30 ноября 2020
02 декабря 2020
17 декабря 2020
18 декабря 2020
23 декабря 2020
24 декабря 2020
25 декабря 2020
27 декабря 2020
28 декабря 2020
29 декабря 2020
30 декабря 2020
31 декабря 2020
Пресса
  • Ноябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
  • Декабрь
27.10.2016
NewsKo: Дух Моцарта витает над концертными площадками Перми

Один за другим в Перми проходят концерты, которые невозможно игнорировать. Открываются филармонические абонементы и концертные циклы в Театре оперы и балета, а фестиваль современной музыки Sound 59, напротив, вот-вот завершится. Но везде — громкие имена, изысканные концертные программы и приятные неожиданности.

Оркестр MusicAeterna сыграл уже второй симфонический концерт в едва начавшемся сезоне. Совсем недавно под руководством Дмитрия Синьковского, выступавшего в трёх лицах — певца, скрипача и дирижёра, — исполняли музыку барокко, и вот спустя всего неделю за пульт встал концертмейстер группы флейт Мартин Зандхофф, чтобы играть музыку романтизма.

Программа была выстроена так, чтобы все слушатели поняли: Шуберт вырос из Моцарта, а немецкая музыка — из итальянской. Было бы очень логично, если бы первым произведением в программе стала симфония или концерт самого Моцарта, тогда получилось бы двойное доказательство: не только в Шуберте можно услышать Моцарта, но и в Моцарте — прорастающего Шуберта. Однако и в предложенном варианте всё было предельно убедительно.

Начали с Пятой симфонии Шуберта. MusicAeterna показала все свои фирменные черты: виртуозное, исключительно чистое исполнение, сбалансированный звук, дающий публике возможность насладиться не только общим звучанием оркестра, но и легко вычленяемыми партиями всех групп инструментов. Играли в присущей этому оркестру эмоциональной манере: в отличие от многих других коллективов, исполнители не пилили сосредоточенно скрипки, а как будто пританцовывали под музыку, а концертмейстер Афанасий Чупин время от времени буквально взлетал над оркестром в творческом порыве.
 

Моцартовские мотивы звучали и в Концерте для трубы с оркестром Иоганна Непомука Гуммеля, в котором солировал трубач из Португалии Жоао Морейра. Партия солирующего инструмента здесь требует виртуозности прямо-таки нечеловеческой, и даже Морейра всеми любимый (особенно после блестящего выступления брасс-ансамбля MusicAeterna на последнем Дягилевском фестивале) исполнил её не абсолютно безупречно, что, впрочем, зрители предпочли не заметить.

Завершила концерт «Итальянская» Симфония №4 Феликса Мендельсона-Бартольди, и снова оркестр затанцевал, тем более что музыка к этому располагала: впечатлённый итальянской поездкой Мендельсон включил в симфонию мотивы народных танцев — от по­пулярной тарантеллы до древнего сальтарелло, ведущего происхождение из античности. Последний танец Мендельсон написал очень быстрым, и оркестр исполнил его прямо-таки в бешеном темпе, восхитив публику, которая затребовала «бис». Зандхофф не отказал, и прозвучало скерцо из музыки Мендельсона к шекспировскому «Сну в летнюю ночь», умиротворяющее и мягко напоминающее о том, что в музыке существует не только Италия.

***

Группу виолончелей оркестра MusicAeterna в этом концерте возглавлял часто сотрудничающий с коллективом Алексей Жилин из Санкт-Петербурга, который через день выступил в дуэте с пианисткой Ингой Дзекцер в Органном зале филармонии в рамках концертного абонемента «Виват, ансамбль!».

Программа концерта была составлена так, чтобы зрители буквально искупались в красивой музыке. Ведущая концерта — музыковед Галина Баталина, которая украшала программу любопытными историческими и биографическими фактами, заранее предупредила зал, что количество красоты будет зашкаливать. Все произведения, в разной степени популярные, были чрезвычайно мелодичными и лёгкими для восприятия. Звучали стопроцентные хиты: «Элегия» Габриеля Форе, «Либертанго» Астора Пьяццоллы… Но, будто отсылая к концерту «Вечной музыки», тон задавали романтики, в том числе, разумеется, Шуберт. С его сонаты «Арпеджионе», написанной для несуществующего ныне инструмента, совмещавшего черты гитары и виолончели, концерт начался.

Собственно, если бы этим произведением программа исчерпывалась, зрители, наверное, не были бы слишком разочарованы: сыграно было блестяще, меломаны насладились не только шубертовской мелодичностью, но и великолепной ансамблевостью, когда одинаково увлекательно следить и за тем, как виолончель и фортепиано передают друг другу мелодию, и за тем, как их звуки сливаются.

Но за Шубертом последовало ещё довольно много произведений, в том числе «Либертанго» в чрезвычайно не­обычном, но музыкально оправданном переложении. Программа была разнообразной, но составленной с железной музыкальной логикой. И, конечно, не обошлось без «бисов».

***
 

Между симфоническим и камерным концертами в городскую музыкальную повестку втиснулось предпоследнее событие X Международного фестиваля современной музыки Sound 59 — концерт «Музыка северного ветра». Концерты под этим названием обычно были принадлежностью проводимого Пермским институтом культуры «Норд­феста», но на сей раз неугомонный двигатель пермского музыкального прогресса композитор Игорь Машуков «скрестил» два фестиваля, чтобы мировые премьеры произведений, написанных под влиянием северного фольклора, прозвучали в подходящем контексте.

