26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Журнал
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
07.09.2012
Официальное заявление по «делу о пяти снятых операх»

Это письмо — вынужденная мера, которая вызвана волной недостоверных слухов и домыслов о Пермском академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского, распространяемых пермскими изданиями. Мы заранее приносим извинения тем из вас, кто добросовестно исполняет свой журналистский долг, но ситуация, сложившаяся в последнюю неделю, вынуждает нас выступить с официальным заявлением, обращенным ко всему журналистскому сообществу Пермского края.

Количество бездумно копируемых сообщений и публикаций, порочащих репутацию театра и лично художественного руководителя Теодора Курентзиса, достигло астрономических масштабов. Удивляет и вызывает серьезную тревогу тот факт, что сотрудники редакций не удосуживаются перепроверить фактологическую базу (даты, названия, имена, причины-следствия и др.) своих материалов. Тем самым вводят в заблуждение читателей и причиняют непоправимый вред театру.

Публикацией, спровоцировавшей этот пресс-релиз, стала новость под заголовком «Курентзис снимает спектакли», опубликованная 4 сентября на медиаресурсе «Не секретно». Далее последовала цепная реакция — эту «новость», не вдаваясь в подробности, подхватили «российское информационное агентство URA.ru», «Аргументы и факты-Прикамье», «Вечерние ведомости», вещающие на Екатеринбург и Пермь, «Московский комсомолец-Пермь».

Опираясь лишь на слова «артистов оперной труппы и музыкантов оркестра», которые являются заведомо ложными, и не давая официальной информации, которую в данном случае следовало запросить в пресс-службе театра, перечисленные издания нарушили ст. 49  «Обязанности журналиста» Закона РФ «О средствах массовой информации» (от 27.12.1991 N2124-1) и Кодекс профессиональной этики российского журналиста (одобренный Конгрессом журналистов России 23.06.1994). Известно, что распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, карается законом по ст. 129 о клевете Уголовного Кодекса РФ.

Мы вынуждены еще раз обратиться к этим ложным фрагментам (орфография и пунктуация авторов сохранены), чтобы опровергнуть их:

— «к нам в редакцию обратились артисты оперной труппы и музыканты оркестр и сообщили, что приказом Курентзиса из репертуара под надуманным предлогом, якобы из-за проблем с декорациями, которые устарели и нуждаются в ремонте и реконструкции, сняты пять спектаклей. Опера «Мазепа» - навсегда, хотя с декорациями в этом спектакле все в порядке. В прошлом году директор Пичкалев и главный дирижер Валерий Платонов сумели ее отстоять, в этом же сезоне они были бессильны. Другая опера «Князь Игорь» снята из репертуара до 2014 года. Оперу «Аиду» вообще убрали из репертуара, как и «Отелло». В спектакле «Эликсир любви» худруку не понравилась сценография. Все эти спектакли были в свое время поставлены прежним художественным руководителем Георгием Исаакяном», — оригинал публикации.

В действительности решения по спектаклям были приняты до вступления в должность худрука Теодора Курентзиса. И только одна из пяти опер была поставлена Георгием Исаакяном. К сожалению, эти пять предложений, бессознательно перепечатанных рядом СМИ, проявивших, таким образом, свой непрофессионализм, бросают тень на все журналистское сообщество Пермского края. В этом контексте мы благодарим радиостанцию «Эхо Перми» и портал PRM.ru, которые для того, чтобы показать картину происходящего, воспользовались информацией из разных источников, в том числе официальной — из пресс-службы Пермского театра оперы и балета.

Чтобы окончательно исчерпать вопрос по «делу о пяти операх», представляем вашему вниманию комментарии по каждому спектаклю:

МАЗЕПА

Композитор — П. Чайковский. Опера в 3-х действиях. Либретто В. Буренина в переработке П. Чайковского по поэме А. Пушкина «Полтава». Музыкальный руководитель и дирижер — Валерий Платонов, Режиссер-постановщик — Георгий Исаакян, Художник-постановщик — Станислав Фесько.

В данной сценической версии опера поставлена в Перми в 2006 году.

