14 декабря 2019
Сегодня
15 декабря 2019
24 декабря 2019
25 декабря 2019
27 декабря 2019
28 декабря 2019
29 декабря 2019
31 декабря 2019
03 января 2020
04 января 2020
05 января 2020
18 января 2020
23 января 2020
24 января 2020
Пресса
  • Декабрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
  • Январь
23.01.2018
Пятница: «Щелкунчик» обрёл русскую почву

Новый год ознаменовался появлением в репертуаре Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского новой версии «Щелкунчика». Постановку осуществил главный балетмейстер коллектива Алексей Мирошниченко.

В этой работе хореографа подчёркнуто значение балета как шедевра именно русской музыкальной культуры. Начать с того, что волею творческого коллектива действие перенесено в Петербург конца XIX века. Это дань истокам: премьера балета, которому наряду с «Лебединым озером» было суждено стать символом искусства танца, состоялась в Мариинском театре в 1892 году. Думается, никто не станет спорить, что слава балета Чайковского и Мариуса Петипа намного превзошла известность сказки немца Эрнста Гофмана, давшей двум российским гениям литературную основу. Костюмы действующих лиц — те, что носят в «реальном» мире, — соответствуют моде конца позапрошлого столетия. Новая постановка посвящена 125-летию творения, пришедшемуся на 2017 год, она осуществлена при поддержке Министерства культуры РФ.

Все сцены, знакомые с детства, разворачиваются в своей прекрасной предсказуемости, за которую зрители и любят «Щелкунчика», которая и влечёт людей каждую зиму в музыкальный театр: бойкая увертюра, настраивающая на ожидание волшебства, битва с мышиным войском под командованием Трёхголового короля, безумной красоты «Вальс цветов», блистательный дивертисмент танцевальных номеров во втором отделении… Крёстный Дроссельмейер, сводящий два мира, предстанет в непривычном, будто неуклюжем, обличье; однако постепенно у зрителя будет расти впечатление, что он не просто родственник и не только друг семьи… В первом отделении полностью показана легенда о принцессе Пирлипат — вставная новелла, печальная притча, содержащая намёк другим юным героям, которым вскоре предстоит дать бой Мышиному королю, но это, как выяснится, окажется не единственным испытанием.

«У нас новое либретто и хореографический план заново сочинён, — комментирует Алексей Мирошниченко. — Эстетика меняется со временем, поэтому необходимы новые версии классических спектаклей. А у нас именно классический спектакль, он поставлен по канонам балета большой формы».

Ёлка в момент перемещения Маши (ранее Мари) с её спутником в сказочное пространство в самом деле вырастет на глазах у публики, так что у смотрящих возникнет ощущение уменьшения в росте вместе с героями. Красочные облачения персонажей Блюменбурга радуют взор. Наконец, музыка в иные моменты, вроде крушения сказочного мира, ознаменовавшегося обратным превращением Принца в Щелкунчика, навевает чувство полной трагедии, какой не ждёшь от «детского» спектакля.

«Многие согласны, что полная сила музыки Чайковского до сих пор не раскрыта, — поведал Мирошниченко, — поскольку Пётр Ильич писал «под» предоставленное либретто, однако то, что у него получилось, много шире и мощнее замыслов Петипа. Об некоторые места в сюите за минувшие десятилетия многие хореографы, выражаясь близко к «Щелкунчику», сломали зубы».

Однако самым неожиданным будет финал. Маша просыпается и не видит в комнате деревянной куклы, которую оставила при себе... как то было раньше. Бурные впечатления, пережитые ночью, переполняют девушку, теснят грудь, и ей хочется на воздух. Воспользовавшись первым же предлогом, Маша спешит на ярмарку на уличный каток… всех гуляющих она словно уже встречала где-то недавно, и — здесь в толпе знакомится с племянником Дроссельмейера, молодым кавалером, которого тоже будто видела раньше… Да и он будто узнал её…

В афише пермского «Дома Чайковского» «Щелкунчик» значится 14 и 15 февраля.

Владимир Зоркий | Пятница

поиск