22 августа 2019
Сегодня
29 августа 2019
31 августа 2019
01 сентября 2019
03 сентября 2019
04 сентября 2019
05 сентября 2019
07 сентября 2019
08 сентября 2019
11 сентября 2019
12 сентября 2019
13 сентября 2019
14 сентября 2019
15 сентября 2019
17 сентября 2019
18 сентября 2019
19 сентября 2019
21 сентября 2019
22 сентября 2019
24 сентября 2019
25 сентября 2019
26 сентября 2019
29 сентября 2019
Пресса
  • Август
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
  • Сентябрь
14.02.2018
NewsKo: Старомодное признание

Слово «старомодный» в заголовке вовсе не несёт негативного смысла. Оно, скорее, перекликается с названием арбузовской «Старомодной комедии», где рассказывается лирическая история немолодых людей. В этом вечере, прошедшем в частной филармонии «Триумф» 10 февраля, была и лирика, и тонкий оттенок по-хорошему старомодного стиля. Выдержанный стиль — это всегда хорошо, а в сценической истории Владимира Елина и Ольги Захаровой стиля всегда было предостаточно.

Выпускники Московской консерватории, они познакомились на учёбе и поженились на четвёртом курсе. В Пермский театр оперы и балета приехали, потому что Захарова родом из Перми. Столичная школа — и вокальная, и актёрская — всегда давала себя знать в их творчестве, но карьеры певцов складывались по-разному: Захарова рано начала петь все колоратурные партии и мгновенно стала примадонной вердиевского репертуара с Джильдой и Виолеттой. Елин же «раскачивался» медленно.

Вообще, бас — голос «поздний», «созревает» долго. Зато работал Елин гораздо дольше супруги — он пел в театре почти полвека! Его последней ролью стал король Рене в «Иоланте» в постановке Георгия Исаакяна в июне 2007 года. Певцу как раз исполнилось 75 лет. Конечно, свежести и яркости голоса в этом возрасте ждать не приходится, но выступление Елина было настоящим мастер-классом сценического благородства и хорошей вокальной школы: пусть сам голос был уже не в лучшем состоянии, но как певец им владел! Молодые и голосистые редко это умеют. Очень впечатляла его стать, царственное достоинство в каждом движении — ему вообще удавались роли царей, князей и прочих значительных личностей. Казалось, что Елин — аристократ в каком-то очень-очень дальнем поколении, и поверить было невозможно, что по первой профессии он токарь и петь начал в заводской самодеятельности.

Кстати, с самодеятельностью у певцов всю жизнь были особенные отношения. На протяжении 40 лет Елин и Захарова вели вокальную студию в Пермском государственном университете (нынешнем ПГНИУ), и их ученики — и «физики», и «лирики», и «естественники» — занимали призовые места на студенческих «вёснах», становились университетскими звёздами, а некоторые сменили профессию и ушли в вокалисты. За 40 лет педагоги открыли оперный мир для сотен молодых людей, которые до сих пор благодарны им за это. На вечере, который артисты оперной труппы устроили в честь 85-летия Владимира Елина, юбиляру передали привет от университетского профессора из США, физика — выпускника вокальной студии, заядлого меломана, специально приезжающего в Пермь на Дягилевский фестиваль.
 

Юбилей Владимира Елина состоялся летом 2017 года, а вечер в его честь и в честь Ольги Захаровой прошёл в рамках проекта «Легенды Пермского театра». Инициатива проведения цикла концертов-посвящений принадлежит исполнительному директору театра Андрею Борисову. 

В своём первом после назначения на должность интервью он сказал «Новому компаньону»: «...Легендарная звезда Пермской оперы, великолепная певица и просто красавица Лилия Соляник. Я не застал её на сцене — когда я начал ходить в театр, она уже не пела, но даже я знаю её как легенду. Я хочу, чтобы она вернулась в театр как один из его символов, хочу устроить ей шикарный бенефис, творческий вечер-посвящение. Или наш легендарный благородный бас — Владимир Елин, которому исполняется в этом году 85 лет. Он ведь ещё и выдающийся педагог, который воспитал множество певцов! Эти люди должны быть вместе с нами».

