28 января 2023
29 января 2023
31 января 2023
02 февраля 2023
03 февраля 2023
04 февраля 2023
05 февраля 2023
09 февраля 2023
10 февраля 2023
11 февраля 2023
12 февраля 2023
15 февраля 2023
16 февраля 2023
18 февраля 2023
19 февраля 2023
22 февраля 2023
25 февраля 2023
26 февраля 2023
01 марта 2023
02 марта 2023
05 марта 2023
07 марта 2023
08 марта 2023
10 марта 2023
11 марта 2023
14 марта 2023
15 марта 2023
17 марта 2023
18 марта 2023
19 марта 2023
21 марта 2023
Пресса
  • Январь
    27
  • Февраль
  • Март
20.02.2014
Ведомости: Балет ядерных реакций

The Second Detail Уильяма Форсайта оспаривает награду в конкурсе фестиваля «Золотая маска». Работу Пермского театра оперы и балета показали в Москве.

Пермский балет знаменит своим исполнением русской классики:«Лебединое озеро» и «Спящая красавица» существуют в театре, носящем имя Чайковского, в приближенном к эталону состоянии. Но именно эта репутация, в советские годы обеспечившая пермякам статус третьей балетной столицы страны, в последние десятилетия сыграла с ними суровую шутку: они будто законсервировались в прошлом. Даже Баланчин и Роббинс, освоение которых на Урале началось раньше, чем в столицах, выглядели побочными детьми Петипа: розовощекими от избытка энергии, спортивными и лишенными рефлексии.

Но главного балетного авангардиста, даже аккуратно уложенного в магистраль Петипа — Баланчин — Форсайт, сложно станцевать в стилистике Петипа — хотя бы потому, что хореограф-радикал отменил в своих спектаклях живой оркестр. Его постоянный соавтор Том Виллемс пишет электронную музыку, и ее бешеный темпоритм, воспроизводимый через колонки, полностью соответствует форсайтовскому сверхчеловеку, существу без нервов и усталости. В 22 минутах The Second Detail, как в спирали ДНК, спрессованы столетия эволюции — балетной: все технические ресурсы балета и его композиционные богатства прокручены в четырехмерном, кажется, пространстве с упятеренной скоростью.

Ставку в пермской The Second Detail сделали на лихую прима-балерину Наталью Домрачеву, которая находится сейчас в лучшем для танцовщицы возрасте, когда молодость уже сочетается с солидным опытом. Остальные 13 мест в спектакле отдали молодежи, среди которой есть даже те, чьи имена еще мало что говорят даже пермякам: хореография Форсайта требует не только свежих сильных мышц, но и открытого сознания.

В системе Форсайта нет солистов и кордебалета: композиция его балетов лишена любой симметрии — гармонии в понимании классической хореографии. Каждый из танцовщиков на какие-то мгновения может оказаться в центре, мужской и женский ансамбль то соединены общим танцевальным потоком, то противопоставлены друг другу. Безостановочные пулеметные очереди комбинаций почти не позволяют душевных рефлексий, которые любят подпустить в эту высшую математику отечественные артисты. Механизм высших сил действует идеально и бесперебойно. И пермяки учатся контролировать эту энергию, как физики-ядерщики.

В Москве со своим Форсайтом они оказались после долгого и тяжелого европейского турне, в репертуаре которого The Second Detail отсутствовала. Взрыва на сцене не случилось, но мощь и энергию его подготовки можно было почувствовать.



поиск