22 августа 2019
Сегодня
29 августа 2019
31 августа 2019
01 сентября 2019
03 сентября 2019
04 сентября 2019
05 сентября 2019
07 сентября 2019
08 сентября 2019
11 сентября 2019
12 сентября 2019
13 сентября 2019
14 сентября 2019
15 сентября 2019
17 сентября 2019
18 сентября 2019
19 сентября 2019
21 сентября 2019
22 сентября 2019
24 сентября 2019
25 сентября 2019
26 сентября 2019
29 сентября 2019
Пресса
  • Август
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
  • Сентябрь
30.03.2018
Zvzda.ru: «Жанна на костре» и другие хиты Дягилевского фестиваля
На брифинге, прошедшем в частной филармонии «Триумф», художественный руководитель Пермского театра оперы и балета Теодор Курентзис представил программу Дягилевского фестиваля-2018. О главных событиях форума, который в этом году пройдёт с 14 по 24 июня, рассказывает театральный критик, Дмитрий Ренанский.
 
Иначе как сенсационной программу грядущего Дягилевского фестиваля не назовеёшь — и дело тут вовсе не в том, что российские премьеры спектаклей, которые будут показаны в Перми в начале лета, составили бы честь любому театральному форуму Москвы и Петербурга. В этом году Дягилевский представляет впечатляющую панораму современной художественной сцены — от актуального театра до мировых музыкальных премьер, от спродюсированных в Перми копродукций с европейскими партнёрами — до свежайших хитов мирового театрального рынка. Соседство имён Ромео Кастеллуччи, Робера Лепажа, Алена Плателя в афише форума — знак перехода Перми в высшую фестивальную лигу. Параллельно Дягилевский продолжает осваивать уникальный для России формат городского фестиваля искусств, ориентированного на максимально широкий охват аудитории и обращённого одновременно к самым разным возрастным и социальным группам.

Театр: художники, визионеры, циркачи

Фестиваль откроется премьерой новой постановки драматической оратории Артюра Онеггера «Жанна на костре» (14, 15, 16 июня) — копродукцией Пермской оперы с оперными театрами Базеля и Лиона, где мировая премьера спектакля состоялась в прошлом сезоне. Главный герой проекта — режиссёр-визионер Ромео Кастеллуччи: гипнотическая красота его постановок отсылает к живописи итальянского Возрождения, а брутальная сила — к традиции перформанса ХХ века. Спектакли основателя театральной компании «Общество Рафаэля Санти» не раз гастролировали в России, но в амплуа оперного режиссёра он предстанет перед отечественной публикой впервые — в последние годы Кастеллуччи особенно успешно работает на Западе именно на музыкальной сцене. Историю национальной героини Франции Онеггер рассказывает как череду предсмертных флэшбеков, а главные роли доверяет драматическим актёрам. Брата Доминика, читающего привязанной к столбу Жанне д’Арк книгу её жизни, в Перми сыграет звезда французского артхауса Дени Лаван, хорошо знакомый российскому зрителю по ролям в фильмах режиссера Леоса Каракса («Любовники с Нового моста», «Корпорация „Святые моторы“»).

Самый масштабный проект и ключевая продюсерская победа Дягилевского-2018 — российская премьера спектакля «Needles and Opium» («Иглы и опиум») Робера Лепажа (17, 18 июня) — канадского режиссёра, которого даже самые невосторженные критики по всему миру спокойно и уверенно называют гением. То, что эта постановка канадской компании ExMachina всё-таки доедет до Перми — настоящее чудо: технологически изощренные, предъявляющие повышенные требования к принимающей стороне шоу перфекциониста Лепажа до сих пор гастролировали только в Москве, а обеспечить их привоз могли лишь супертяжеловесы театрального рынка вроде Чеховского фестиваля. В Перми покажут одну из последних работ Лепажа, объездившую весь мир и побывавшую на самых престижных театральных форумах планеты — с фирменной декорацией-трансформером, превращающей драматический спектакль в мультимедийный аттракцион, захватывающее зрелище на грани акробатики и цирка (недаром режиссёр сотрудничал с Цирком дю Солей), бросающее вызов законам гравитации. Герои «Игл и опиума» — культовый джазовый музыкант Майлс Дэвис и классик французской литературы Жан Кокто: в сочинённом самим Лепажем сценарии частные, интимные, исповедальные истории как всегда у великого канадского режиссёра складываются в эпическое театральное полотно.

