Новый «старый» премьер Пермского балета Габриэл Лопес — о травме, чуть не лишившей его профессии, волонтерстве в бразильской школе и возвращении в Пермь спустя три года.
— С какими чувствами ты уезжал из Перми в 2020 году? Что дал тебе Пермский балет?
— Очень много разных чувств связано с тем периодом. Это был пандемийный год. В декабре, за несколько месяцев до локдауна, я получил травму ноги, три месяца проходил реабилитацию. Когда в марте театр закрылся, я вернулся в Бразилию к родителям. Ничего не делал и много размышлял о том, что такое балет и зачем он мне нужен. Даже были мысли о том, чтобы совсем уйти из профессии и попробовать себя в чем-то другом.
Так я провел долгое время, после чего все же понял, что балет — неотъемлемая часть моей жизни. Тогда я начал бесплатно давать уроки детям из бедных семей, которые не могли оплачивать свое обучение в балетной студии. У меня перед глазами стоял пример России, где культуре и истории танца уделяется огромное внимание. В Бразилии такого понимания роли искусства в воспитании личности и развитии общества нет.
Занимаясь с детьми, я вспоминал, как много мне самому дало общение с Виталием Дмитриевичем Полещуком и Алексеем Григорьевичем Мирошниченко. Как они не просто разучивали со мной репертуар, а помогали расти над собой: учили, как держать себя не только на сцене, но и в жизни — быть артистом-личностью. И мне очень хотелось вернуться не просто в балет, а вновь оказаться именно в Перми. Я скучал по театру, по людям, но не знал, что предпринять. До тех пор, пока Алексей Мирошниченко не позвонил мне.
— Он позвонил тебе, когда ты уже работал в труппе Dance Alive National Ballet (штат Флорида, США). Как ты попал туда: сам отправил свое резюме или тебя пригласили?
— Когда я вернулся в класс, то спустя некоторое время попал на бразильский конкурс для учащихся балетных школ. Мне было приятно вновь оказаться «среди своих». Там мне и поступило приглашение в труппу Флориды. Это небольшая американская компания, но я был рад в принципе вернуться в балет. Я проработал там полтора года, это было неплохое время.
— Вернемся еще на несколько лет назад. Если, как ты говоришь, для Бразилии балет — искусство редкостное, то как ты вообще оказался в этой профессии?
— В Жоинвилле вот уже более двадцати лет работает Школа Большого театра в Бразилии. Когда мне было восемь, меня привела туда мама, которой очень нравится балет. А мой папа называл меня «Билли Элиот», потому что примерно в том же возрасте я увидел по телевизору этот фильм (про мальчика из шахтерской семьи, который мечтает стать артистом балета) и понял: «Да это же мой путь!»
— В какой партии ты сейчас, после возвращения, выйдешь на пермскую сцену?
— В партии Солора в «Баядерке».
— Та самая, за которую ты был номинирован на российскую театральную премию «Золотая Маска». Ты волнуешься?
— Очень. Меня вообще переполняют эмоции от возвращения в Пермь. Стоило мне выйти из аэропорта, как я сказал себе: «О боже, неужели я дома?» Здесь, в Перми, я повстречал замечательных людей, которые помогли мне сделать первые шаги в карьере. Здесь я дорос до номинации на такую значимую премию, как «Золотая Маска». И сейчас меня ожидает повторный дебют на пермской сцене в той самой партии Солора. Все мои чувства и не передать словами.
— Какие еще партии так же живо откликаются в твоем сердце?
— Я очень рад, что в репертуар театра вернется «Золушка» в хореографии Алексея Мирошниченко. Мне кажется, это потрясающий, если не сказать гениальный спектакль, сочетающий классические традиции танца с современными веяниями. В «Золушке» все это есть, вдобавок это еще и очень культурно насыщенный спектакль — он многое говорит об истории страны. И еще это очень смешной балет. Для меня он как захватывающее кино, которое волнует и не отпускает до последней секунды. А как решен финал! Так что я буду счастлив вновь танцевать партию Франсуа Ренара.
Еще мне, конечно, очень нравится партия принца Зигфрида в «Лебедином озере». К сожалению, я пропустил «Щелкунчика», но, думаю, все еще впереди.
— Какие черты характера сформировал в тебе балет?
— Я люблю работать и учиться, поэтому стараюсь внимательно прислушиваться к советам и рекомендациям. Балет — особое искусство, это мировое достояние. Он воспитывает не только тело, но и душу. Я очень благодарен публике за внимание. Когда я думаю о том, что на меня смотрит около тысячи человек, то понимаю, что должен не просто развлечь их со сцены, а подарить им в ответ нечто такое, что глубоко их тронет.
Интервью: Наталья Вороненко
Перевод: Анастасия Колчанова