28 января 2023
29 января 2023
31 января 2023
02 февраля 2023
03 февраля 2023
04 февраля 2023
05 февраля 2023
09 февраля 2023
10 февраля 2023
11 февраля 2023
12 февраля 2023
15 февраля 2023
16 февраля 2023
18 февраля 2023
19 февраля 2023
22 февраля 2023
25 февраля 2023
26 февраля 2023
01 марта 2023
02 марта 2023
05 марта 2023
07 марта 2023
08 марта 2023
10 марта 2023
11 марта 2023
14 марта 2023
15 марта 2023
17 марта 2023
18 марта 2023
19 марта 2023
21 марта 2023
Пресса
  • Январь
    27
  • Февраль
  • Март
28.05.2013
Звезда: Нет повести прекраснее на свете

В субботу в краевом центре состоялось торжественное открытие Международного Дягилевского фестиваля-2013

Были авторитетные приветствия. Были горячие поздравления. Но, несомненно, главным событием дня стала российская премьера балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» в хореографии Кеннета Макмиллана на сцене Пермского театра оперы и балета.

Художественный руководитель театра, выступающий в данном случае музыкальным руководителем постановки и дирижером Теодор Курентзис говорит о премьерном спектакле только в превосходных степенях: исключительное явление, невероятные декорации и даже — по уровню этот балет «выше крыши». Пожалуй, единственное, о чем не упоминает маэстро в этом славном ряду, так это о вложенных в постановку средствах — 32 миллиона рублей. В самом деле выше всех крыш — по крайней мере во всей истории пермских театров.

Сцена из спектакля «Ромео и Джульетта»Сцена из спектакля «Ромео и Джульетта»

Кажется, созвучно дирижеру и настроение пермской публики: все билеты на три предстоящих в июне спектакля уже раскуплены, в следующем сезоне балет пройдет аж 12 раз. Ажиотаж ажиотажем, но что несомненно: над английским вариантом пермских «Ромео и Джульетты» хочется думать, можно спорить, есть с чем сравнивать. Мало того, что «самая печальная на свете повесть» оказалась «живее всех живых», и сюжет этот знает каждый со школьных лет. На балетной сцене он имеет около сотни интерпретаций. Одна из них, известного балетмейстера и любимца пермской публики Николая Боярчикова, жила в нашем театре четыре десятка лет. Хореография этого балета, созданная сэром Кеннетом Макмилланом в 1965 году для Королевского театра в Ковент-Гардене, считается канонической. Ее воплощение на пермской сцене — первое в России.

Первое впечатление — спектакль красив и художественно щедр. Изысканные декорации (одна лестница в ширину всей сцены чего стоит), богатые костюмы. Как не без гордости объявил худрук, 29 костюмов были изготовлены в Италии, 300 — в Перми. Все — в соответствии с историческими реалиями. В своей массе создающиечто-товсеохватное и мрачное. Тяжелое. Даже, на мой взгляд, для балета слишком тяжелое. Мешающее танцу и вообще мешающее. Вот и актрисе, исполняющей партию матери Тибальда, чтобы по ходу действия порыдать над трупом сына, приходится снять громоздкий головной убор — а что ей остается делать?

Впрочем, эта нарядная, но безликая толпа, судя по всему, нужна хореографу в качестве темной силы, которая и губит одного за другим всех молодых героев. Жестоко и хладнокровно — в отсутствие всякой романтики, без которой в сознании многих немыслима эта история. Как утверждают создатели пермского спектакля, это скорее бытовая история, если кому хочется — реалистическая, но никак не романтическая. Не оттого ли те, кто помнит постановку Боярчикова, отдают предпочтение именно ей — как более образной, чувственной и возвышенной. Кстати, в музыке оркестр «MusicAeterna» под управлением Теодора Курентзисакаким-тонеисповедимым образом смог совместить и всепоглощающую силу быта, и неумирающую страсть душевных порывов — такое ощущение, что это исполнение может звучать и как самостоятельное.

Надо сказать, что некоторым зрителям сегодняшняя постановка «Ромео и Джульетты», видимо, «за давностью лет» ее хореографии кажется излишне традиционной.По-моему, и слава богу, что в ней нет акробатических номеров и марширующих по сцене артистов, что подчас присуще современному авангардистскому балету. Однако здесь заметно меньше танцевальности, самого балета по сравнению с той же постановкой Боярчикова. Можно называть это психологическим театром на балетной сцене (что и делается в премьерных аннотациях), относя к ее достижениям. Но невольно приходит на память и понятие «драмбалет», связанное с такими мастерами, как Г. Уланова, М. Семенова, Н. Дудинская, Т. Вечеслова, и в 50-егоды прошлого столетия заклейменное в СССР за жанровые перегибы. Так что только и остается согласиться с известной истиной: новое — это хорошо забытое старое.

Конечно, каждый зритель увидит свое в этом балете. Кого то, вероятно, тронет трепетное исполнение Н. Домрачевой своей Джульетты.Кого-товосхитит адажио героев под балконом дома Капулетти.Кого-топоразят массовые сражения на шпагах двух враждующих родов Вероны… Остается — увидеть спектакль. А потом подумать над ним.

Людмила Каргопольцева | Звезда

поиск