Первый совместный концерт главного дирижера Пермской оперы Валерия Платонова и оркестра MusicAeterna состоится 29 января в 19.00 в Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского. Музыканты вместе со сводным хором театра под руководством маэстро Платонова исполнят три произведения великого русского композитора Сергея Рахманинова — симфоническую поэму «Князь Ростислав» (1891), Первую симфонию (1895) и Три русские песни для большого симфонического оркестра и хора (1926).
Для молодого, но уже хорошо известного в России и за рубежом оркестра MusicAeternaРахманинов — не типичный автор. Коллектив исполняет преимущественно музыку европейских композиторов, исключение составляет Дмитрий Шостакович, Четырнадцатую симфонию которого в 2010 году оркестр под управлением своего художественного руководителя Теодора Курентзиса записал на солидном французском лейбле Alpha.
Еще одно отступление от негласного правила — Сергей Прокофьев: в 2007 году оркестр MusicAeternaполучил спецприз фестиваля «Золотая маска» за музыкальное воплощение его балета «Золушка», периодически появляются симфонические произведения Прокофьева и в концертном репертуаре MusicAeterna.
Для дирижера Валерия Платонова, лауреата «Золотой маски» 2010 года, напротив, Рахманинов — один из любимейших композиторов.
Валерий Платонов, музыкальный руководитель проекта, главный дирижер Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского:
— Рахманинов — мое давнее и серьезное увлечение. Я играл почти все его симфонические произведения, за исключением поэмы «Князь Ростислав» и Первой симфонии. Программа концерта получилась монографическая и притом очень цельная. Главное, что отличает музыку Рахманинова, — это отражение в ней его безграничной любви к России, которую ему пришлось покинуть и о которой он тосковал до самой смерти.
Для программы этого концерта я не случайно выбрал эпические произведения Рахманинова. Мы сегодня чересчур много витаем в облаках, и мне хочется вернуть людей на землю. Не ударить о земь, а мягко опустить, чтобы напомнить, кто мы, что мы, на какой почве стоим, и что нас питает.
Сергей Рахманинов (1873 — 1943) — великий русский композитор, «первый пианист мира» ХХ века, выдающийся дирижер. Создатель оригинального «русского» музыкального стиля, отличительной чертой которого стал лирико-эпический симфонизм, опирающийся на национальную мелодику и европейский романтизм. Получил известность еще в годы учебы в Московской консерватории, где за его успехами с особым интересом следил Петр Чайковский. Одноактная опера «Алеко» (1892) по мотивам поэмы «Цыгане» Александра Пушкина, которую Рахманинов представил на выпускном экзамене, произвела на комиссию фурор, и выпускник сверх отметки «пять с плюсом» получил Большую золотую медаль. С 1904 по 1906 год занимал пост главного дирижера Большого театра: его постановки этого периода стали образцом для последующих поколений музыкантов. Публично отстаивал необходимость коренных реформ в стране. После провала первой русской революции в 1905 году разочаровался в государственном устройстве России, а для себя — в возможности свободного творчества. В 1917 году эмигрировал сначала в Данию, а затем в Америку, со временем купил дом в Швейцарии. Выступая больше как пианист, Рахманинов обрел в США поистине всенародную любовь: его концерты собирали аншлаги, прохожие на улицах приветствовали музыканта-виртуоза, а газеты пестрили заголовками в духе «Руки, которые стоят миллион».
В основе поэмы «Князь Ростислав» — одноименная баллада Алексея Толстого о переяславском князе Ростиславе Всеволодовиче, брате Владимира Мономаха. По исторической легенде, раскрытой в «Слове о полку Игореве», на которое ссылается Толстой, князь Ростислав утонул в 1093 году при переправе через реку Стугну во время отступления после боя с половцами. В поэме запечатлен момент тревожного пробуждения Ростислава на речном дне, убаюкиваемого призрачно-фантастическими русалками. Князь жалобно зовет жену, родных, друзей, но все тщетно. Текст баллады содержит аллюзии на стихотворения «Русалка» (1836) Михаила Лермонтова и «Король Гаральд Гарфагар» (1844) Генриха Гейне. Рахманинов написал симфоническую поэму в 1891 году, в период усиленных занятий композицией, поскольку получил разрешение досрочно окончить курс у Антона Аренского. При жизни Рахманинова «Князь Ростислав» не исполнялся. Впервые поэма прозвучала 2 ноября 1945 года в исполнении оркестра Московской филармонии под управлением Николая Аносова.
Работу над Первой симфонией Рахманинов начал в 1895 году в январе, а уже в августе сочинение было закончено. В качестве эпиграфа использована та же библейская фраза, что предваряет роман «Анна Каренина» Льва Толстого: «Мне отмщение, и Аз воздам». Единственный раз при жизни Рахманинова симфония была исполнена 15 марта 1897 года в Петербурге. По общему признанию, дирижер Александр Глазунов флегматично провел премьеру и провалил ее. Неудача вызвала глубокую депрессию Рахманинова, и три года он ничего не сочинял. Автограф партитуры симфонии не найден до сих пор, предполагается, что композитор его уничтожил. Уже после смерти автора музыканты Александр Оссовский, Александр Гаук и Борис Шальман разыскали сохранившиеся в библиотеке Ленинградской (Петербургской) консерватории оркестровые партии и восстановили партитуру. Возрожденное сочинение Рахманинова прозвучало 17 октября 1946 года в Большом зале Московской консерватории в исполнении оркестра под управлением Гаука, а спустя два года партитура Первой симфонии была опубликована.
«Три русские песни» были закончены вскоре после Концерта для фортепиано с оркестром? 4. В произведении дословно воспроизведены русские народные песни, тексты и мотивы которых были заимствованы Рахманиновым из репертуара Федора Шаляпина («Ах ты, Ванька!»), друга композитора, и Надежды Плевицкой («Через речку, речку быстру» и «Белилицы, румяницы»), гастролировавшей в Америке в 1926 году. Произведение написано для необычного состава исполнителей — задействованы только контральто и басы. Премьера «Трех русских песен» и Четвертого концерта состоялась 18 марта 1927 года в исполнении Филадельфийского оркестра под управлением Леопольда Стоковского, которому Рахманинов посвятил свои «Песни».