01 октября 2023
Сегодня
03 октября 2023
04 октября 2023
05 октября 2023
07 октября 2023
08 октября 2023
10 октября 2023
12 октября 2023
13 октября 2023
15 октября 2023
21 октября 2023
22 октября 2023
24 октября 2023
25 октября 2023
26 октября 2023
28 октября 2023
29 октября 2023
31 октября 2023
01 ноября 2023
03 ноября 2023
05 ноября 2023
07 ноября 2023
08 ноября 2023
09 ноября 2023
12 ноября 2023
14 ноября 2023
16 ноября 2023
17 ноября 2023
19 ноября 2023
21 ноября 2023
22 ноября 2023
25 ноября 2023
26 ноября 2023
29 ноября 2023
30 ноября 2023
01 декабря 2023
02 декабря 2023
03 декабря 2023
05 декабря 2023
14 декабря 2023
15 декабря 2023
16 декабря 2023
17 декабря 2023
20 декабря 2023
21 декабря 2023
22 декабря 2023
24 декабря 2023
26 декабря 2023
28 декабря 2023
29 декабря 2023
30 декабря 2023
31 декабря 2023
03 января 2024
04 января 2024
05 января 2024
06 января 2024
07 января 2024
12 января 2024
13 января 2024
14 января 2024
16 января 2024
17 января 2024
19 января 2024
20 января 2024
21 января 2024
23 января 2024
26 января 2024
27 января 2024
30 января 2024
Афиша
  • Октябрь
    01
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • Январь
Опера
10 Сентября / Вс 19:00–21:40
Мадам Баттерфлай (Чио-Чио-сан)
Дж. Пуччини
Возрастная категория: 12+
Продолжительность: 2 часа 40 минут
Количество антрактов: 2
Опера в 3 действиях

Исполняется на итальянском языке с русскими титрами

Либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы по драме Дэвида Беласко, основанной на новелле Джона Л. Лонга в редакции Пермского театра оперы и балета

Опера написана в 1904 году, в данной сценической версии поставлена в Перми в 2010-м

Трудно поверить, что первое исполнение этой знаменитой оперы провалилось с треском, и только помощь великого маэстро Артуро Тосканини, который заставил композитора сократить оперу и разбить ее на три акта, вернуло «Мадам Баттерфлай» на оперные подмостки. Это история юной гейши, готовой отречься и от своей родни, и от своей религии ради легкомысленного янки в форме морского офицера, который заведомо знает, что брак в Японии можно расторгнуть, даже не ставя жену в известность. Мелодраматический сюжет обычно заставляет плакать даже самых черствых и циничных зрителей. Пуччини переплел итальянские и японские мелодии, создав одну из самых экзотических и популярных опер мирового репертуара.

Несмотря на то что действие спектакля перенесено из Японии рубежа XIX—ХХ веков в Америку 1920-х, постановщики нашли остроумный способ сохранить японский колорит истории.


> Краткое содержание

Действующие лица:

Баттерфлай, японка, актриса
Пинкертон, американец, обыкновенный клерк
Шарплес
, американец, проверяющий из отдела чистоты нравов, которому японцы дали прозвище Консул
Горо
, японец, управляющий салона «Нагасаки», актер 
Сузуки, японка, служанка Баттерфлай, актриса
Кэт
, американка, жена Пинкертона
Ямадори
, богатый японец, живущий в Нью-Йорке
Бонза
, японец, бывший актер салона «Нагасаки
Комиссар
, японец, актер
Музыканты, певцы, подруги и родственники Баттерфлай, японцы, актеры

Действие происходит в Нью-Йорке в 1920-е годы

ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ

После размолвки со своей женой Пинкертон, бродя по городу, попадает в район «Маленького Токио». Хозяин курительного салона «Нагасаки» предлагает ему зайти и принять участие в небольшом представлении. Каждый день здесь разыгрывается действие, в котором посетитель может сыграть любую роль. В таком «спектакле» принимают участие актрисы, играющие гейш, которые развлекают гостей пением, беседой, зачастую флиртуя с ними, но сохраняя свое достоинство.

