен всему миру благодаря CD-дискам компании Sony Classic, которая подписала с Теодором Курентзисом и Пермским театром оперы и балета эксклюзивный долгосрочный контракт. 

Первый же диск с оперой Le nozze di Figaro («Свадьба Фигаро»), выпущенный в феврале этого года, стал событием в музыкальном мире. Запись удостоилась престижной премии ECHO Klassik в номинации «Лучшая запись года: опера XVII-XVIII века» и стала CD года по версии журнала Opernwelt. В конце года выйдет диск с оперой Cosi fan tutte («Так поступают все»), на осень следующего года запланирован выход Don Giovanni («Дон Жуан»).

Сегодня Soni может смело поставить в план еще одного Моцарта: Теодор Курентзис вместе с хором и оркестром musicAeterna приглашен поставить оперу «Милосердие Тита» на самом престижном в мире Зальцбургском музыкальном фестивале. Как рассказал Теодор Курентзис, постановка будет осуществлена в 2017 году. и он очень надеется, что ему удастся показать «Милосердие Тита» в Перми. «Пермский период» Моцарта продолжается.  

Ольга Яковлева | Business-Class

поиск