К 220-летию со дня рождения Михаила Глинки
Дирижер:
Иван Худяков-Веденяпин
В программе:
Игорь Стравинский (1882—1971)
«Мавра» (1921—1922)
опера в одном акте (концертное исполнение)
Действующие лица и исполнители:
Параша —
Анжелика Минасова
Гусар —
Борис Рудак
Мать —
Анна Кикнадзе
Соседка —
Вера Кравчук
Михаил Глинка (1804—1857)
«Князь Холмский»
музыка к трагедии Нестора Кукольника (1840)
«Камаринская»
фантазия на две русские темы (1848)
Иван Худяков-Веденяпин, дирижер:
— «Мавра» Игоря Стравинского — это удивительное в своем роде сочинение, написанное на стыке двух периодов в творчестве композитора, «русского» и «неоклассического». Оно посвящено Чайковскому, Пушкину и Глинке. Пушкинский «Домик в Коломне» — основа либретто оперы, которое в свою очередь создал Стравинский совместно с либреттистом Борисом Кохно. В этом произведении Стравинский, опираясь на пушкинский текст, отсылает нас к тому культурному контексту, в котором мелос Глинки, Даргомыжского и Чайковского сосуществует с интонациями русских романсов Варламова, Алябьева, Гурилёва и многих других. Композитор, проведший детство в Коломне, невероятно тонко и остро, с юмором, подмечает особенности петербургского духа.
Во втором отделении прозвучит редко исполняемое произведение Глинки — «Князь Холмский», написанное к трагедии Нестора Кукольника. В связи с тем, что судьба пьесы сложилась не очень удачно, эта музыка Михаила Ивановича уже в XIX веке была, по сути, забыта. Этим обстоятельством был крайне возмущен Петр Ильич Чайковский, в свое время назвавший музыку к «Холмскому» симфоническим чудом.
В завершении концерта прозвучит знаменитая «Камаринская» — фантазия на две русские темы. Тот же Петр Ильич высказал по поводу нее мысль, ставшую одной из самых цитируемых фраз о творчестве Михаила Ивановича: «Как дуб вырастает из желудя, так и вся русская симфоническая музыка повела свое начало из “Камаринской” Глинки».
* В программе возможны изменения