14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
03 июля 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
24 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Май
    11
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
08.06.2015
«Героическая»: постскриптум цикла «Все симфонии Бетховена»

В июне в Пермском театре оперы и балета завершается цикл «Все симфонии Бетховена». Зрителям представят Третью, «Героическую», симфонию мастера полифонии.

В 143-м сезоне музыканты оркестра musicAeterna исполняют цикл «Все симфонии Бетховена». Последней из девяти 11 июня зрители услышат Третью, «Героическую», симфонию в трактовке дирижера Артема Абашева.

«Героическая» симфония — произведение, в котором, по словам П. И. Чайковского, «раскрывалась впервые вся необъятная изумительная сила творческого гения Бетховена». Именно эту симфонию называют началом центрального периода творчества венского классика и одновременно новой эпохи в развитии симфонизма в Европе. Героически преодолевая болезнь (в период создания произведения композитор узнал о неизбежности своей глухоты), Бетховен  смог найти смысл и радость в искусстве. Его Третья симфония оказалась непохожа ни на одну из существовавших в то время. Своим названием произведение обязано реальному историческому деятелю — Наполеону Бонапарту, которому Бетховен симпатизировал с самого начала его политической карьеры. Но когда Наполеон провозгласил себя императором, композитор испытал глубокое разочарование. Он разорвал титульный лист симфонии, на котором поначалу стояло посвящение лидеру французской революции, и озаглавил сочинение «Eroica» — «Героическая».

Артем Абашев, дирижер:

— Дело в том, что Третья симфония Бетховена явилась новым словом в истории музыки. Она открыла простор для нового понимания симфонического жанра. В нашем случае она становится чем-то вроде постскриптума к циклу, и с ее помощью мы перекидываем арку в будущее. Если бы мы заканчивали Девятой, то получили бы некую запаянную коробочку. А тут, получается, мы ставим многоточие или даже знак бесконечности.

«Героическая» прозвучит во втором отделении вечера, а в первом будут исполнены увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера» Феликса Мендельсона-Бартольди и Концерт для виолончели с оркестром ля минор, ор. 129 Роберта Шумана. По мнению музыковеда Валентины Конен, «Гебриды» — самая яркая из шести увертюр Мендельсона, и это неудивительно. Вдохновившая композитора Фингалова пещера, что находится на острове Стаффа у западного побережья Шотландии, на гэльском языке называется Uamh-Binn — «пещера мелодий». Ее уникальная акустика создается выгнутым куполом свода, который придает этому месту сходство с исполинским нерукотворным собором.

Концерт для виолончели с оркестром ля минор, ор. 129 Роберта Шумана в свое время стал новым словом в музыке. При жизни композитора Концерт не был исполнен. Считается, что Шуман поставил такие высокие темпы, что ни один из современников не верил, что это можно сыграть. По настоянию своего друга, виолончелиста Роберта Эмиля Бокмюля, Шуман снизил темпы — но лишь на восемь процентов от первоначального замысла.

Несмотря на все трудности, на исходе XIX века Концерт для виолончели с оркестром ля минор, op. 129 прочно вошел в репертуар солистов, впрочем, исполнять его принято в более медленных темпах, чем в оригинале. Солист оркестра musicAeterna Игорь Бобович вместе с дирижером Артемом Абашевым намерены исполнить произведение как можно ближе к замыслу Шумана.

Игорь Бобович, виолончелист, солист оркестра musicAeterna:

— За 150-летнюю историю концерта среди исполнителей сложилась традиция довольно сдержанного исполнения первых двух частей. Я хотел бы исполнить Концерт в темпах, максимально приближенных к авторским, думаю, это даст мне шанс, разгадать максимум смыслов, эмоций, красок, зашифрованных в  партитуре.

поиск