Новости Время чтения: 4 мин

«Путеводитель по балету»: новая жизнь традиции

«Путеводитель по балету»: новая жизнь традиции

В Пермской опере продолжаются репетиции «Путеводителя по балету». Премьера нового спектакля Антона Пимонова пройдет 26–28 ноября. Над постановкой работают композитор Настасья Хрущёва, дирижер Артем Абашев, сценограф Степан Лукьянов, художник по костюмам Анастасия Нефёдова и автор сценария Богдан Королёк.

Переосмысление традиции и движение к новым художественным рубежам — на пересечении этих векторов строится сегодня программная политика Пермского театра оперы и балета. В новом спектакле руководителя балетной труппы Антона Пимонова хрестоматийная музыка Петра Ильича Чайковского (третий акт «Спящей красавицы») встречается с новой партитурой петербургского композитора Настасьи Хрущёвой, написанной специально по заказу Пермской оперы. За последние годы Хрущёва зарекомендовала себя одним из центральных героев отечественной музыкальной сцены — не только ярким композитором, но и теоретиком музыки, автором ставшей бестселлером книги «Метамодерн в музыке и вокруг нее». «Путеводитель» — не первый опыт работы Хрущевой в балете: в 2020 году она стала соавтором балета «Русские тупики — II», поставленного Максимом Петровым в Мариинском театре и ставшего обладателем Национальной театральной премии «Золотая маска» («Лучший спектакль в балете»-2021).

Путеводитель по балетусм.jpg
Эскиз: Анастасия Нефёдова


В «Спящей красавице» Чайковский навел мост между русской музыкой, русским балетом и трехсотлетней европейской музыкальной традицией. В первой части «Путеводителя по балету» Настасья Хрущёва исследует эту связь, препарируя музыку Чайковского, Баха и французского барокко и по сути продолжая работу, начатую в «Русских тупиках». Партитура писалась в тесной работе с хореографом спектакля, устроена наподобие конструктора и носит сугубо прикладной характер — в новом балете Хрущева сыграла роль современного Цезаря Пуни.

Автором сценографии спектакля стал Степан Лукьянов — известный российский художник и дизайнер, арт-директор Электротеатра Станиславский. В первой части «Путеводителя по балету» Лукьянов также реализует идею конструктора, разборки и детального изучения механизма. Автор костюмов Анастасия Нефёдова и видеохудожник Илья Старилов ориентируются в своих решениях на старинную графику из танцевальных трактатов. После антракта плоское в «Путеводителе» становится трехмерным, монохромное — полноцветным, а старая хореография помещается в новый визуальный контекст. Художники пытаются воссоздать эффект, который «Спящая красавица» произвела на премьере в 1890 году, а потом на премьере реконструированного спектакля в 1999-м. Новый китч — так с долей условности можно обозначить стиль второй части «Путеводителя по балету».

Путеводитель по балету.jpg
Эскиз: Анастасия Нефёдова

Адресованный зрителям всех возрастов, «Путеводитель по балету» Антона Пимонова состоит из двух частей. Первая из них — попытка ответить на вопросы, из каких деталей состоит механизм под названием «балет», по каким законам работает это искусство и что оно способно сообщить современному зрителю. После антракта все языки и модели танца складываются воедино — исполняется третий акт «Спящей красавицы» Петра Ильича Чайковского и Мариуса Петипа, один из лучших ансамблей в истории мировой хореографии. Хореографию Петипа 1890 года также возобновляет Антон Пимонов.

Главная Журнал «Путеводитель по балету»: новая жизнь традиции