16 мая 2024
Сегодня
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
03 июля 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
05 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
24 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Афиша
  • Май
    16
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
Концерт
28 Февраля / Ср 19:00
Концерт симфонической музыки
А. Шнитке, А. Локшин
Возрастная категория: 6+
В программе:

К 90-летию со дня рождения композитора
Альфред Шнитке (1934—1998)
Концерт для альта с оркестром (1985)
солист — Сергей Полтавский

Александр Локшин (1920—1987)
Симфония № 10 (1976)
для контральто, смешанного хора, большого симфонического оркестра и органа
на стихи Николая Заболоцкого
солистка — Наталья Буклага

Хормейстер — Вячеслав Козленко
Дирижер — Валерий Платонов


Концерт для альта с оркестром Альфреда Шнитке (1934—1998) овеян странной и страшной историей. Композитор написал его в 1985 году, на одном из пиков своего творчества: 11 июля закончил, а 21 июля пережил инсульт — и клиническую смерть, из которой чудом сумел выбраться. Позднее Шнитке писал, что «заболел, потому что в этом концерте заглянул туда, куда человек не имеет права заглядывать». Не удивительно, что среди исполнителей распространена и соответствующая трактовка трех частей этого концерта: первой как жизни до инсульта, второй — болезни, третьей части как возвращения к жизни.

Дирижер Валерий Платонов:

— Это одно из самых трагических произведений не только в творчестве Шнитке, но и во всей культуре ХХ века. Готовя программу этого концерта, я искал сочинение в комплект к Десятой симфонии Локшина. И мне показалось, что именно Концерт для альта с оркестром станет идеальным предвосхищением того перехода к свету, к которому в финале своей симфонии подводит нас Александр Локшин.

Свой Альтовый концерт Альфред Шнитке посвятил другу-музыканту Юрию Башмету, который и сыграл его мировую премьеру 9 января 1986 года в амстердамском зале Консертгебау. Успех был ошеломительным. В концерте 28 февраля на сцене Пермского театра оперы и балета главную партию исполнит альтист Сергей Полтавский — один из ярчайших музыкантов современности, лауреат международных конкурсов, в том числе конкурса имени Башмета в Москве.

Александр Локшин (1920—1987) — темная лошадка ХХ века. Композитор трагической судьбы, попав под пресс советской системы по сфабрикованному доносу, он по сей день не получил широкого признания. Дирижер Валерий Платонов — один из немногих современных исполнителей, кому небезразлично творчество Локшина. Если есть возможность сыграть его музыку, Платонов ее не упустит. Вслед за поэтом Анной Ахматовой, пианисткой Марией Юдиной и дирижером Рудольфом Баршаем маэстро Платонов убежден, что место Локшина — в одном ряду с Шостаковичем и Прокофьевым.

Чуткий к веяниям ХХ века, Александр Локшин сформировал индивидуальный стиль, в котором современность гармонирует с классическими традициями. Одной из ведущих особенностей его авторского почерка стала опора на тексты.

Дирижер Валерий Платонов:

— Локшин не написал ни ноты без определенного смысла. Он пытался разговаривать с людьми посредством своей музыки, и, чтобы его мысль была более ясна, он призывал на помощь тексты. Но тексты в его произведениях не служат просто иллюстрацией музыки. Композитор прибегал к ним как переводчикам на понятный язык его ощущений, то есть текст у него является комментарием, дополнением к звукам.

Десятая симфония — тому наглядный пример. Она была написана в 1976 году и стала предпоследней в симфоническом списке композитора. Локшин обратился к поэзии Николая Заболоцкого, а солирующий голос отвел контральто. В концерте 28 февраля эту партию исполнит солистка Пермской оперы Наталья Буклага в сопровождении смешанного хора, симфонического оркестра и органа. Для певицы и дирижера это будет вторая совместная программа, основанная на музыке Локшина: в прошлом году, в рамках юбилейного концерта Валерия Платонова, Наталья Буклага солировала в кантате «Мать скорбящая» на тексты русской православной заупокойной службы и поэмы Анны Ахматовой «Реквием».


Фото
Пермский театр оперы и балета
поиск