Что случилось:
Постановка заморожена на один сезон, возвращение на сцену планируется в следующем году.

Мотивировка:
Спектакль был перенесен Георгием Исаакяном в Пермь из Екатеринбурга, где он поставил «Мазепу» в 1999 году. Близость городов позволяла Пермскому театру оперы и балета арендовать декорации спектакля в Екатеринбургском оперном театре. Недавно договор аренды был продлен, и это означает, что «Мазепа» в следующем сезоне вернется на пермскую сцену. Временная «заморозка» спектакля вызвана насыщенными планами на 141-й сезон, дефицитом репетиционных помещений и занятостью ведущих солистов в других проектах, что не позволяет исполнять эту оперу на должном высоком уровне. Когда вопрос с репетициями и исполнителями будет решен, спектакль будет возвращен в репертуар.

 

ЭЛИКСИР ЛЮБВИ


Композитор — Г. Доницетти. Комическая опера в 2 действиях. Либретто Ф. Романи, русский текст С. Левика в редакции В. Каппа. Музыкальный руководитель постановки — Александр Шамеев, Режиссер-постановщик — Влад Капп, Художник-постановщик — Елена Соловьева.


В данной сценической версии опера поставлена в Перми в 2002 году.

Что случилось:
Спектакль снят с репертуара.

Мотивировка:
Спектакль был списан еще при художественном руководстве Георгия Исаакяна. Постановка нуждалась в обновлении, что для театра по стоимости равнялось выпуску нового спектакля.

 

АИДА

Композитор — Дж. Верди. Опера в 4 действиях, 7 картинах. Либретто А. Гисланцони. Режиссер-постановщик — Иосиф Келлер, Художники-постановщики — Борис Матрунин, Николай Котов.

В данной сценической версии опера поставлена в Перми в 1958 году, возобновлена в 1962 году.

Что случилось:
Решение о снятии спектакля с репертуара было принято за несколько месяцев до вступления Теодора Курентзиса в должность художественного руководителя Пермского театра оперы и балета. О последнем представлении, которое состоялось в феврале 2011 года, театр сообщал открыто, не делая из этого тайны.

Мотивировка:
Материальная база спектакля устарела настолько, что капитальная реконструкция обошлась бы дороже новой постановки. Художественная коллегия театра приняла решение списать спектакль.

ОТЕЛЛО

Композитор — Дж. Верди. Музыкальная драма в 4 действиях. Либретто А. Бойто по одноименной трагедии Шекспира. Музыкальный руководитель постановки и дирижер — Валерий Платонов, Режиссер-постановщик — Владимир Петров, Художник-постановщик — Юрий Купер.

В данной сценической версии опера поставлена в Перми в 2009 году.

Что случилось:
Из-за ненадлежащих условий хранения, которые были вызваны дефицитом места на складе театра, пенопластовые декорации рассыпались и восстановлению не подлежат. Проблема была озвучена еще при художественном руководстве Георгия Исаакяна, при нем же спектакль был «заморожен».

Мотивировка:
При всей красоте сценографии спектакль был слабым по режиссуре. Поэтому возобновление неудачной постановки, требующее при этом больших расходов на восстановление погибших декораций, по мнению художественной коллегии театра, не имеет смысла.

КНЯЗЬ ИГОРЬ

Композитор — А. Бородин. Опера в 3-х действиях с прологом. Либретто А. Бородина по мотивам эпической поэмы XII века «Слово о полку Игореве». Режиссер-постановщик — Иосиф Келлер, Художник-постановщик — Владимир Людмилин, Хореография сцены «Половецкие пляски» М. Фокина перенесена педагогом-репетитором Мариинского театра Галиной Рахмановой.

В данной сценической версии опера поставлена в Перми в 1955 году.

Что случилось:
Спектакль снят с репертуара. Последнее представление состоялось в октябре 2011 года.

