26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
01.04.2016
В Пермской опере — первый опус Стравинского и Opus Magnum Элгара

7 апреля на сцене Пермского театра оперы и балета состоится концерт Большого симфонического оркестра, за дирижерским пультом будет Валерий Платонов. В программе — Первая симфония Игоря Стравинского и Вариации на оригинальную тему (Энигма) Эдуарда Элгара.

В основу программы из произведений русского и британского классиков положен принцип контраста. С одной стороны — сверхпопулярные «Энигма-вариации», в некотором роде хрестоматия для музыканта-исполнителя. И с другой — Симфония ми-бемоль мажор, первый опус Стравинского, который исполняется нечасто.

Валерий Платонов, дирижер Пермского театра оперы и балета:

— Оба произведения я буду исполнять впервые. Первая симфония — не самое известное произведение Стравинского, фактически, его дипломная работа. Безусловно, эта музыка мало похожа на того зрелого Стравинского, которого мы все знаем. Эта симфония — Стравинский совсем ранний, и этим он интересен. Здесь он пока еще не определился. И, тем не менее, зная сегодня весь путь, который композитор прошел в своем творчестве, можно увидеть в его симфонии первые зерна будущего именитого Стравинского.

Стравинский оставил три чисто инструментальные симфонии, одна из которых — «Симфония в трех движениях», хорошо известна пермским театралам. А первая, Es-dur,  написана в 1907 году в период ученичества. В этом произведении заметно влияние учителей и вдохновителей композитора, Римского-Корсакова, Глазунова и, в лирических эпизодах, Чайковского. Еще одна причина объединить эти два произведения — особое звучание оркестра и проникнутые лиричностью и мягкостью интонации, которые присущи многим произведениям русских композиторов, присутствуют и в произведении Элгара.

Валерий Платонов, дирижер Пермского театра оперы и балета:

— Вариации на оригинальную тему Элгара не нуждаются в представлении. Это очень популярное произведение. В этом плане Вариации выступают антитезой Симфонии. И всё же, на мой взгляд, у них есть точки соприкосновения. Притом что Элгар — это чистый английский стиль, мне в нем слышатся некоторые образные и эмоциональные связи с русской традицией.

Название «Энигма» (лат. «загадка») не случайно, в названиях вариаций скрыты самые близкие композитору люди. Как передает легенду о создании произведения искусствовед Анна Булычёва, «однажды Элгар после целого дня педагогической деятельности сымпровизировал тему, в которой слышится понятная усталость и которая русскому уху напоминает трудовую песню «Эй, ухнем». Тема привлекла внимание жены композитора Кэролайн Элис Элгар, и он сыграл еще вариации».

Однако разгадку «Энигмы» Элгар оставил — в комментариях в произведению. Хотя в них же загадал другую — упомянул неявно звучащую в вариациях тему… Ее до сих пор ищут, раскрывая в листках из домашнего альбома самые разные смыслы.

Следующий концерт Большого симфонического оркестра состоится 27 апреля в рамках ежегодного проекта «Дни духовной музыки в Перми». Прозвучат произведения Вагнера, Дворжака и Брукнера. 

поиск