02 декабря 2020
17 декабря 2020
18 декабря 2020
23 декабря 2020
24 декабря 2020
25 декабря 2020
27 декабря 2020
28 декабря 2020
29 декабря 2020
30 декабря 2020
31 декабря 2020
Другие события
Концерт Фестивального оркестра 24/06/2018
Г. Малер
Описание
Солисты — Анна Лючия Рихтер (сопрано), Флориан Бёш (бас-баритон)

В программе:
Густав Малер
Вокальный цикл «Волшебный рог мальчика»
Симфония № 4 соль мажор для симфонического оркестра и сопрано соло

В течение последних пяти лет Международный Дягилевский фестиваль ежегодно либо открывается, либо завершается исполнением одной из симфоний Густава Малера: так, здесь уже звучали Третья, Пятая, Шестая и Первая, а в этом году настал черед Четвертой симфонии.

«Симфония № 4 отличается мнимой «простотой», и в этом ее трудность для интерпретации. Как отмечает Инна Барсова, автор монографии, посвященной малеровскому симфонизму, в этом случае мы имеем дело с отнюдь не прямолинейным обращением к венским классическим формам.

Оркестр здесь отличается значительно меньшим составом, чем в других малеровских симфониях, а финал включает вокальную партию — это песня Малера «Мы вкушаем небесные радости» («Волшебный рог мальчика»), музыкальные темы которой разрабатываются в предшествующих частях. Это — утопическая идиллия, увиденная «сияющими глазами ребенка», но текст этот Малером был избран не случайно: он проникнут присущими народному сознанию чертами карнавала и гротеска, которые разрабатывал и сам композитор. Ангелы здесь пекут хлеб, святой Петр ловит рыбу, святая Марта служит кухаркой, а одиннадцать тысяч девственниц кружатся в танце под музыку «святой Цецилии с родственниками».

Действительно, аклассическое искусство Малера тяготеет к открытой форме: новая гармония возникает в нем через борьбу противоположных начал, которые могут выступать в различных значениях, вплоть до иронических и гротескных, на ходу меняться местами, пародироваться, переосмысляться. По мысли Инны Барсовой, на протяжении симфонии разворачивается борьба гармонического и дисгармонического начал, соответствующих началам Добра и Зла, бессмертия и смерти. Дисгармоническое начало, проявляющееся в разного рода искажениях и сдвигах, можно видеть уже в разработке первой части, затем оно торжествует во второй («пляска смерти»), но гармония восстановлена в части третьей, то глубоко эмоциональной, то подлинно созерцательной, чтобы после нового этапа противостояния двух начал в четвертой части с ее идиллической песенностью и чисто малеровским обманчивым апофеозом, найти свое совершенное выражение в медитативном финале симфонии».

Михаил Мейлах, заслуженный профессор Страсбургского университета
Возрастная категория: 12+
постановщики
Видео
Фото
поиск