В середине октября пермяки вновь увидели на сцене Пермского театра оперы и балета один из шедевров русской музыкальной классики оперу Римского-Корсакова «Царская невеста».
Сюжет оперы построен на реальном историческом факте. В XVI веке Московское царство укрепилось и возвысилось. До этого времени великие государи могли заключать только династические браки, этот обычай сменился, и теперь невесту царя выбирали из лучших девушек государства. В 1572 году Иван Грозный устроил в Александровской слободе смотрины: на них собрали более двух тысяч девушек знатного и простого происхождения из разных городов царства. Долго Иван Грозный сравнивал невест по красоте и уму и наконец остановил свой выбор на Марфе Собакиной, дочери новгородского купца. Но дальше случилось непредвиденное. Как пишет Карамзин в своей «Истории государства Российского», «…царская невеста занемогла, начала худеть, сохнуть; сказали, что она испорчена злодеями, ненавистниками Иоаннова семейного благополучия».
«Среди опер Римского-Корсакова эта — самая популярная, ее ставят чаще других, — рассказывает Валерий Платонов, главный дирижер Пермского театра оперы и балета. — „Царскую невесту“ очень любят певцы, потому что у солистов здесь есть возможность проявить не только свой вокальный талант, но и драматический».
Действительно, в опере есть все, чтобы удерживать внимание публики: власть, любовь, обман, ревность, толкнувшая на злодейство, измена — и все это на фоне великих событий русской истории.
Особый интерес представляет спектакль в культурологическом аспекте.
Опера «Царская невеста» поставлена в Пермском театре оперы и балета в 1957 году. Это образец уже ушедшего в прошлое так называемого большого стиля. Большой имперский стиль в оперном и балетном искусстве зародился еще в XIX веке. Оказался востребован он и при советской власти, достигнув расцвета к середине прошлого века, наряду со сталинским ампиром в архитектуре и парадными портретами в живописи.
Одной из характерных примет оперного большого стиля является повышенное внимание к визуальной стороне спектакля: живописные декорации, исторические интерьеры, «богатые» костюмы. Именно так, с жемчугами и кокошниками, поставлена пермская «Царская невеста».
Сегодня, режиссеры, работая с классическими операми, часто укорачивают их, переписывают либретто, переносят действие в наши дни и наполняют сцену современными атрибутами. На этом фоне интересно посмотреть совсем другой подход к работе, во всей чистоте жанра.
За свой долгий срок жизни на пермской сцене оперный спектакль «Царская невеста» прошел через несколько обновлений. Процесс этот состоит в основном в создании новых (но точно копирующих старые) костюмов и декораций, но не затрагивает ни режиссуру, ни музыку, ни концепцию спектакля.
Очередное обновление «Царской невесты» состоялось не так давно, и этой осенью пермские зрители в очередной раз смогли увидеть одну из лучших русских опер во всей красе большого стиля.