Реализацию этого замысла с энтузиазмом взяли на себя оперные артисты. Уже прошёл вечер в честь Лилии Соляник, настала очередь Елина. В роли режиссёра выступил Олег Иванов, в некотором роде — наследник Елина, певец-бас, который, как и юбиляр, отличается статью, благородным артистизмом и очень тщательной работой с голосом. Он же вёл концерт вместе с легендарной Людмилой Деменевой — сколько концертов на её счету? Увы, героев события в зале «Триумфа», где прошёл этот камерный вечер, не было... Ольги Андреевны уже нет в живых, Владимир Владимирович чувствует себя неважно... Однако сохраняет ясный ум, прекрасную память и чувство юмора, о чём свидетельствует большое видеоинтервью, разбитое на фрагменты, которые были показаны во время концерта. Так что в некотором смысле Елин на сцене всё же присутствовал.

Это интервью, а также подробный рассказ о певцах, который занял всё первое отделение вечера, дал понять зрителям, что такое настоящие оперные звёзды ХХ века. Оперы с участием Елина и Захаровой транслировались по телевидению на весь СССР, сами они были приглашёнными солистами многих театров, в том числе Большого.

Пели много, сейчас считается, что так много петь невозможно: у Захаровой было по семь спектаклей в 10 дней — она весь колоратурный репертуар пела, а Елин, кроме оперы, выступал ещё и на эстраде. В 1962 году он стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады с блюзом, который специально для этого случая написал живший в Перми после репрессий и ссылки пионер советского джаза Генрих Терпиловский. Конкурс был всего второй в истории, и в нём участвовали все «главные» певцы страны. Первое место заняла Людмила Зыкина, второе — Эдуард Хиль, а третье поделили двое — Владимир Елин и Иосиф Кобзон. Елин был любимым солистом Пермского губернского духового оркестра — более 50 программ оркестр Евгения Тверетинова подготовил с его участием! В его исполнении в Перми впервые прозвучала песня Давида Тухманова «День Победы».

Несмотря на то, что первое отделение вечера было скорее повествовательным, чем концертным, в нём было много музыки. Сохранились неплохие записи выступлений Захаровой и Елина, которые тщательно и талантливо оцифровали и отреставрировали — оперные арии, камерные миниатюры, эстрадные номера. Об исполнении Елиным «Песни о блохе» Мусоргского хочется сказать, что пел он по-шаляпински. Речь не о тембре голоса, а о каком-то особом звуковедении, обо всех этих раскатистых «Ха-ха»: хотя бас Елина не был особенно низким, всё же это настоящий русский бас.

Во втором отделении нынешние солисты оперной труппы пели те арии, в которых когда-то блистали Ольга Захарова и Владимир Елин. Пели от души, играли, актёрствовали, радовали глаз отличными концертными нарядами. Программа состояла из одних хитов — арии и дуэты из «Лакме», «Волшебной флейты», «Жизни за царя», «Русалки», «Богемы», «Фауста», «Севильского цирюльника» и «Дон Жуана» исполнили Ольга Попова, Эдуард Морозов, Александр Погудин, Наталья Кириллова, Владимир Тайсаев и Наталья Буклага. Последняя так спела частушки Варвары из оперы Родиона Щедрина «Не только любовь», что хоть сейчас на международный конкурс.

Словом, с музыкальной точки зрения всё было прекрасно. Но ценность события не столько в этом: удивительно трогательно звучали с большого экрана записанные на видео рассказы Владимира Владимировича об Оленьке, такой молодой, такой хорошенькой... Ужасно трогательно. До слёз.

После концерта артисты поехали к Елину, повезли цветы и приветы. Олег Иванов мечтает осенью устроить такой же вечер-посвящение для Нины Абт-Нейферт.

А ведь легенды в Пермском театре оперы и балета есть не только оперные, но и балетные. Надежда Павлова, Ольга Ченчикова, Николай Боярчиков живы и здравствуют, и более чем достойны проявления почтения со стороны коллег. Пример оперной труппы доказывает, что «Легенды Пермского театра» — дело благородное и благодарное.

поиск