27 июля 2024
08 августа 2024
14 августа 2024
16 августа 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
22 августа 2024
24 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
30 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
05 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
24 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
06 октября 2024
11 октября 2024
12 октября 2024
13 октября 2024
14 октября 2024
16 октября 2024
17 октября 2024
18 октября 2024
19 октября 2024
22 октября 2024
24 октября 2024
25 октября 2024
26 октября 2024
27 октября 2024
30 октября 2024
31 октября 2024
Пресса
  • Июль
    26
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
02.12.2014
Санкт-Петербургские ведомости: «Дягилев. P. S.»: до новых встреч!

Заключительным аккордом программы фестиваля «Дягилев. P. S.» стали гастроли балетной труппы Пермского театра оперы и балета, показавшего две работы из творческого наследия труппы «Русский балет Сергея Дягилева» — «Свадебку» Игоря Стравинского в интерпретации Иржи Килиана и «Шута» Сергея Прокофьева в постановке Алексея Мирошниченко.

Эти спектакли во многом оправдывают название самого фестиваля, балетный репертуар которого (невротический опус Уэйна Макгрегора FAR или агрессивные бои шаолинских монахов «Сутры») был весьма далек от замыслов, стиля и поисков великого импресарио.

У балета Стравинского «Свадебка» удивительная сценическая судьба — он то надолго исчезал из репертуара балетных трупп, то внезапно возрождался, напоминая о поисках и достижениях русского хореографического искусства Серебряного века. Суровая и терпкая музыка «Свадебки», впервые поставленной в 1923 году Брониславой Нижинской в труппе Дягилева, вдохновляла многих известных хореографов, среди них прославленного балетмейстера Иржи Килиана. Решение предоставить пермскому балету право поставить «Свадебку» Килиан принял не случайно: хореограф восхищен высоким техническим уровнем труппы, которая исполняет свои спектакли под живую музыку. Килиан с огромным уважением относится к самой истории пермского балета, возникшего в советские времена в закрытом индустриальном центре России.

Художник спектакля Джон Макфарлейн оформил «Свадебку» лаконично и строго — крестьянская изба сложена из крупных бревен, прочно и на века. Жизнь семейного гнезда течет по издавна установленным законам, освященным заповедями предков. Хореографические узоры балета легки и прозрачны. Дуэты Жениха (Иван Порошин) и Невесты (Инна Билаш) светились радостью, застенчивой скромностью. Хореограф избегает традиционного налета драматизма и наполняет спектакль светом и чистотой чувств героев. Каждый эпизод балета метафоричен, пластические сочетания тел танцовщиков напоминают то иконописные полотна, то вольные, раскрепощенные полеты птичьей стаи. Юмором пронизаны танцы кордебалета. Тонко, без малейшего намека на вульгарность создан финал балета: раскрываются тяжелые створки дубовой двери, и перед зрителем возникает спальня, едва освещенная мерцанием свечей, куда входят новобрачные. И как обет звучат в хоре, сопровождающем спектакль, слова жениха: «Ах, ты душка женушка, поживем мы с тобой, харашинушка, чтобы люди нам завидовали».

Балет «Шут» — редкое явление на балетной сцене. Впервые поставленный в труппе Дягилева в 1921 году балетмейстером Тадеушем Славински в великолепном оформлении выдающегося художника Михаила Ларионова, балет был надолго забыт в отличие от музыки Прокофьева, которая нередко исполняется в форме сюиты из балета.

Алексей Мирошниченко, выпускник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой, художественный руководитель пермского балета, взялся за трудную задачу — возродить забытый шедевр. Суть забавной сказки ясно обозначена на расписном аванзанавесе Михаила Ларионова: «Русская сказка о том, как молодой шут надул семь старых и глупого купца». В хореографическом решении Мирошниченко много живого, талантливого, остроумного, проявлен хороший художественный вкус. Известно, что музыка Прокофьева нелегка для танца, но хореограф отанцовывает каждый ее такт, визуальные пластические картинки мгновенно сменяют одна другую. Эпизоды балета — проделки Шута, кукольные драки, семейные свары — основаны на остроумном сочетании классического и народно-характерного русского танца. В роли Шута великолепен Александр Таранов. Превосходно владея техникой, он говорит со зрителем метафорами поз и движений, мимики и пластических пауз.

В «Шуте» Мирошниченко заявил о своем пристрастии не только к танцу как таковому, но и к балетному зрелищу, где синтезируются самые разные средства выразительности — гротеск, эксцентрика, буффонада. Хореограф создал балаганный лубок, веселый, яркий, который надолго запомнит петербургская публика.

Игорь Ступников | Санкт-Петербургские ведомости

поиск