26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
30.10.2017
Ведомости: Теодор Курентзис записал Шестую симфонию Чайковского

Когда в 2007 г. Теодор Курентзис впервые продирижировал «Патетической» во главе оркестра musicAeterna, в ту пору еще базировавшегося в Новосибирске, трактовка произвела эффект разорвавшейся бомбы: принципы HIP, исторически информированного исполнительства, дирижер применил не к барокко и не к Моцарту, а к одному из самых заигранных названий русского симфонического репертуара. Бутлеги с того памятного московского концерта можно отыскать в сети, но сравнивать их с только что вышедшей записью не корректно: теперь худрук Пермской оперы создал эталонную версию Шестой, по максимуму использовав возможности студийной звукозаписи. В новом альбоме слышна такая тщательность работы, какую отличали, скажем, записи Гленна Гульда и на какую сегодня мало кто отваживается, – в этом смысле соавтором Курентзиса становится звукорежиссер Дамьен Кюинтар.

Про интерпретации Курентзиса принято говорить, что они театральны, но его записи – и особенно «Патетическая» – устроены скорее кинематографично: слушая их, думаешь о крупности планов, о композиции кадра, о драматургии монтажных склеек, о том, как воображаемая камера фокусируется на казавшихся незначительными прежде нюансах. Вместо гомогенного симфонического массива – объемная, прозрачная, дифференцированная картинка, как будто Чайковского исполняет камерный состав, в котором слышны не только отдельные группы инструментов, но отчетливо заметны мышечные усилия каждого солиста. Сыгранная с немыслимой для романтической музыки степенью детализации, хрестоматийно известная партитура предстает у musicAeterna сочинением доселе неизвестным. Мощнейший эффект присутствия и погружения достигается в том числе и чисто техническими средствами – по настоянию Курентзиса запись производилась в Берлине, в исторической гэдээровской радиостудии, на ламповой аппаратуре 1950-х гг.

Вызывающая эсхатологический восторг пермская Шестая – типичный фильм-катастрофа. Трагическая фабула масштабирована до размеров полноценного апокалипсиса, детали которого прописаны с тщанием то ли Иеронима Босха, то ли Фрэнсиса Копполы. Темпы подчеркнуто сдержанные, но звуковая ткань наэлектризована так, что то и дело искрит. Курентзис играет на максимальных контрастах – все разведено по полюсам: воздушная, по-классицистски легкая экспозиция первой части буквально проваливается в тартарары разработки, ртутная гибкость пятидольного вальса во второй сметается ураганом третьей. Ключевой лейтмотив – биение сердца со всеми физиологическими подробностями: тахикардией, аритмией, нитевидным пульсом и его исчезновением в финале. По силе воздействия версия musicAeterna сравнима разве что с легендарной «Патетической» Евгения Мравинского, и Курентзис, кажется, отнюдь не случайно посвящает альбом памяти своего учителя Ильи Мусина: большой стиль этой записи воскрешает давно, казалось, ушедшую в прошлое традицию великих дирижеров-демиургов, создающих и разрушающих миры.

Дмитрий Ренанский | Ведомости

поиск