Это нужно видеть. 28 и 29 ноября в 19:00 труппа Пермского балета кардинально преобразится. Поводом станет премьера балета The Second Detail/ «Вторая деталь» Уильяма Форсайта, легендарного хореографа, одного из главных теоретиков и практиков танцевального искусства конца ХХ — начала XXI века, чье имя в мировой истории балета стоит следом за Джорджем Баланчиным. Это будет первое исполнение The Second Detail в России, а пермяки станут третьей отечественной балетной компанией, после артистов Мариинки и Большого, кто не побоялся станцевать сложнейшие па реформатора неоклассики.
Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета, художественный руководитель премьеры балета The Second Detailв Перми:
— Российская повестка в балете такова, что публика слабо представляет себе, кто такой Уильям Форсайт и какое положение он занимает в иерархии хореографов. Рядом с его именем нередко пишут слово «модерн», имея в виду нечто современное, но непонятно что. На самом деле хореография Форсайта очень «классична». Вслед за Джорджем Баланчиным Форсайт определил развитие классического танца в ХХ веке, став на несколько десятилетий главным представителем направления в танцевальном искусстве, именуемым «неоклассикой». Можно проследить прямую традицию: Петипа — Баланчин — Форсайт. Это люди, которые кардинальным образом повлияли на историю балетного танца и пуантной лексики. В репертуаре пермской труппы есть классическое наследие Петипа, мы исполняем программные и эксклюзивные балеты Баланчина и отныне готовы представить хореографию Форсайта.
Не ученик Джорджа Баланчина, но его творческий последователь, хореограф с американскими корнями Уильям Форсайт далеко шагнул в развитии пуантного танца. Ему приписывают деконструкцию классики, но компании по всему миру почитают за честь иметь в репертуаре его постановки. В нашей стране до сих пор этим правом обладали только Мариинка и Большой театр. Своих главных успехов Форсайт добился в Европе. С 1984 по 2004 год он возглавлял труппу Франкфуртского балета (Ballett Frankfurt), построив ей репутацию одной из самых прогрессивных в мире. В 2004 году он основал собственную труппу — Forsythe Company. Начиная с этого времени Форсайт создает новые постановки исключительно для своей труппы. В других театрах по всему миру идут его более ранние балеты, которые переносят ассистенты хореографа из числа танцовщиков франкфуртского периода, признанного историками «классическим» в его творчестве.
The Second Detail Форсайт сочинил как раз в разгар франкфуртского периода, в начале 1990-х. 14 танцовщиков в лаконичных небесно-голубых костюмах под изобретательный синтетический бит постоянного соавтора Форсайта, голландского композитора Тома Виллемса иллюстрируют характерный прием хореографа — внезапное зарождение движения в разных группках танцевального ансамбля, сопровождаемое характерными «изломами» и сверхвывортными позами.
Алексей Мирошниченко:
— The Second Detail — один из хрестоматийных балетов Уильяма Форсайта. И в России он до сих пор оставался неизвестным. В действительности The Second Detail концептуальнее других балетов, исполнявшихся в прежние годы в Мариинском театре — и In The Middle, Somewhat Elevated, и The Vertiginous Thrill of Exactitude, и Steptext — и в Большом театре — Herman Schmerman. В этом балете как никогда ярко воплощена идея точек в пространстве, в которых зарождается движение, и каждый жест танцовщиками исполняется супервыворотно и суперточно. В The Second Detail видно, как Форсайт синтезировал классическую традицию пуантного танца с новаторскими идеями основоположника направления «модерн» Рудольфа Лабана и окрасил все в свой цвет. В результате мир получил Леонардо да Винчи от балета.
Ассистент хореографа Ноа Гелбер, сам в прошлом артист Ballett Frankfurt, четко следует методу своего учителя. Для Форсайта важны не только физические данные танцовщика, но и его интеллект, разносторонность мышления и понимание хореографии, а не простое, пусть и чистое, копирование движений.
Ноа Гелбер, ассистент хореографа:
— Форсайт избрал своим методом научный философский подход. Он работает с теми, кто много читает и разбирается в разных областях жизни. Когда я танцевал в его труппе, я многое изучал дополнительно, и потом мы обсуждали то, что мне удалось узнать. К примеру, как-то раз Форсайт предложил мне почитать произведения Сэмюэла Беккета и взглянуть на них с точки зрения архитектуры. Суть заключалась в том, чтобы посмотреть на вещи под другим углом, увидеть что-то нетипичное. Это была настоящая университетская работа. Все, кто работает с Форсайтом, говорят и думают по-другому.
Уже на первой сценической репетиции артисты Пермского балета проявили чуткое понимание языка Форсайта, чем вызвали одобрение Ноа Гелбера. Сегодня до премьеры остается всего два дня, и можно смело говорить: придя 28 и 29 ноября в театр, публика по-хорошему не узнает артистов — они откроются совершенно в новом качестве.
Алексей Мирошниченко:
— Пропустив через себя тексты Форсайта, артисты, как правило, еще лучше исполняют классическую хореографию. В то время как Баланчин прочищает мозги, Форсайт прочищает тело. Артисты с классической школой танца после его хореографии начинают лучше цепляться за пол, лучше вращаться, у них уходит зажим из плечевого пояса. Весь двигательный аппарат начинает работать четче. Поэтому «профилактика Форсайтом», в особенности для российских танцовщиков, полезна как в эстетическом, так и в практическом плане.
Премьера балета The Second Detail, продолжительностью в 22 минуты состоится в один вечер с двумя одноактными балетами из текущего репертуара театра —«Вариациями на тему рококо» Алексея Мирошниченко и Souvenir Дагласа Ли. Все три вещи соответствуют периоду поздней неоклассики. Этим балетным вечером пермская труппа представляет третью стадию развития классического танца на пуантах в ХХ веке после эпохи Баланчина и Форсайта и переходит в XXI век.