27 июля 2024
08 августа 2024
14 августа 2024
16 августа 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
22 августа 2024
24 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
30 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
05 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
24 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
06 октября 2024
11 октября 2024
12 октября 2024
13 октября 2024
14 октября 2024
16 октября 2024
17 октября 2024
18 октября 2024
19 октября 2024
22 октября 2024
24 октября 2024
25 октября 2024
26 октября 2024
27 октября 2024
30 октября 2024
31 октября 2024
Афиша
  • Июль
    26
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
Концерт
30 Апреля / Вт 19:00
Антон Брукнер. Шестая симфония
А. Брукнер
Возрастная категория: 6+
В программе:

К 200-летию со дня рождения композитора
Антон Брукнер (1824—1896)
Симфония № 6 ля мажор, WAB 106 (1881)

Симфонический оркестр театра

Дирижер: Петр Белякин


Антон Светличный, композитор, музыковед:

— Годы, в которые Брукнеру выпало работать, позже назовут «вторым золотым веком венской симфонии». После нескольких десятилетий упадка Австрия вернулась на симфоническую вершину усилиями Брамса, Дворжака, Брукнера и Малера — но их усилия не были общими. У каждого в те годы был свой взгляд на то, в каком направлении развивать симфоническую традицию.

Музыковеды подобрали к стилю Брукнера исторические ключи. Лучше всего их суммировал Иван Соллертинский: в его описании Брукнер — это «Шуберт, закованный в панцирь медных звучаний, усложненный элементами баховской полифонии, трагедийной структуры первых трех частей Девятой симфонии Бетховена и вагнеровской “тристановской” гармонии». Даже у Брамса найдется с Брукнером пара общих черт: уравновешенность, объективность, техническая дисциплина. Но, в сущности, и в среде коллег Брукнер был сам по себе. Объединить его с кем-либо в группу, вписать в тренд решительно невозможно. Не случайно интенсивная венская концертная жизнь поначалу обходила его стороной — долгое время он сочинял в стол, без заказов, а редкие попытки что-то исполнить наталкивались на непонимание оркестрантов. Парадоксальным образом симфонии Брукнера при этом — абсолютно венская музыка; нет сомнений, что они не появились бы на свет, откажись он в переломный момент биографии от переезда в столицу.

Шестая занимает среди симфоний Брукнера особое место. Долгое время ее считали своего рода «гадким утенком», исполняя и записывая реже других. При жизни автора в концерте всего раз были исполнены средние ее части; потребовалось 52 года, чтобы симфонию впервые сыграли по оригинальной авторской партитуре целиком. Четыре предыдущие симфонии (со Второй по Пятую) Брукнер сочинил подряд, по одной в год. Между Пятой и Шестой последовал четырехлетний перерыв, в который уместились обстоятельная переделка ранних партитур и провальная премьера Третьей, увенчанная легендарным отзывом Ганслика («Бетховен попадает под подковы коней валькирий»). Вопреки трудностям, Брукнер чувствовал уверенность, начиная новую симфонию, называл ее «смелейшей» (die keckste) и — единственную из всех — не стал в дальнейшем перерабатывать. В год ее завершения фортуна наконец повернулась к 56-летнему композитору лицом: в феврале 1881 года Ханс Рихтер по рекомендации Вагнера с большим успехом исполнил Четвертую симфонию в Вене. А еще через пару лет Артур Никиш триумфально представил в Лейпциге Седьмую — и с этого момента до конца жизни Брукнер наконец стал для критики неуязвим.

Шестая — самая короткая и, возможно, самая светлая по настроению из всех брукнеровских симфоний. Ее сравнивают с «Пасторальной» Бетховена, видя в обеих гимн мирозданию, «хвалебную песнь красоте земли». Начальный острый пунктир скрипок наводит на мысль и о бетховенской Седьмой (в той же тональности!); «апофеоз танца» оборачивается у Брукнера апофеозом ритма. Ритмическая изощренность первой части Шестой такова, что Геннадий Рождественский в «Преамбулах» называет ее «одной из наиболее трудных и загадочных во всем мировом репертуаре», вспоминая о ритмических экспериментах Чарльза Айвза. Смелость Шестой проявляется во многом. В многослойных оркестровых текстурах, благодаря которым, как замечает тот же Рождественский, скерцо кажется медленной и быстрой музыкой одновременно. В далекой от академических канонов форме. В смысловой весомости медленной части, которая, по словам Соллертинского, делает Брукнера «подлинным философом адажио, в этой сфере не имеющим себе равных во всей послебетховенской музыке». Наконец, в экстатическом сиянии ослепительного света, которым завершаются первая часть и финал; Брукнер наверняка ассоциировал этот свет с евангельским Преображением. Композитор выражает в симфонии не действительное, а желаемое: как бы драматично ни обстояли дела, свет должен победить тьму.
Фото
Пермский театр оперы и балета
поиск