Мотивировка:
В будущем планируется постановка, эстетически и стилистически приближенная к хореографическому фрагменту «Половецкие пляски», который был поставлен Михаилом Фокиным. Аутентичную хореографию этого балета в Перми восстановила педагог-репетитор Мариинского театра Галина Рахманова. Подобно тому, как исследовательская группа Пермского театра оперы и балета работала над реконструкцией сценографии «Шута» Прокофьева (премьера балета в Перми состоялась в декабре 2011 года), постановочная команда займется изучением архивных материалов «Князя Игоря». В данный момент театр ведет поиски режиссера, который сможет осуществить задуманное.

Особо хотим отметить, что решение о списании либо «заморозке» спектакля принимается не художественным руководителем единолично, а только единогласным решением художественной коллегии, куда входят представители администрации, всех творческих и технических цехов театра.

 

Как ошибочно утверждается в публикации «Не секретно», «за полтора года «правления» Курентзиса было поставлено всего лишь два спектакля – «Так поступают все женщины» и совсем недавно «Свадьба Фигаро».

В действительности в период с 1 января 2011 года по 4 сентября 2012 (дата публикации), при художественном руководстве Теодора Курентзиса Пермский театр оперы и балета представил 3 оперных и 7 балетных премьер:

— оперы: Cosi fan tutte (за которую Теодор Курентзис как музыкальный руководитель постановки был удостоен премии администрации Перми в области культуры и искусства), «Маленький трубочист» и Medeamaterial;

— балеты: «Бахчисарайский фонтан», «Вариации на тему рококо», «Шут», Monumentum pro Gesualdo, Kammermusik No.2, «Петрушка», «Свадебка».

Это не считая крупных симфонических проектов с участием Большого симфонического оркестра театра и оркестра MusicAeterna под руководством дирижеров Теодора Курентзиса, Валерия Платонова, Оливье Кюанде, Валентина Урюпина.

Вызывает сомнение источник «Не секретно», названный в публикации «артистами оперной труппы», который так поверхностно судит о репертуаре театра, в котором работает, и о спектаклях, в которых участвует.

Далее «Не секретно» и URA.ru приводят слова «артистов театра»: «После того, как две скрипки и гобой попросили сделать перерыв после непрерывной двухчасовой репетиции, Курентзис их убрал и заменил на музыкантов из своего оркестра MusicAeterna. Мы считаем, что это нарушение не только Трудового кодекса, но и Устава театра. Есть же какие-то нормы, распорядок дня, регламент репетиций».

Автор этой цитаты, в данном случае именуемый «музыкантами оркестра», проявляет неосведомленность о работе оркестров Пермского театра оперы и балета. Согласно Коллективному договору от 7.02.2011, оркестровая репетиция в Пермском театре оперы и балета не может длиться более 2 часов 15 минут, включая обязательный 15-минутный перерыв. При этом время перерыва Коллективным договором не регламентировано, а потому он может быть назначен в любой момент.

По свидетельствам главного хормейстера театра Дмитрия Батина, директора оперной труппы Виталия Полонского и директора Большого симфонического оркестра Рустема Зиганшина, репетиция (в данном случае речь идет о репетиции оперы «Иоланта», которой 3 сентября открылся 141 сезон) началась в 12.15, а вышеупомянутый инцидент случился в 13.45 — от начала репетиции прошел 1 час 30 минут.

Кроме того, замены артистов оркестра либо пересадка музыкантов с одного пульта на другой с целью достижения качества — обычная практика в работе любого профессионального оркестра.

Члены Художественной коллегии
Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского:

Исполнительный директор Пичкалев А. Е.

Генеральный менеджер М. де Мони

Руководитель литературно-драматургической части Деменева Л. Н.    

Главный дирижер Платонов В. И.

Главный балетмейстер Мирошниченко А. Г.

Главный хормейстер Батин Д. А.

Технический директор Мартынов С. Н.

Финансовый директор Гущина Т. С.

Директор по планированию Платонова А. В.

Директор оперной труппы Полонский В. А.

Заведующий оперной труппой Хребтов В. К.

Заведующий труппой балета Дубровин В. И.

И. о. главного режиссера Эннс О. А.

Начальник отдела международных связей Колчанова А. А.

Директор по производству Малькова Н. В.

поиск