Меньше чем через неделю состоится премьера пермской «Баядерки» — новой постановки грандиозного классического балета. Авторы спектакля стремились в полной мере воссоздать на сцене мир древнего Востока во всей его экзотической роскоши. Именно поэтому, в частности, главной отправной точкой в дизайне декораций стала обсерватория Джантар Мантар — поражающий воображение памятник индийской архитектуры и науки. Мы решили чуть подробнее рассказать об этом уникальном комплексе, входящем в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Общий вид на обсерваторию Джантар Мантар / Wikimedia Commons
(кликните на объект, чтобы узнать название и описание)
Джантар Мантар — это, в сущности, набор из примерно 20 исполинских астрономических инструментов, собранных на площади в 1,8 гектара (название комплекса, кстати, так и переводится: «вычислительный инструмент»). Среди этих сооружений трехметровая бронзовая астролябия, экраны для космической картографии в виде каменных ям-полусфер, колонна посреди огромной перевернутой арки для наблюдения за фазами дня, наконец, самые большие в мире солнечные часы, показывающие время с точностью до 2 секунд. Силуэт последнего из перечисленных объектов, Врихат Самрат Янтра, создает головокружительную перспективу в одной из декораций пермской «Баядерки».
Структура и функционал Джантар Мантар основывались на индийской космологии того периода, которая, в свою очередь, опиралась на Птолемееву модель мира (согласно которой Земля — центр Вселенной) и литературу Зиджа (исламские астрономические таблицы и комментарии к ним). Хотя сегодня почти все знают, что планета вращается вокруг Солнца, индийская обсерватория по-прежнему вызывает неподдельное восхищение. Ансамбль сооружений, даже сегодня готовых послужить базой для астрономических наблюдений невооруженным глазом, объединил в своей концепции политические, религиозные и научные взгляды зрелой индийской цивилизации.
Другое дело, что это образ принципиально иной мировоззренческой парадигмы, привет от восточного знания, действительно далекого от современного ему европейского Просвещения. Тем удачнее кажется выбор Джантар Мантар в качестве экзотического референса в оформлении новой работы Пермского балета.