27 апреля 2024
Сегодня
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    27
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
20.12.2023
«Ярославна». Стилизация, как и было сказано. Журнал «Балет»

Пермский балет выпустил первую премьеру с новым-старым руководителем. Алексей Мирошниченко, вернувшийся на пост летом 2023 года, поставил «Ярославну» Бориса Тищенко. Спектакль напоминает о других пермских проектах хореографа и возвращает на сцену балетный авангард.

В сезоне 2022/23 часть театров отправилась вглубь танцевальной истории — искать названия в репертуар. Казалось, нас ждет период реставрации: возврат на сцену или названий из старинных афиш, или произведений, которые долго не вынимали из архивов. Начало нового сезона скорректировало картину. Курс на былое актуален. Однако он соединился с еще одним важным направлением — авторской хореографией. Постановщики с узнаваемой манерой отправились стилизовать — и это разом и новый вектор, и возврат к уже знакомым практикам.

«Ярославна» в Перми может стать знаменем индивидуальных перемещений в прошлое. Большой сюжетный балет в одной из ключевых классических компаний страны, возвращение Мирошниченко после перерыва в работе, заповедное произведение — все это выделяло спектакль еще до выпуска.

Примешивалось еще одно обстоятельство – вопрос, каким станет новое-старое лицо труппы. Мирошниченко возглавлял ее десять лет, в колосистые 2010-е, когда театр был главным ньюсмейкером. Ушел в пандемийную весну 2020-го, три года не ставил и снова принял пост после сменившего его Антона Пимонова. При Мирошниченко Пермский балет упрочил неоклассическую славу, выпускал громкие проекты вроде возвращения на сцену прокофьевских «Шута» и «Оранго» и «Условно убитого» Шостаковича. Первый период правления Алексей завершил ревизиями золотого фонда — щемящим «Щелкунчиком», добротной «Баядеркой» и авторской протанцованной биографией «Шахерезада». Вернулся же он на новом витке архивизма.

Балет «Ярославна» во многом стоит особняком. Новаторская партитура Тищенко, авангардное переосмысление «Слова о полку Игореве», возникшее на волне интереса к прошлому, тогда относительно недавнему — исканиям начала XX века, и очень отдаленному — Древней Руси. Логичное соединение периодически, как маятник, возвращается в российское искусство и маркирует в том числе его формалистические периоды. Тищенко обращался к практикам 1910–1920-х годов, которые, в свою очередь, искали вдохновение в глубокой старине с ее простыми формами, плоскостями, иконическими образами. Оригинальный спектакль 1974 года создали вместе Олег Виноградов как хореограф и Юрий Любимов как режиссер. На сохранившихся снимках видно, что и они шли вглубь и вглубь художественной истории, через русский авангард к его истокам.



Фото: Андрей Чунтомов


После легендарной, успешной постановки «Ярославна» надолго легла на полку. Вернулись к ней в 2017 году. Мариинский театр заказал новую версию Владимиру Варнаве, тогда одному из самых модных авторов, и получил шутовское представление, где преувеличенный пафос ежеминутно граничил с сарказмом и гротеском. 

Если Варнава хулиганил, подвергал сомнению идеи исходников — и литературного, и балетного, — спорил с Тищенко, сочинял свою историю поверх сюжета, то Мирошниченко предельно серьезен и уважителен. Он, как сам отмечает, ставит о гордыне и любви: спектакль устроен так, что оба слова надо писать с заглавной буквы. Хореограф продолжает искания Виноградова. Многие определяющие его создание мотивы — коллективность, хорообразность действия, акцент на Игоре и Ярославне как эмоциональном центре, внимание к звучащему тексту «Слова» — пришли из спектакля 1974 года. 

Этой же эпохе — очередному витку интереса к авангарду — наследует и вся эстетика. Визуально пермская постановка отсылает к чистым геометрическим формам начала XX века, конструкциям и сценическим приемам Юрия Любимова, режиссера оригинальной версии. Задники, которые создала Альона Пикалова, напоминают то знаменитый занавес из «Гамлета», только сплетенный из пергамента, то наклонные поверхности, цитировавшие опыты Мейерхольда. Пластический рисунок и вовсе собрал мини-энциклопедию новаторского для своего времени танца разных лет. В угловатых, вписывающих тела в невидимый квадрат или прямоугольник движениях проглядывают формалистские опыты Игоря Чернышева. В массовых сценах, где побежденные собираются в плотный «островок», а вокруг них несутся хороводом враги, можно уловить отголоски «Легенды о любви». Злодейский злодей Кончак, который побеждает всех и вся в прыжке, как будто породнился со всеми антагонистами балетов Григоровича. Экспрессивные ноги Ярославны, натянутые как тетива, и ее вытянутая, похожая на стрелу фигура напоминают об отдельных сценах «Ленинградской симфонии» Бельского. Эпилог, где растерявшие все Игорь и Ярославна идут куда-то в небо по наклонной плоскости вслед за детьми иконически-отроческого вида, отсылает к «Юноше и смерти».

Постановка нарочито условна, притчеобразна. Персонажи одинаково двигаются — танец отображает их социальные роли, а не характеры. Но здесь есть место для индивидуальных артистических образов. Ярославну в одном из составов исполняет Полина Ланцева (Булдакова) — балерина, на которую как влитые садились образы, созданные Мирошниченко в его первую декаду в Перми. Трепетная и строгая, сочетающая эмоции и четкую форму, Полина вдохнула жизнь в героиню. Даже стопа утюжком в «Плаче» становится у нее частью образа. Вместе с «некрасиво» согнутой ногой как будто ломается душа Ярославны, отчаявшейся дождаться мужа из похода. Хороша и Булган Рэнцендорж — Смерть. Она, перетанцевавшая в театре не одну дьявольскую партию, создает лукавую, опасную и притягательную сущность.

Ключ к тому, как собран балет, дают другие пермские проекты Мирошниченко. «Оранго» и «Условно убитый», которых он вместе с Теодором Курентзисом возрождал в 2015 году, состояли из отсылок к пластическим практикам 1920-х — первых лет 1930-х. Фигуры и узоры из людей, наследие физкультпарадов, чарльстон, массы людей на демонстрациях — все это стало подпиткой для хореографии, сочиненной Мирошниченко с оглядкой на эпоху. 

В «Ярославне» прием «собери спектакль из прошлого» пригодился. К источникам Мирошниченко относится степенно. Образы «Ярославны» похожи на рисунки-клейма, визуальные пересказы житий святых. Бесконечные ряды персонажей — Игорь, князья и их дружины почти неотличимы друг от друга обликом и пластикой, как и Ярославна и ее девушки, — отсылают к условной, далекой от портретного реализма манере изображения людей на иконах. 

Мирошниченко будто представляет, как танцевали бы фрески, настоящие и стилизованные, — что вписывается и в его биографию постановщика, и в контекст, внутри которого балет «Ярославна» когда-то зародился.


Фото: Андрей Чунтомов



Текст: Тата Боева, журнал «Балет»

 



поиск