История

Один из старейших музыкальных театров России, Пермский оперный ведет свою официальную хронику с 1870 года. В этот год состоялась первая премьера — опера «Жизнь за царя» Михаила Глинки. В 1926 году прошла первая балетная премьера — «Жизель» Адольфа Адана.

В ходе своей почти 150-летней истории Пермский театр оперы и балета обрел двух духовных покровителей в лице великого композитора XIX века Петра Ильича Чайковского и великого импресарио ХХ века Сергея Павловича Дягилева. В разные годы на пермской сцене были поставлены все оперы и балеты Чайковского, что и определило уникальный стиль театра и стало почетным поводом для присвоения театру имени композитора в 1965 году. Золотые страницы в хронике связаны также с фамилией Дягилевых. В XIX веке, когда возводилось каменное здание театра на средства от благотворительных сборов горожан, большой вклад внес дед импресарио — Павел Дмитриевич. В 2003 году по инициативе театра состоялся первый Международный Дягилевский фестиваль, обозначивший географическую ось взлета великого театрального провидца: Пермь — Петербург — Париж. Дягилевский фестиваль сегодня — это центр актуальных тенденций в академической музыкальной жизни, настоящая творческая лаборатория по достижению высокого музыкального качества.

Репутация «музыкальной лаборатории» сопровождает театр с середины ХХ века. Предыдущие годы расцвета связаны с именами таких мастеров оперной режиссуры, как Николай Боголюбов, Иосиф Келлер, Эмиль Пасынков, Георгий Исаакян, и балетмейстеров — Николая Боярчикова, Кирилла Шморгонера.

Нестандартные постановочные решения классики, освоение современного музыкального материала и нетривиальные фестивальные проекты — то, что выделяло Пермский театр во все времена. Здесь состоялись российские премьеры таких опер, как «Пена дней» Эдисона Денисова, «Клеопатра» Жюля Массне, «Лолита» Родиона Щедрина, «Альцина» Георга Фридриха Генделя, «Орфей» Клаудио Монтеверди, Medeamaterial Паскаля Дюсапена, «Королева индейцев» Генри Пёрселла. Отсюда начиналась сценическая жизнь новоиспеченных произведений: «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского, «Носферату» Дмитрия Курляндского«Малахитовая шкатулка» Дмитрия Батина, Cantos Алексея Сюмака, «Геревень» Владимира Николаева.

«Золотой фонд» Пермского балета составляют шедевры мировой классики: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Сильфида», «Видение розы», «Шопениана». Именно Пермь стала первой в России исполнять балеты величайшего хореографа ХХ века Джорджа Баланчина, а вслед за тем хореографию Джерома Роббинса. Только на пермской сцене в России идут «Свадебка» Иржи Килиана, «Конькобежцы» сэра Фредерика Аштона«Ромео и Джульетта» и «Зимние грёзы» сэра Кеннета Макмиллана, «Когда падал снег» Дагласа Ли.

Пермь называют третьей балетной Меккой в стране. Неподалеку от театра расположено Пермское хореографическое училище, взявшее от более крупных коллег лучшее: петербургскую виртуозность (в 1940-е годы в Перми находились в эвакуации Ленинградский театр оперы и балета (Мариинка) и Ленинградское хореографическое училище) и московскую эмоциональность исполнения (на протяжении тридцати лет пермскую балетную школу возглавляла «москвичка» Людмила Сахарова). На стыке двух систем сформировался индивидуальный стиль, который демонстрирует труппа Пермского театра. С 1990 года в Перми проводится Открытый конкурс молодых артистов балета «Арабеск», с 2012 года носящий имя легендарной русской балерины Екатерины Максимовой.

Уникальная особенность Пермского  балета — и в его работе с раритетным материалом. В 2011 году балет «Шут» Сергея Прокофьева спустя 90 лет со дня первой премьеры был вновь явлен миру в приближенных к оригиналу декорациях и новой хореографии. В 2015-м были поставлены пролог к опере «Оранго» и одноактный балет «Условно убитый» Дмитрия Шостаковича. Интеллектуальный панорамный подход — отличительная черта почерка главного балетмейстера театра Алексея Мирошниченко, возглавляющего танцевальную труппу с 2009 года.

