Небывалый ажиотаж царил вокруг первого пермского концерта Теодора Курентзиса. Способствовало этому все: и отсутствие информации о том, что будет с самим театром после переезда в Пермь Курентзиса, и растущее недовольство пермских артистов, и публикации в российской прессе, которая широко освещала перемещение мировой музыкальной звезды из новосибирского театра в пермский. Кульминацией стало интервью Курентзиса порталу openspace.ru, в котором он очень резко отозвался о подготовке пермских певцов. При этом, как выяснилось позже, ни одного спектакля пермяков Курентзис не видел «вживую», а только смотрел в записи.
Стоит ли говорить, что билеты в кассах раскупили моментально, тем более что цена их была обычной — от 100 до 500 рублей. Утром 10 февраля начальник пресс-службы оперного театра Василий Ефремов, устав отбиваться от вопросов и просьб, вывесил на «Фейсбуке» следующее объявление: «Друзья, отвечаю на все письма и сообщения, которые мне сегодня приходят: «На сегодняшний концерт вам может помочь попасть только ЧУДО!»
Вечером около театра спрашивали лишние билетики, а количество публики в зале удивляло даже капельдинеров, которые еще помнят, что раньше — в середине прошло века — такое бывало на каждом спектакле. В зале не было ни одного свободного места, включая ярусы, а молодежь тесно сидела в проходах прямо на ступеньках, сетуя, что в оперном на этот случай не предусмотрены специальные подушки, какие есть, например, в «Сцене-Молот».
Среди зрителей преобладали работники культуры и люди, внесшие большой вклад в ее развитие, — Лидия Лисовенко, Любовь Федорова и другие. Не видно было депутатов, не очень много было вип-персон, пришли только истинные ценители, такие как ректор ПГТУ Василий Петров. Среди публики выделялся английский режиссер Майкл Хант, который летом вместе с Георгием Исаакяном поставил в музее «Пермь-36» оперу Бетховена «Фиделио», а сейчас работает над постановкой в Театре-Театре. В свободное время Хант активно посещает пермские театры, особенно его привлекает наш ТЮЗ, где он, говорят, пересмотрел уже все спектакли.
Программа концерта состояла из двух наиболее известных симфоний Вольфганга Амадея Моцарта. В первом отделении прозвучала симфония Соль минор? 40 (KV 550), это произведение у всех, что называется, на слуху, а ее первые такты давно разошлись на рекламные джинглы и рингтоны. Менее известна широкой публике симфония До мажор? 41 «Юпитер» (KV 551).
Как выяснилось на концерте, пермской публике предстояло познакомиться с Моцартом в аутентичном исполнении, то есть музыка звучала так, как во времена великого композитора. Это одна из фишек оркестра «MusicAeterna» и Теодора Курентзиса, которые являются приверженцами стиля аутентичного исполнения. Для аутентичного исполнения существуют свои правила и приемы игры, определенный подбор состава и количества исполнителей. Музыкальные инструменты оркестра также соответствуют этой задаче — они являются копиями существовавших в то время инструментов, например, на скрипках натянуты не струны, а бараньи жилы.
«Дело не только в инструментах, — утверждает Теодор Курентзис. — Я создал оригинальную теорию исполнения старинной музыки. Она вырастает из элементарного уважения к ней — исполнять ее надо по возможности так, как в эпоху создания».
Знакомые произведения Моцарта у «MusicAeterna» действительно звучали по-другому, музыкальные специалисты отметили необычайно высокую техничность музыкантов, яркость и экспрессивность исполнения.
Очень экспрессивной оказалась и манера дирижирования Теодора Курентзиса. Это вовсе не были привычные всем симметричные движения обеих рук — Теодор Курентзис дирижировал всем телом: выпады в сторону, подъем на носках, разнообразные артистичные позы и движения, которые делали его в некоторые моменты похожим на фигуру-марионетку и занимали все внимание публики, поначалу отвлекая от музыки. Большинство музыкантов оркестра «MusicAeterna», например вся группа скрипок, играют стоя и также все время двигаются в стиле известной скрипачки Ванессы Мей, правда не с такой амплитудой движения.
Зрительный зал устроил Курентзису и его оркестру овацию, на сцену вынесли огромную — около метра в диаметре — корзину белых хризантем. Маэстро остался доволен приемом и, обратившись со сцены к публике, сообщил, что сейчас покажет, что такое по-настоящему быстрый темп. После этого оркестр в невероятном темпе исполнил отрывок из музыки к опере Жана Филиппа Рамо «Фурия».
В скором времени оркестр Пермского театра оперы и балета «MusicAeterna», так теперь называется оркестр, прибывший из Новосибирска, отправится в Амстердам и Вену, где и сыграет программу, впервые представленную 10 февраля пермякам.
Новый художественный руководитель театра тем временем обживается в Перми. Ни одна из предложенных квартир Теодору Курентзису не понравилась, и он обосновался в президентском номере гостиницы «Урал» который обходится театру в 14 тысяч в сутки. Не менее требовательно он подошел и к выбору кабинета, говорят, главным условием стало требование маэстро, чтобы обстановка была выполнена в стиле ампир. Сейчас такое помещение готовится, а в бывший кабинет Георгия Исаакяна въехал директор театра Анатолий Пичкалев.
Музыканты «MusicAeterna», приехавшие из Новосибирска, разместились в съемных квартирах. По некоторым данным, на их переселение затрачено 30 млн рублей. Столько же ежемесячно будет получать Пермский театр оперы и балета от краевых властей на содержание двух прибывших коллективов. Обстановка в самом театре постепенно нормализуется: если в конце года лишенные информации артисты были готовы пойти на баррикады, то теперь настроение изменилось. Новый художественный руководитель приступил к своим обязанностям и неожиданно для себя выяснил, что в пермской оперной труппе работают профессионалы. И, более того, солисты театра находятся в прекрасной форме и по своим вокальным данным могут претендовать на места в престижных международных постановках, которые намеревается осуществить в Перми Теодор Курентзис. К чести маэстро надо отметить, что он не стал скрывать свое впечатление от самих певцов, и, возможно, вскоре они действительно получат возможность выйти на мировую оперную сцену.