28 июля 2021
05 августа 2021
12 августа 2021
18 августа 2021
19 августа 2021
25 августа 2021
26 августа 2021
05 сентября 2021
15 сентября 2021
16 сентября 2021
17 сентября 2021
19 сентября 2021
22 сентября 2021
24 сентября 2021
25 сентября 2021
29 сентября 2021
01 октября 2021
03 октября 2021
06 октября 2021
09 октября 2021
10 октября 2021
13 октября 2021
14 октября 2021
17 октября 2021
19 октября 2021
21 октября 2021
27 октября 2021
28 октября 2021
30 октября 2021
31 октября 2021
Журнал
  • Июль
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
01.04.2016
В Пермской опере — первый опус Стравинского и Opus Magnum Элгара

7 апреля на сцене Пермского театра оперы и балета состоится концерт Большого симфонического оркестра, за дирижерским пультом будет Валерий Платонов. В программе — Первая симфония Игоря Стравинского и Вариации на оригинальную тему (Энигма) Эдуарда Элгара.

В основу программы из произведений русского и британского классиков положен принцип контраста. С одной стороны — сверхпопулярные «Энигма-вариации», в некотором роде хрестоматия для музыканта-исполнителя. И с другой — Симфония ми-бемоль мажор, первый опус Стравинского, который исполняется нечасто.

Валерий Платонов, дирижер Пермского театра оперы и балета:

— Оба произведения я буду исполнять впервые. Первая симфония — не самое известное произведение Стравинского, фактически, его дипломная работа. Безусловно, эта музыка мало похожа на того зрелого Стравинского, которого мы все знаем. Эта симфония — Стравинский совсем ранний, и этим он интересен. Здесь он пока еще не определился. И, тем не менее, зная сегодня весь путь, который композитор прошел в своем творчестве, можно увидеть в его симфонии первые зерна будущего именитого Стравинского.

Стравинский оставил три чисто инструментальные симфонии, одна из которых — «Симфония в трех движениях», хорошо известна пермским театралам. А первая, Es-dur,  написана в 1907 году в период ученичества. В этом произведении заметно влияние учителей и вдохновителей композитора, Римского-Корсакова, Глазунова и, в лирических эпизодах, Чайковского. Еще одна причина объединить эти два произведения — особое звучание оркестра и проникнутые лиричностью и мягкостью интонации, которые присущи многим произведениям русских композиторов, присутствуют и в произведении Элгара.

Валерий Платонов, дирижер Пермского театра оперы и балета:

— Вариации на оригинальную тему Элгара не нуждаются в представлении. Это очень популярное произведение. В этом плане Вариации выступают антитезой Симфонии. И всё же, на мой взгляд, у них есть точки соприкосновения. Притом что Элгар — это чистый английский стиль, мне в нем слышатся некоторые образные и эмоциональные связи с русской традицией.

Название «Энигма» (лат. «загадка») не случайно, в названиях вариаций скрыты самые близкие композитору люди. Как передает легенду о создании произведения искусствовед Анна Булычёва, «однажды Элгар после целого дня педагогической деятельности сымпровизировал тему, в которой слышится понятная усталость и которая русскому уху напоминает трудовую песню «Эй, ухнем». Тема привлекла внимание жены композитора Кэролайн Элис Элгар, и он сыграл еще вариации».

Однако разгадку «Энигмы» Элгар оставил — в комментариях в произведению. Хотя в них же загадал другую — упомянул неявно звучащую в вариациях тему… Ее до сих пор ищут, раскрывая в листках из домашнего альбома самые разные смыслы.

Следующий концерт Большого симфонического оркестра состоится 27 апреля в рамках ежегодного проекта «Дни духовной музыки в Перми». Прозвучат произведения Вагнера, Дворжака и Брукнера. 

поиск