Художественная стратегия труппы не раз была высоко оценена профессиональным сообществом: два спецприза Национальной театральной премии «Золотая Маска» — проект «Видеть музыку» (2012, «За поиск в современной хореографии») и проект «В сторону Дягилева» (2013, «За восстановление дягилевского репертуара»). Осенью 2016 года Dance Europe Magazine назвал Пермский балет лучшей балетной труппой года, а Алексея Мирошниченко — лучшим руководителем.

Новая эпоха в истории театра началась в 2011 году — с приходом на пост художественного руководителя одного из самых неординарных дирижеров современности Теодора Курентзиса. С этого момента началось существенное реформирование системы репертуарного планирования: театр переходит на принцип stagione — представление спектаклей блоками, что продиктовано стремлением к самому высокому уровню исполнения.

С 1996 года Пермский театр оперы и балета регулярно участвует в фестивале-конкурсе «Золотая Маска». За 19 лет он попадал в номинации 111 раз, из них 22 раза получал награды. В 2016 году театр поставил рекорд — 26 номинаций на премию. Примечательно, что худрук театра Теодор Курентзис — семикратный лауреат Национальной театральной премии.

Пермская опера предлагает свежий взгляд на привычные и хорошо известные формы и привлекает внимание публики к новым направлениям музыкального театра. В 2011 году стартовал уникальный для российской сцены оперный проект «Трилогия Моцарта — Да Понте в Перми», реализованный в течение нескольких лет под руководством Теодора Курентзиса с участием разных режиссеров и художников. Проект включал три совместных творения великого композитора и великого либреттиста. «Трилогия Моцарта — Да Понте в Перми» дала повод к появлению устойчивого словосочетания — «пермский Моцарт».

Следующей серьезной заявкой на лидерство стала пермская премьера оперы «Королева индейцев» Пёрселла — копродукция Пермской оперы с Королевским театром в Мадриде и Английской Национальной оперой. За выдающееся выступление в спектакле камерный хор musicAeterna был номинирован на международную премию Opera Awards, а музыкальный руководитель постановки Теодор Курентзис был выдвинут на соискание премии в номинации «Лучший дирижер». Сам спектакль был отмечен премией Casta Diva за 2013 год в номинации «Событие года», а в 2015-м удостоен пяти «Золотых Масок», став безоговорочным лидером театрального сезона.

Но самое громкое событие последних лет — премьера оперы «Травиата» в постановке Курентзиса и режиссера Роберта Уилсона. «Такую премьеру «Травиаты» можно было бы ожидать в музыкальных театрах Зальцбурга, Мюнхена или Парижа», — отметило немецкое издание Deutschlandfunk. «Спектакль был сделан, сыгран и спет настолько совершенно, что это было похоже на чудо», — согласился московский портал М24. «Опера «Травиата» Верди в постановке Роберта Уилсона стала знаком иной реальности», — признали «Ведомости». 

В новом ракурсе предстает пермский театр в коллаборации с одним из мировых лидеров в области аудиозаписи, компанией Sony Classical. Длительный контракт, подписанный студией с Теодором Курентзисом, ежегодно дает плоды. Каждый релиз (оперы Моцарта, сочинения Стравинского и Чайковского, сборник Рамо) собирает самые престижные премии и награды Европы. В недалеком будущем стоит ожидать выпуск симфоний Малера в исполнении пермского оркестра musicAeterna под управлением маэстро Курентзиса.

Впечатляет география гастролей коллективов театра: балетной и оперной трупп, Большого симфонического оркестра и в особенности камерного хора и оркестра musicAeterna. Артисты ежегодно выступают в Москве и Санкт-Петербурге, а также в других крупных городах России. Слово «Пермь» выучили зрители в крупнейших городах Европы, Канады, США, Южной Кореи, Ближнего Востока и Западной Азии. Пермский театр — участник таких фестивалей, как «Территория», «Дягилев. P.S.», «Золотая Маска», Dance Open, «Мариинский», Klara Festival (Бельгия), фестиваль в Экс-ан-Провансе (Франция), Зальцбургский фестиваль (Австрия), RUHRtriennalle (Германия).

Нас поддерживают

Спонсоры

Официальный партнер

Партнеры

Информационные партнеры

Наверх