18 сентября 2021
Сегодня
19 сентября 2021
21 сентября 2021
22 сентября 2021
23 сентября 2021
24 сентября 2021
25 сентября 2021
29 сентября 2021
01 октября 2021
03 октября 2021
06 октября 2021
09 октября 2021
10 октября 2021
13 октября 2021
14 октября 2021
17 октября 2021
19 октября 2021
21 октября 2021
27 октября 2021
28 октября 2021
31 октября 2021
Репертуар
  • Сентябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
  • Октябрь
Другие события
Концерт Камерного оркестра Пермской оперы 21/02/2021
И. С. Бах, А. Берг, А. Веберн
Описание
В программе:

Иоганн Себастьян Бах (1685—1750)
Fuga (Ricercata) a 6 voci из «Музыкального приношения», BWV 1079
Оркестровка Антона Веберна

Шестиголосный ричеркар из «Музыкального приношения» Иоганна Себастьяна Баха в оркестровке Антона Веберна (1935) — один из уникальных примеров интерпретации баховской музыки, который уходит далеко за рамки обычного переложения. Веберну удалось создать новое по композиции и стилистике сочинение, не производя на самом деле ничего нового, а только слегка поработав над структурой уже существующего материала. Для Веберна, специалиста по полифонии XVI века, обращение к этой музыке вполне закономерно. Как и его учитель Шёнберг, он чувствовал себя звеном единой линии, идущей от Баха. Не случайно основным материалом в классе всех трех представителей нововенской школы были не новаторские произведения начала века, а наследие великих немецких и австрийских предшественников.

Альбан Берг (1885—1935)
Лирическая сюита для струнного оркестра

Лирическая сюита для струнного квартета создана Альбаном Бергом в 1925—1926 годы. Тремя годами позже вторую, третью и четвертую части сюиты композитор аранжировал для струнного оркестра. Сочинение написано по законам двенадцатитоновой техники, в одном ряду Берг использовал не только все ноты звукоряда, но и все доступные интервалы, чем по-настоящему гордился. Четвертая из шести частей сюиты цитирует тему из «Лирической симфонии» соотечественника композитора Александра Цемлинского, которому Берг и посвятил произведение. Несмотря на посвящение, в сюжетном плане музыка сюиты описывает ход любовной связи композитора с Ханной Фукс-Робеттин, сестрой австрийского писателя Франца Верфеля. Названия частей предлагают слушателю слишком узнаваемую последовательность — от веселого, любовного и экстатического характера до мрачного и печального. Кроме того, Берг включает свои инициалы и Ханны в мелодическую линию и связывает обозначения метронома с нумерологией имен двух влюбленных. Цитата из вагнеровского «Тристана и Изольды», появляющаяся в шестой части сюиты, также намекает на скрытый сюжетный замысел произведения, что побудило немецкого философа и музыканта Теодора Адорно называть его «латентной оперой».

Антон Веберн (1883—1945)
Медленная часть для струнного квартета

Медленная часть для струнного квартета — одно из самых продолжительных сочинений Веберна, хотя и длится не более десяти минут. Произведение написано за три года до появления первого опуса композитора, упомянутой ранее Пассакалии. Однако, как и многие ранние произведения Берга, оно обладает теми же качествами, что и работы, помеченные опусом: они полны символики, при этом несколько абстрактны, сдержанны по характеру и аскетичны по манере. 
Замысел произведения возник во время пешей прогулки Веберна со своей двоюродной сестрой Вильгельминой Мертль, ставшей впоследствии его женой. Это любовная музыка, излияния восторженного красотой и гармонией мира 21-летнего композитора, чьи занятия с Арнольдом Шёнбергом только начались прошлой осенью. Медленная часть для струнного квартета написана в традиционной сонатной форме, и музыка ее пока еще тональна, хотя и изобилует хроматизмами, отсылающими слушателя к позднеромантической традиции.
Веберн писал тональную музыку еще несколько лет после создания Медленной части для струнного квартета — до тех пор, пока, будучи самым интуитивным учеником Шёнберга, не стал, образно говоря, «бóльшим католиком, чем Папа Римский» — настолько строго законам двенадцатитоновой техники не следовал даже сам ее основоположник.


Аннотации к произведениям — Александр Трещенков
Возрастная категория: 6+
постановщики
Дирижер: Артем Абашев
Фото
поиск