06 декабря 2019
Сегодня
07 декабря 2019
08 декабря 2019
10 декабря 2019
12 декабря 2019
13 декабря 2019
14 декабря 2019
15 декабря 2019
24 декабря 2019
25 декабря 2019
27 декабря 2019
28 декабря 2019
29 декабря 2019
31 декабря 2019
03 января 2020
04 января 2020
05 января 2020
18 января 2020
23 января 2020
24 января 2020
Пресса
  • Декабрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
  • Январь
29.01.2015
Business-Class: «Сказки Гофмана» в оперном театре – пермяков на сцене заметно больше

В Пермском театре оперы и балета им. Чайковского состоялась премьера фантастической оперы «Сказки Гофмана». Казалось бы, после летнего фестиваля им. Дягилева, после громкой премьеры «Дон Жуана» и повторения «Королевы индейцев» пермскую аудиторию уже мало чем удивишь. Но, признаем, у Катерины Евангелатос, режиссера-постановщика оперы Жака Оффенбаха, «шалость удалась».

«Сказки Гофмана» – одна из главных французских опер XIX века наряду с «Кармен» Жоржа Бизе и «Фаустом» Шарля Гуно. Жак Оффенбах не успел закончить свою работу – и тут возникает большой простор для интерпретаций у каждого нового постановщика. В либретто Жюля Барбье входят три произведения Эрнста Теодора Амадея Гофмана: «Песочный человек», «Сказка о потерянном времени» и «Советник Креспель». Главный герой – собственно, сам Гофман – повествует о своей истории трансформирующейся любви, каждый раз воплощающейся в разных героинях и в разное время.

Катерине Евангелатос удалось изумительно передать настроение всех трех актов. Они отсылают зрителя к разным эпохам, и здесь неважен хронологический порядок. Первое действие – «Олимпия» – происходит в Париже 60-х годов. Представьте: расцвет научных открытий вперемешку с сексуальной революцией. Гротеск виден сразу: от деталей (например, наряд Олимпии сделан из резиновой куклы из секс-шопа) до игры исполнителей – изобразить механизм или безумного ученого все-таки нужно уметь. Второй акт, «Антония», – 30-е годы, атмосфера немецкого сумасшедшего дома в Мюнхене, время подъема Гитлера и надвигающихся войн, совсем другое настроение. Зрители его переняли – замечу, что после второго действия все вышли в состоянии сопереживания и меланхолии с ноткой трагичности. Последний акт – «Джульетта»: коварная куртизанка приглашает нас в 70-е годы, в мрачный клуб, где все разрешено, будь то кокаин, который нюхает на сцене Дапертутто, или азартные игры. Это в то же время и воссоздание мифического царства Аида, в котором главный герой не посмеет противостоять плотским утехам и потеряет свое отражение, соответственно, и самого себя. В общем, все как в сказке: чем дальше – тем страшнее. Режиссер оставляет зрителю выбор – в конце он должен сам объяснить, что случилось с Гофманом: катарсис и новая жизнь или свет в конце туннеля, за которым больше ничего не будет.

Технически постановка очень сложная – помимо классических приемов задействованы визуальные эффекты: часть антуража проецируется, часть подвешена, часть – приходит в действие и начинает «закручивать» актеров в танце. Неслучайно, три действия разделяются продолжительными антрактами – нужно успеть переоборудовать сцену к каждой новой истории «Сказок». Этот спектакль – радость для визуалов, многое здесь раскрывается через световые нюансы.

Отдельно стоит отметить состав труппы. Их два, опера отличается тем, что количество артистов на сцене можно варьировать – партии написаны таким образом, что они дублируются персонажами. Похоже, руководство оперного театра прислушалось к критике: в каждой новой постановке все больше именно пермских исполнителей: в новом спектакле, к примеру, задействованы Сергей Власов, Олег Иванов, Айсулу Хасанова. Если в «Дон Жуане» одну из главных ролей сыграла Наталья Кириллова, то здесь на премьере блистала Наталья Буклага. Один из моментов, который может повергнуть в шок, – то, что Олимпию исполняет Надежда Кучер: та самая прекрасная Донья Исабель из «Королевы индейцев» танцует а-ля стриптиз в образе механической девушки.

Чего только не приходилось артистам выполнять на сцене – и здесь снова отсылка к дягилевскому фестивалю. Раздеваться, кстати, не пришлось, но зато следовало работать с животными: в спектакле задействованы две собаки, которые призваны добавить драматизма в последнем акте. Помимо этого, зритель может увидеть акробатические номера, «перфоманс» с черной краской, выходы актеров в зал, пение из зала, много юмора и еще больше – мистики.

Относиться к современным постановкам можно по-разному. Однозначно, увидеть это стоит. А когда кажется, что режиссерские задумки скатываются то ли в злободневность, то ли в сумасбродство, следует закрыть глаза и наслаждаться исполнением музыки оркестром, хором и солистами. Последнее, как всегда, на высоте.

Источник


поиск