26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
16.09.2016
90 лет Пермскому балету

Сегодня слова «Пермь» и «балет» немыслимы друг без друга. Бренд «Пермский балет» известен во всем мире. Это и труппа Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского, и школа — Пермское государственное хореографическое училище. Труппе в 2016 году исполнилось 90 лет, а училище в 2015-м отпраздновало 70-летний юбилей.

Возможности артистов и широту современного репертуара покажут гала-концерты, которые состоятся 24 и 25 сентября. В программу включены как академические вариации, так и современные номера. Первый концерт будет транслироваться онлайн по подписке на сайте parterreonline.com. С 13 сентября там же, в течение месяца по подписке, открыт доступ к архивным спектаклям: уже сейчас можно посмотреть «Даму пик», с 16 сентября — «Раймонду», а с 21 сентября  — «Маэстро» и «Танго». Кроме того, доступен к просмотру балет «Лебединое озеро» от 3 сентября этого года.

Первой знаменательной датой в истории Пермского балета принято считать 2 февраля 1926 года. Это день премьеры балета «Жизель» в постановке танцовщика и педагога Бориса Щербинина, выпускника хореографической школы Большого театра. В спектакле принимали участие воспитанники танцевальной студии при Пермском театре, которой в тот период руководил Щербинин.

Алексей Мирошниченко, главный балетмейстер Пермского театра оперы и балета:

— В этом году мы отмечаем 90-летие Пермского балета. Это, конечно, условная дата, потому что по-настоящему балет здесь появился во время Великой Отечественной войны. В годы эвакуации в Молотове, как тогда называлась Пермь, выступали лучшие по тем временам артисты: Галина Уланова, Константин Сергеев, Татьяна Вечеслова, Наталия Дудинская, Фея Балабина, Алла Шелест, Семен Каплан и другие.  Пермская публика познакомилась с разнообразным репертуаром, состоящим из классики и лучших советских балетов.

Во время Великой Отечественной войны (1941—1945) в Пермь, которая тогда называлась Молотовым, были эвакуированы Ленинградский академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский театр) и Ленинградское хореографическое училище (ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой). За три сезона, которые Кировский театр провел в Перми, были показаны оперы и балеты 27 наименований и даны 1008 спектаклей.

В 1945 году, по образцу Ленинградского, возглавляемого в те годы Агриппиной Вагановой, было открыто Пермское хореографическое училище. После отъезда ленинградцев его возглавила в качестве художественного руководителя балерина Кировского театра Екатерина Гейденрейх. Собственная школа стала фундаментом для крепнущего с каждым годом Пермского балета. Добавим к этому проводимый в Перми с 1988 года Открытый конкурс молодых артистов балета «Арабеск», который с 2012 года носит имя великой балерины Екатерины Максимовой, — и получим внушительную подготовительную базу.

Начиная с 1965 года — с первых призов выпускников Пермского хореографического училища Риммы Шлямовой и Льва Асауляка на Международном конкурсе в Варне, — в балетном мире начали говорить об узнаваемом — Пермском — стиле танца. Он окончательно сформировался к 1970-м.

Алексей Мирошниченко:

— Труппа Пермского балета уникальна тем, что она почти целиком состоит из выпускников одной — пермской — школы. И это самовоспроизводящаяся труппа. Редко кто по окончании училища сразу приходит в театр на позицию солиста. Артисты вырастают и определяются уже в процессе, в работе находят свои амплуа. И здесь возникает еще одно уникальное качество Пермского балета. У нас очень разнообразный репертуар. Мы не можем предложить артистам высоких зарплат и идеальных условий работы в театре — в том не наша вина, архитектурные особенности здания театра тоже не позволяют нам многого. Но мы можем предложить им партии, которые они могут станцевать только у нас. Это, на самом деле, серьезное конкурентное преимущество.

«Золотой фонд» Пермского балета  сегодня составляют шедевры мировой классики: «Лебединое озеро»«Спящая красавица»«Дон Кихот»«Сильфида», «Видение розы», «Шопениана». Пермская труппа стала одной из первых в России исполнять балеты величайшего хореографа ХХ века Джорджа Баланчина (сейчас в репертуаре театра 12 балетов мастера), а вслед за тем хореографию Джерома Роббинса. Только пермяки исполняют «Свадебку» Иржи Килиана и The Second Detail Уильяма Форсайта, «Конькобежцев» сэра Фредерика Аштона, а также «Ромео и Джульетту» и «Зимние грёзы» сэра Кеннета Макмиллана.

В 2011 году балет «Шут» Сергея Прокофьева спустя 90 лет со дня первой премьеры был вновь явлен миру в приближенных к оригиналу декорациях и новой хореографии Алексея Мирошниченко. В 2013-м на основе не исполнявшихся ранее партитур Адольфа Адана появился абсолютно новый балет «Голубая птица и принцесса Флорина», а в 2015-м состоялась премьера вечера одноактных балетов «Оранго» и «Условно убитый» на вновь открытую музыку Дмитрия Шостаковича.

СПРАВКА

Значительный вклад в формирование уникального пермского репертуара внес хореограф Марат Газиев, руководивший труппой с 1960 по 1967 год. Начало его балетмейстерской деятельности, ознаменованное новаторскими решениями, совпало с кризисом хореодрамы и утверждением хореографического симфонизма. С 1971 по 1977 год Пермский балет возглавлял Николай Боярчиков. Его период был настолько успешным и резонансным, что критики назвали эти шесть лет «золотым веком» в истории пермской труппы. В 1980—1983 главным балетмейстером был хореограф неоклассического направления Георгий Алексидзе. Новый подъем Пермский балет испытал с приходом в театр Владимира Салимбаева (1983—1989), который работал с уральским литературным и музыкальным материалом, а вершиной его творческой деятельности в Перми стал балет «Спартак». С 1989 по 2002 год труппу возглавлял Кирилл Шморгонер, в прошлом сам танцевавший здесь ведущие партии. Его сменила на посту художественного руководителя балета также ранее успешная балерина — Наталья Ахмарова (2002—2009). С 2009 года Пермским балетом руководит хореограф Алексей Мирошниченко, окончивший Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой и затем работавший в Мариинском театре. 

поиск