Пинкертон выбирает костюм и роль морского офицера. Сюда же приходит Шарплес — инспектор увеселительных заведений «Маленького Токио», но здесь у него есть и свой интерес: ему нравится одна из актрис, которую зовут Баттерфлай, что означает «бабочка».

Представление начинается. Среди актрис Пинкертона особенно привлекает Чио-Чио-сан — Баттерфлай. Появление родственника Баттерфлай, пьяницы Бонзы, прерывает представление. Бонза проклинает Чио-Чио-сан, забывшую веру своих предков. Пинкертон пытается успокоить Баттерфлай, но тщетно — она не настроена дальше вести беседу. Увлеченный красотой и изысканностью девушки, Пинкертон не в состоянии так сразу расстаться с ней, хотя посетителей просят покинуть заведение.

Баттерфлай в отчаянии: что делать? Бросить всё, уйти, но куда? Пинкертон уверяет ее в искренности своих чувств. У Баттерфлай появляется надежда…

ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЕ

Утро. Пинкертон уходит, не сказав ни слова. Но Баттерфлай уверена: он вернется за ней. Сузуки, ее служанка, не верит в возможность этого союза.

Баттерфлай терзают сомнения: от памятной встречи остался лишь платок, которым он осушал ее слезы. Она мечтает получить весточку от любимого. Долгожданное письмо может принести только Шарплес, единственный человек, связывающий ее с Пинкертоном.

Приход богатого японца Ямадори, живущего в Америке, возвращает ее к реальности. Он тоже желает участвовать в представлении и быть либо японским принцем, либо великим воином. Но Баттерфлай не в силах продолжать игру, и Ямадори уходит ни с чем.

Баттерфлай вновь погружается в свой фантастический мир, где ее преследуют страшные видения. Кажется, что она сходит с ума, что какие-то неведомые силы бросили ее в темную комнату, из которой нет выхода. Ее окружают ужасные, непонятные фигуры…

И вдруг ей кажется, что возможно единственное спасение: Пинкертона может ей вернуть только ребенок, плод любви — их будущий сын.

Громкие крики опять возвращают Баттерфлай в реальный мир — это Горо, взбешенный ее отказом продолжать работу в заведении, приносящем доход. Он грозится выгнать ее, хотя прекрасно знает, что ей некуда идти.

Чио-Чио-сан с надеждой готовится к возвращению Пинкертона, в этом ей помогает Сузуки. Но его всё нет. Баттерфлай отправляется в ночной город на поиски Пинкертона.

ТРЕТЬЕ ДЕЙСТВИЕ

Раннее утро. В городе Баттерфлай встречает Кэт, которая тоже ищет Пинкертона. Кэт видит у Баттерфлай свой платок, который она во время ссоры с мужем бросила ему в лицо. Она понимает, что перед ней соперница, и направляется за ней.

Измученная Чио-Чио-сан засыпает и видит сон, в котором Пинкертона предают суду за то, что он так поступил с ней. И что у него, оказывается, есть жена — Кэт.

Проснувшись, Баттерфлай видит перед собой Кэт — сон становится явью.

Баттерфлай возвращает Кэт ее платок. Она понимает, что всё безвозвратно потеряно. Жизнь уже не имеет смысла.

постановщики
Музыкальный руководитель постановки: Александр Анисимов
Режиссер-постановщик : Денис Радченко
Художник-постановщик: Петр Окунев
Художник-постановщик: Ольга Шаишмелашвили
Художник по свету: Сергей Мартынов
Хормейстер-постановщик: Дмитрий Батин
Художественный руководитель постановки: Георгий Исаакян
дирижёр
Видео
Фото
Читайте также
Пермский театр оперы и балета
поиск