21 февраля 2020
Сегодня
26 февраля 2020
27 февраля 2020
11 марта 2020
12 марта 2020
15 марта 2020
17 марта 2020
18 марта 2020
22 марта 2020
26 марта 2020
29 марта 2020
30 марта 2020
Пресса
  • Февраль
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
  • Март
05.08.2015
NewsKo: «Золотая маска» для Питера Селларса»

Начинается всё в Марселе: огромный мультикультурный город-порт — ещё и место проведения великолепного фестиваля современной хореографии. От Марселя фестивальная эстафета движется на север: Экс-ан-Прованс, Авиньон, Оранж… Фестиваль здесь в каждом городе, и не какой-нибудь «калейдоскоп» из всего подряд: каждый фестиваль — по делу, если уж джаз, то на всю Европу, если уж фортепианный фестиваль, то лучший в мире.

Фестиваль музыкального театра в Экс-ан-Провансе не нуждается в особых представлениях. Участие в нём — честь для любого музыкального театра, и то, что художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис и хор MusicAeterna стали хедлайнерами фестиваля 2015 года, — это ещё один знак мирового признания.

С 13 по 17 июля в Экс-ан-Прованс съехались топ-менеджеры пермского театра — исполнительный директор Галина Полушкина, генеральный менеджер Марк де Мони, главный хормейстер Виталий Полонский, руководитель пресс-службы Василий Ефремов, который и рассказал «Новому компаньону» о событиях фестиваля.

Экс — это, говоря по-пермски, Прованс-Прованс. Небольшой городок, сохранивший дух провинциальной, деревенской Франции. Узкие улочки, маленькие площади и букет сногсшибательных ароматов — свежие булочки, пряные травы. Трижды в неделю работают рынки — фермерский и блошиный, и оба полны соблазнов. Экс позиционирует себя как город Сезанна, и везде можно взять специальную карту «сезанновских мест», пройти по «сезанновскому маршруту».

Знаменитый фестиваль гнездится в историческом архиепископском дворце: весь дворец — офис фестиваля, а сцена находится во дворе, под открытым небом.

Представления начинаются очень поздно, спектакли идут с 22:00 до 1:00. Когда зрители выходят с территории дворца, исторический центр города погружён в кромешную тьму, лишь на главной улице Мирабо от фонтана до памятника королю Рене (тому самому, из «Иоланты») — витрины, реклама, припозднившиеся туристы. И — наконец-то прохлада! Каменный город остывает быстро, и после +36 градусов днём гулять по ночному Эксу очень приятно.

Хор MusicAeterna прожил по частным квартирам Экса целый месяц, поскольку репетировал две фестивальные оперные постановки — «Альцину» Генделя и «Похищение из сераля» Моцарта.

Постановка «восточной» оперы Моцарта вызвала на фестивале небольшой скандал. После серии террористических атак, прошедших во Франции в связи с «Шарли Эбдо» и не только, директор фестиваля Бернар Фоккруль изъял из спектакля все «острые» сцены, придуманные режиссёром Мартином Кушеем: с флагом ИГИЛ, с казнью…

В связи с этим была отпечатана специальная «извинялка», разложенная по всем программкам.

Это, впрочем, ничего не говорит об эстетическом качестве постановки, которое было превосходным. Минималистические декорации — бесконечная пустыня на заднем плане и единственный предмет на засыпанной настоящим песком сцене, шатёр — расцвечивались мастерской световой партитурой, так что пустыня меняла цвет в зависимости от смены времени суток точно так, как это бывает на самом деле.

«Альцину» в Эксе поставила знаменитая Кэти Митчелл, модная звезда оперной режиссуры и постоянный участник фестиваля, ведь именно с Экса началась её карьера.

В этой постановке «Альцина» совсем не похожа на спектакль, который в своё время поставил в Перми Георгий Исаакян. Пространство сцены у Митчелл разделено на четыре комнаты, находящиеся на двух этажах. На первом этаже — жильё колдуний Альцины и Морганы. Когда колдуньи находятся в своих апартаментах — это страшные ведьмы, а стоит им выйти «в люди» — красавицы! На втором этаже — мастерская, где Альцина и Моргана превращают любовников в чучела животных. Удивительно, но мастерская действовала! Заходит в машину человек, а выезжает с другой стороны чучело. Просто чудеса!

Спектакль был такой зрелищный, что временами, по признанию Ефремова, зрители отвлекались от музыки, о Генделе забывали! Впрочем, прекрасная музыка быстро напоминала о себе, ведь в спектакле участвовал безупречный Фрайбургский барочный оркестр и невероятные солисты: знакомая пермякам Анна Прохаска в роли Морганы, не менее звёздная Патриция Петибон в роли Альцины и сам Филипп Жарусски в роли Руджеро (в Перми эту партию, написанную для контратенора, исполняли певицы).

В обеих неординарных постановках пермский хор занял весьма достойное место, о чём говорят многочисленные восторженные рецензии французской прессы, которые особо отмечали настоящий «барочный» звук пения.

А вот в дилогии «Иоланта» Чайковского / «Персефона» Стравинского хору выступить не пришлось. Знаменитая постановка, сделанная Теодором Курентзисом и режиссёром Питером Селларсом для Королевского театра в Мадриде, была адаптирована для Франции Лионским театром, и Бернар Фоккруль, проявив патриотизм, настоял на том, чтобы хор был лионский.

На «Иоланте» пермяки встретили старого знакомого: будущий интендант Зальцбургского фестиваля Маркус Хинтерхойзер специально приехал, чтобы посмотреть постановку Курентзиса и Селларса, которые в 2017 году будут ставить на его фестивале «Милосердие Тита» Моцарта.

MusicAeterna не только участвовала в спектаклях, но и блестяще выступила с несколькими концертными программами. В католическом костёле исполнили программу церковной музыки. На этот концерт прибыл композитор Филипп Эрсан, поскольку хор исполнял фрагменты его произведения Tristia, написанного по заказу Пермского театра оперы и балета.

Второй концерт состоял из произведений Игоря Стравинского и Генри Пёрселла. Дирижировал Теодор Курентзис, который сделал из концерта настоящий спектакль: он так сплёл произведения двух композиторов, что они шли как единое целое, и фестивальной публике даже не пришло в голову аплодировать в паузах. Хор пел, по признанию очевидцев, невероятно и при этом всё время двигался! Разве что лёжа не спели…

Наконец, ещё один концерт-сюрприз прошёл неофициально. Его подготовку проводили в страшном секрете от Питера Селларса. В перерывах между репетициями режиссёру говорили что-нибудь вроде: «Питер, погуляй пока, у нас тут дела…» Дело в том, что Селларс не смог приехать в Москву на вручение Национальной театральной премии «Золотая маска», и Теодор Курентзис привёз его «Маску» в Экс. Вручение обставили торжественно, позвали всех главных людей фестиваля, в том числе Бернара Фоккруля.

Церемония проходила в полумраке, как любит Курентзис, премию вынесли танцоры, занятые в «Иоланте». Звучала музыка Пёрселла. Поскольку была сплошная импровизация, «собирали» программу «на коленке», и единственный доступный хаммерклавир оказался без ножек. Хаммерклавирист играл лёжа…

Пермский театр оперы и балета расстаётся с Экс-ан-Провансом ненадолго: в феврале там будет гастролировать балетная труппа с «Жизелью» и новой постановкой «Лебединого озера».

поиск