17 ноября 2019
Сегодня
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
01 декабря 2019
03 декабря 2019
04 декабря 2019
05 декабря 2019
06 декабря 2019
07 декабря 2019
08 декабря 2019
10 декабря 2019
12 декабря 2019
13 декабря 2019
14 декабря 2019
15 декабря 2019
24 декабря 2019
25 декабря 2019
27 декабря 2019
28 декабря 2019
29 декабря 2019
31 декабря 2019
03 января 2020
04 января 2020
05 января 2020
Афиша
  • Ноябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
  • Декабрь
  • Январь
Концерт
25 Июня / Сб 20:00–22:00
Концерт Le Poème Harmonique с участием хора musicAeterna
К. Монтеверди, А. Фальконьери, А. Грегори, Дж. Габриели

Дирижер: Венсан Дюместр

Хормейстер: Виталий Полонский

Исполняют:

солисты и оркестр Le Poème Harmonique
хор musicAeterna

В программе:

Клаудио Монтеверди (1567—1643)
Toccata

Андреа Фальконьери (1585—1656)
Battaglia de Barabaso yerno de Satanas

Анонимус
Dixit Dominus I

Клаудио Монтеверди
Dixit Dominus II

Аннибале Грегори (?—1633)
Ciaccona

Клаудио Монтеверди
Gloria
Crucifixus
Salve Regina

Джованни Габриели (1555(7)—1612)
Canzon a 12

Клаудио Монтеверди
O gloriose martyr
Magnificat

В 1640—1641 годах в Венеции был издан монументальный сборник вокальной музыки, названный Selva morale e spirituale. Как следует из названия, музыка эта духовного свойства, причем дословно «selva» означает «лес». Воображаемая чаща не впервые служит пространством для внутреннего поиска: в первых двух строчках «Божественной комедии» Данте протагонист, сбившись с жизненного пути, тоже «очутился в сумрачном лесу». В русском переводе заглавия («Нравственные и духовные блуждания») сам «лес» исчез, но осталось эхо этого образа.

Автор сборника, композитор Клаудио Монтеверди, носил титул Maestro di Capella della Serenissima: именно так, «светлейшая», торжественно называлась Венецианская республика, главным композитором которой он являлся. Революционер и реформатор от музыки, автор «Орфея» — самой ранней из популярных опер, Монтеверди прожил длинную жизнь даже по нынешним меркам. Он работал сначала в Мантуе, затем в Венеции, тяжело перенес утрату жены, после шестидесяти принял духовный сан и продолжал писать музыку до самой смерти, создав «Коронацию Поппеи» — свой главный оперный опус — за год до ухода.

Его упомянутый выше сборник, Selva morale spiritualе, собрание противоречий. Он открывается мадригалами и канцонеттами, тексты которых, мягко говоря, далеки от любовной лирики («Триумф Смерти» Петрарки или стихотворения Аджело Грилло, монаха-бенедиктинца). В том же сборнике — семиголосная Gloria (часть мессы), где пение граничит с виртуозной колоратурой, настолько «концертная», что поделена на разделы, похожие на секционное членение поздних барочных месс. Театральность этой музыки легко объяснима: есть мнение, что она исполнялась во время церемониального действа в честь завершения очередной эпидемии чумы, выжегшей десятки тысяч людей в одной Венеции: процессия пересекала Большой Канал по составленным вместе лодкам, направляясь к вновь построенной церкви Санта-Мария Салюте. Но рядом с Gloria — четырехголосная месса в stile antico, отвечающая всем требованиям строгой ренессансной полифонии, без мозаичности и взвихренности «концертного стиля». Более того, эта месса может комбинироваться с Gloria и еще тремя отдельно стоящими «концертными» частями, словно причудливый полистилевой конструктор.

Дело в том, что Selva morale e spirituale — не единый цикл, и никогда не задумывался как таковой: эти «блуждания» — своеобразный каталог духовных и морализирующих произведений Монтеверди за тридцать лет работы в Венеции. Именно поэтому сочинения, объединенные под одной обложкой, могут исполняться в любой выборке и последовательности. При этом они расположены так, словно скомпонованы автором в полное церковное действо, скорее всего, воображаемое и никогда не звучавшее в таком виде.

На Дягилевском фестивале — 2016 это произведение Монтеверди прозвучит в исполнении французского ансамбля Le Poème Harmonique и пермского хора musicAeterna. Созданным в 1998 году Le Poème Harmonique руководит дирижер Венсан Дюместр, сферу творческих интересов которого составляет вокальный и инструментальный репертуар XVII — начала XVIII века. Ансамбль стремится возродить исполнительские техники времен барокко. А также, за счет взаимодействия с другими видами искусства, — сам дух куртуазной эпохи.

Хор musicAeterna, существующий с 2011 года, в своем репертуаре сочетает произведения разных стилей и эпох, а в исполнительстве отдает предпочтение аутентичной манере. Здесь каждый артист — солист, а все вместе под руководством хормейстера Виталия Полонского они достигают невероятной концентрации и абсолютной слаженности, так что «испытываешь потрясение от невесомого, бесплотного, бестелесного звучания» (Марина Гайкович, «Независимая газета»). 

Возрастная категория: 12+
Возрастная категория: 6+
Продолжительность: 2 часа 0 минут
Фото
лекция
За час до начала концерта зрители, купившие билеты на представление, получают возможность бесплатно посетить лекцию. Ведущая — музыковед Анна Фефелова.
--> -->--> -->
напомнить о событии
Пермский театр оперы и балета
поиск