Третий ньюсмейкер театральной программы Дягилевского — бельгийский хореограф Ален Платель, четыре года назад уже выступавший в Перми со спектаклем C (h) œurs. На этот раз подопечные Теодора Курентзиса привозят новую работу танцевальной компании les ballets C de la B, впервые показанную полтора года назад на Рурской триеннале (19, 20 июня). Исполняемый восемью танцовщиками под аккомпанемент симфонической музыки Густава Малера «Nicht schlafen» («Не спать!») — спектакль о том, что человек человеку — волк, а ещё о том, что общего у предгрозовой реальности 2010-х с Европой накануне Первой мировой войны. Танцевальный вектор фестиваля продолжит премьера перформанса «Camilla» Анны Гарафеевой (23 июня): один из самых заметных российских хореографов новой волны осмысляет трагическую историю взаимоотношений Огюста Родена и его ученицы Камиллы Клодель — любовь к великому скульптору погубила не только её творчество, но и её жизнь. Вместе с номинанткой прошлогодней «Золотой маски» над проектом работает лучший российский театральный сценограф Ксения Перетрухина (декорации оперы «Cantos» — её рук дело) и новый фаворит Теодора Курентзиса — композитор Алексей Ретинский.

Музыка: и целого мира мало

Сам Курентзис откроет Дягилевский «Жанной на костре», приурочив исполнение к 80-летию со дня мировой премьеры партитуры Артюра Онеггера, в которой грегорианские хоралы органично уживаются с джазом. Фестивальные выступления худрука Пермской оперы складываются в мини-антологию музыки ХХ века: одной из тихих кульминаций форума станет «Лунный Пьеро» Арнольда Шенберга (18 июня) — написанный в 1912 году манифест музыкального экспрессионизма, настоянный на терпком духе предвоенных венских кабаре. На закрытии фестиваля (24 июня) прозвучит продолжение традиционного малеровского сериала: после сыгранных в прошлые годы симфоний-блокбастеров (Пятой, Шестой, Первой) настал черед самой камерной, лирической и светлой симфонии композитора — Четвёртой (1901), объединённой в одной программе с вокальным циклом «Волшебный рог мальчика».

В музыкальной программе Дягилевского-2018 хватает и хорошо знакомых имён (пианисты Алексей Любимов и Александр Мельников, бельгийский коллектив старинной музыки Graindelavoix, Московский ансамбль современной музыки), и полюбившихся форматов вроде Piano-gala (16 июня), вечера world music (19 июня) или ночных концертов. Характерная отличительная черта афиши, как и в прошлые годы — курс на преодоление культурных и жанровых барьеров: концерт музыки Арво Пярта от Ensemble Modern из Франкфурта-на-Майне (18 июня) — едва ли не самого статусного в мире коллектива, специализирующегося на современном репертуаре — соседствует с выступлением легендарного саксофониста Евгения Стригалева (17 июня), уехавшего в начале нулевых из Санкт-Петербурга в Лондон и ставшего звездой западной джазовой сцены. Опробуют на Дягилевском и новые способы диалога с публикой — в афише заявлена целая серия «Sleep concerts» (15, 18, 20, 22 июня): чрезвычайно модного сегодня в Европе формата, когда в зале расставлены лежачие места, а вместе с программкой слушатель получает подушку с одеялом — можно послушать музыку, а можно под неё и вздремнуть, передохнув от фестивального марафона.

Как и положено всякому уважающему себя крупному форуму искусств, в афише Дягилевского есть несколько крупных российских музыкальных премьер — причем обе они связаны с Америкой. С новой программой Cellular Songs (22-23 июня) в Пермь едет Мередит Монк — живая легенда американской арт-сцены ХХ века, знаменитая певица, танцовщица, композитор и кинорежиссёр, излюбленная героиня нью-йоркской богемы. Она писала музыку для «Большого Лебовски» братьев Коэнов, её инсталляции выставлялись в передовых музеях Старого и Нового светa, а записи на аудиофильском лейбле ECM давно стали предметом культа среди просвещённых меломанов. Вторая по значимости премьера фестиваля — первое в России исполнение «Буковинских песен» главного русского композитора наших дней Леонида Десятникова (23 июня): до сих пор фрагменты цикла из 24 прелюдий для фортепиано, основанных на украинском фольклоре, в исполнении блистательного Алексея Гориболя слышали только в Нью-Йорке.

Дмитрий Ренанский


поиск