«Музыка северного ветра» не просто даёт слушателю панораму музыки стран Северной Европы, но и вписывает произведения российских, в том числе пермских, композиторов в определённый культурный контекст, и невозможно не признать, что контекст абсолютно верный. От голландца XVI века Яна Свелинка до эстонца века XXI Арво Пярта — вся музыка была пронизана нордическим духом. В мелодиях слышалась первобытная дикость в сочетании со сдержанностью, даже скупостью высказывания, как будто звуки замёрзли, а композиторы были вынуждены отчаянно их экономить.

Звучала музыка норвежца Эдварда Грига, финна Яна Сибелиуса, датчанина Карла Нильсена — классическое обрамление для другой музыки, той, которая является главным героем фестиваля Sound 59, — музыки XXI века. Поклонники этого направления с огромным удовольствием слушали «Ожерелье саамских песен» Игоря Машукова — блестящий пример сочетания народных мотивов с современными музыкальными приёмами: здесь есть и электроника, и препарированное фортепиано. Премьера произведения состоялась год назад, и оно уже имеет определённую репутацию в музыкальном мире.

Прекрасно сочеталось с «Саамскими песнями» новое произведение петербургского композитора Игоря Воробьёва «Ижорская свадьба». Ижорцы — коренное население Петербуржья, угро-финский народ, от которого осталось человек 300, но традиции и фольклор хорошо изучены, в том числе довольно причудливый свадебный обряд, который и вдохновил композитора. «Ижорская свадьба» не только идеологически напоминает машуковское «Ожерелье…», она и композиционно устроена подобно ему, и для тех же инструментов написана — фортепиано, скрипка, виолончель, кларнет, электроника. Получилась интересная перекличка.

Игорь Воробьёв к музыкантам немилосерден: музыка написана в очень быстром темпе, она требует драматичной, эмоциональной игры, исполнители должны порой имитировать звучание народных инструментов, да ещё и притопывать и выкрикивать. Пианистка Дарья Силуянова вынуждена была играть одной рукой на клавишах фортепиано, а другой — на его струнах, создавая имитацию звука гуслей. Девушке пришлось чуть ли не акробатикой заниматься, музицировать в немыслимой позе, не теряя музыкальности, драйва и ансамблевости.

Всё это непросто: музыканты, играющие современную музыку, должны уметь пользоваться голосом, ногами, руками, всем телом — и не абы как, а музыкально. Для этого нужен особый вкус к подобной музыке, особые компетенции. К счастью, в Перми с недавних пор есть ансамбль, специально «заточенный» под современную музыку — Red Sound, состоящий из солистов оркестра MusicAeterna (впрочем, там все — солисты) и двух пермских пианисток. В концерте «Музыка северного ветра» участвовали кларнетист Сергей Елецкий, виолончелист Юрий Поляков и скрипач Андрей Сигеда. Все они обращались со звуками как с высочайшей ценностью. Огромное впечатление оставила пьеса Арво Пярта Spiegel im Spiegel в исполнении Андрея Сигеды: в минималистическом произведении на каждый отдельный звук ложится особая смысловая нагрузка, и скрипач отлично это понимает.

Прекрасно вписалась в общую компанию Дарья Силуянова, которую уже можно назвать состоявшимся исполнителем современной музыки. Она не только прекрасно играет соло, но и с ансамблем чудесно сочетается. Несколько сложнее обстоят дела у второй пианистки — Виктории Зориной. Pavana Lachrimae Яна Свелинка она играла чересчур старательно, без полёта, без нужной лёгкости. Впрочем, у девушки есть большое желание стать концертирующей пианисткой, это поможет ей многого добиться.

В концерте была представлена ещё одна премьера — «Духовный стих» пермского композитора Геннадия Широглазова, написанный на старообрядческие тексты из Верещагинского района Пермского края. Произведение чрезвычайно непростое в гармоническом отношении, оно, к сожалению, прозвучало хуже, чем могло бы. Широглазов написал две вокальные партии — для меццо-сопрано (пела солистка Пермского театра оперы и балета Наталья Буклага) и для народного голоса, партию которого исполняла этномузыколог Лилия Соколова. К сожалению, последняя разительно выбивалась из ансамбля. Народный голос, который всё чаще используется в произведениях современной музыки, должен быть всё-таки профессиональным, по крайней мере — достаточно сильным и гибким, чтобы сочетаться с музыкальными инструментами, да ещё и в таких виртуозных руках.

Словом, «Духовный стих» достоин лучшего исполнения. Тем не менее у Широглазова был праздник — его пришла поздравить чуть ли не вся киностудия «Новый курс» во главе с директором Владимиром Соколовым, ведь композитор пишет музыку к большинству пермских фильмов.

* * *

Три концерта, прошедшие один за другим — 16, 17 и 18 октября, — продемонстрировали, насколько важен для Перми оркестр MusicAeterna. Симфонический цикл, филармонический камерный абонемент, фестиваль современной музыки — его музыканты везде. Возникает недоумение: когда они отдыхают? Концерты с их участием проходят каждый день — то в частной филармонии «Триумф», то в библиотеке им. Пушкина, то благотворительный концерт в монастыре… Иногда — одновременно несколько на разных площадках!

Слушатели уже привыкли. К хорошему привыкаешь легко и быстро — кажется, что так было всегда, что это в порядке вещей…

А ведь ещё пять лет назад этого не было.

Юлия Баталина | NewsKo

поиск