12 декабря 2019
13 декабря 2019
14 декабря 2019
15 декабря 2019
24 декабря 2019
25 декабря 2019
27 декабря 2019
28 декабря 2019
29 декабря 2019
31 декабря 2019
03 января 2020
04 января 2020
05 января 2020
18 января 2020
23 января 2020
24 января 2020
Пресса
  • Декабрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
  • Январь
19.12.2014
Snob: Рок-дирижер и «Королева индейцев» на «Маске» будущего

23 декабря 2014 года на Новой сцене Большого театра — неофициальный старт фестиваля «Золотая маска» грядущего 2015 года. Первым спектаклем в гастрольной программе стала «Королева индейцев», проект Пермского театра оперы и балета. За пультом — Теодор Курентзис. Все билеты наверняка уже проданы.

Во внеконкурсной программе только что завершившегося фестиваля «Артдокфест» чуть ли не впервые в Москве показали документальный фильм Conduction, редкий в нашей киноиндустрии опыт вполне себе художественного, хоть и неигрового произведения. Это кинопортрет Теодора Курентзиса, возможно, единственного российского маэстро, за которым легко наблюдать в течение часа экранного времени и не испытывать скуки. Сопоставление дирижера Курентзиса с рок-звездой уже обычное дело, но избежать его невозможно. Курентзис (вдохновивший, например, Евгению Микулину, главреда AD и автора изящной любовной хоррор-дилогии, на образ богемного вампира) обладает особой — скорее, микджаггеровской — энергетикой и транслирует ее и оркестру, и зрителям. Благодаря этой космической энергии (а еще нечеловеческому упорству, трудолюбию и перфекционизму, которые в фильме Conduction тоже запечатлены) Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского сегодня в лидерах — что, похоже, совершенно безразлично пермской власти. Но я сейчас не собираюсь пересказывать историю конфликта Курентзиса и краевого минкульта, обострившуюся в прошлом сентябре; в конце концов, скоро Новый год и гастроли «Королевы индейцев» в Москве, настроение праздничное, и если в Деда Мороза или королеву фей верить уже как-то не получается, то в благополучное разрешение конфликтов и новые творческие достижения — еще можно.

«Королева индейцев» — спектакль, получивший семь номинаций на национальную премию «Золотая маска», включая, разумеется, и дирижерскую работу, и режиссерскую — американского профи Питера Селларса. Он идет первым в гастрольной программе фестиваля «Золотая маска» — непреднамеренно, конечно, но эта вольная интерпретация короткой семи-оперы Генри Перселла, копродукция Перми с мадридским Teatro Real и Английской национальной оперой, выглядит значительнее большинства других номинантов и, похоже, будет соревноваться в первую очередь с другой пермской оперой — «Носферату» современного композитора Дмитрия Курляндского, поставленной греком Теодором Терзопулосом с использованием сценографии великого Янниса Кунеллиса. Эта «Королева» уникальна и в мировом, так сказать, масштабе: дело в том, что Перселл умер в 1695 году, оставив «Королеву индейцев» незаконченной; на самом деле за этим названием стоит лишь несколько разрозненных сцен, то есть около часа музыки на не слишком ладное либретто. По сути, Курентзис и Селларс сочинили новую оперу, дополнив музыкальный текст хорами, написанными Перселлом в юности, его же песнями для театра, известными прежде всего в концертном исполнении, и цитатами из исторической мелодрамы никарагуанки Розарио Агилар «Потерянные хроники terra firma». Для жанра семи-оперы драматические сцены в таком же порядке вещей, как и танцевальные, которых в пермской «Королеве» тоже немало.

Вадим Рутковский | Snob.ru

поиск