Время чтения: 6 мин

«Нет такого понятия — ?современная музыка»

Дирижер Теодор Курентзис, один из самых оригинальных и стильных музыкантов страны, недавно стал художественным руководителем Пермского театра оперы и балета. The New Times расспросил его о театре, о будущих постановках и культурной революции

Ради Перми вы оставили Новосибирский театр оперы и балета, город, с которым были связаны без малого семь лет.

— Для меня не важно, где находиться, а важно с кем. Со мной в Пермь переехал и Musica Aeterna — оркестр, который был создан мною в Новосибирске.

— А как вам удалось в разгар концертного сезона перевезти из Новосибирска в Пермь целый оркестр?

— Большое желание способно двигать не только людей, но и горы.

— Про желание все понятно. Но есть еще и администрация, очень неповоротливый организм.

— Мне удалось договориться.

— А как же музыканты?

— Переехали с семьями.

Новый формат

— Ходят слухи, что, выезжая из Перми за рубеж, вы вербуете, и весьма успешно, замечательных музыкантов.

— Это не слухи. Мы действительно собираем лучших музыкантов мира. Мы хотим, чтобы Россия могла конкурировать с западными странами — Германией, Америкой, Голландией.

— Но ведь речь идет не о всей России, а об одном городе. И название этого города вряд ли слышали на Западе.

— Россия — это ведь не только Москва и Санкт-Петербург. Это во-первых. Во-вторых, надеюсь, что это название — Пермь — прочно засядет в человеческой памяти. А в-третьих, вы заблуждаетесь. Пермь связана с именем Сергея Дягилева и известна всем ценителям балета.

— Вы планируете не только построить новое здание театра, но и перестроить всю театральную систему. Что это даст?

— Репертуарная система тормозит развитие театра. Но пока мы не будем все резко менять, часть театра продолжит работать в традиционном режиме, и в то же время мы начнем ставить спектакли блоками. Один спектакль будет идти несколько дней подряд. Это формат stagione. Что он дает? Возможность больше репетировать и делать качественные постановки. Зал на эти спектакли мы сможем собирать без особого труда, так как начнем приглашать звезд оперной сцены.

Деньги на революцию


— Какие премьеры вы планируете в ближайшее время?

— Первая — опера Cosi fan tutte («Так поступают все женщины») Моцарта состоится в сентябре.

— Но вы ее уже ставили на музыкальном фестивале в Баден-Бадене, который проходил зимой 2011 года и был полностью посвящен Моцарту.

— Спектакль Пермского театра будет очень сильно отличаться от фестивального проекта. В нем будут задействованы и другие исполнители, и другой оркестр. Потом — опера Дмитрия Курляндского «Носферату», ее поставят режиссер Теодор Терзопулос и художник Янис Кунелис. Для Кунелиса это дебют в оперном театре. А театр о нем может только мечтать. Еще намечена совместная постановка с мадридским театром Real и Жераром Мортье. Затем настанет время для «Богемы» Пуччини и балетов Джорджа Баланчина.

— Культурную революцию можно осуществить, когда есть деньги. Как с финансированием проекта «Пермь — культурная столица Европы?»

— Хорошо. Музыкантов моего оркестра обеспечили жильем, у нас хорошие зарплаты.

— Говорят, что у пермских музыкантов зарплаты намного меньше.

— Пока да, но я примусь за решение и этого вопроса. Хотя деньги не всегда играют главную роль. Если нам не удастся превратить Пермь в европейский город, то главной причиной станет отсутствие взаимопонимания. Поэтому я настаиваю на открытии новых учебных заведений: консерватории, академии художеств и т.д. Когда эти заведения появятся в городе, все жители города начнут работать на общую идею.

Время музыки

— Вы отучили своих музыкантов из Musica Aeterna от романтического исполнения, вооружив их аутентичными инструментами. Вы очистили «Реквием» Моцарта от всего немоцартовского. Каких еще нововведений ждать?

— У меня все-таки оптимистический прогноз, я думаю, что придет мода на произведения живущих среди нас композиторов. На фестивалях «Территория» мы исполняли музыку талантливой молодежи. Эксперимент оказался очень удачным. И конечно, мне интересно то, ради чего я специально приехал в Москву — я записываю с Российским национальным оркестром и пианистом Александром Мельниковым два произведения композитора Вячеслава Артемова: симфонию «Тихое веяние» из тетралогии «Симфония пути» и Концерт для фортепиано с оркестром Tristia II. Это глубокие и очень сложные сочинения — и по эмоциональному накалу, и с точки зрения техники. Симфонии предпослан эпиграф из библейской Книги Иова: «И дух прошел надо мною — дыбом встали власы на мне». Он передает силу переживаний, выпавших на долю русского народа в ХХ веке — веке большевизма. Благодаря музыке мы понимаем, что все страдания, посланные Богом Иову, — не наказание, а испытание. Страдания закончатся, и все краски жизни и вся ее полнота, как они вернулись к Иову, так будут возвращены и России.

— Вы любите играть современную музыку?

— Вообще нет такого понятия — «современная музыка». Есть современные композиторы — Леонид Десятников, Дмитрий Курляндский, Вячеслав Артемов… И для произведений каждого — свое место и время.

— И кто сейчас слушает академическую музыку? Попса наступает.

— С низкими жанрами, или попсой, как в России говорят, нужно поступать, как во всех цивилизованных странах. Там ее просто вытесняют: в лифтах звучит Моцарт, из машин доносится Дебюсси, в ресторанах играют Шопена. Это знак принадлежности к высшим слоям общества. Только у нас телевидение, радио и СМИ популяризируют поп-культуру.

Источник

Главная Журнал Пресса «Нет такого понятия — ?современная музыка»