«Шаманы майя похожи на пермяков!» — уверен американский режиссер Питер Селларс
Такие ассоциации родила у него работа в Перми над «Королевой индейцев» в театре оперы и балета. В эти дни на сцене театра с успехом идут премьерные спектакли.
Режиссер Питер Селларс и дирижер Теодор Курентзис нашли друг друга в Мадриде, когда вместе ставили «Иоланту» Чайковского и «Персефону» Стравинского. В результате сотрудничества двух таких непохожих творцов, которые ипоявились-тона свет с разницей в целую эпоху, свет увидела опера «Королева индейцев» Генриха Пёрселла. Об этой мировой премьере теперь говорит вся Пермь! Кстати, сразу после Перми спектакль отправится в знаковый для постановщиков город — Мадрид. А затем — в Лондон.
Селларс, ставший скандально знаменитым в конце80-хпосле постановок сразу трех опер Моцарта на американских фестивалях, мечтал поставить «Королеву…» 25 лет! То, что Теодор Курентзис серьезно «болен» Пёрселлом, стало ясно после громкой концертной премьеры оперы «Дидона и Эней» осенью прошлого года. Постановщиков не смутило то, что произведение английского композитора, датированное 1695 годом, оказалось незаконченным — они просто вставили в музыкальную канву другие сочинения композитора. В новой версии либретто арии перемежаются пространными монологами из романа никарагуанской писательницы Розарио Агиляр «Затерянные хроники Terra Firma», повествующего о временах Конкисты.
Сценографию спектакля создал Гронк — художник изЛос-Анджелеса. Визуальное оформление «Королевы…» основано на символах и орнаментах племени майя и Сапатистской армии —национально-освободительногодвижения, появившегося в Мексике в 1994 году. Костюмы придумала Дуня Рамикова из США. Причем все они сшиты непосредственно в театре, правда, ткани — материальное выражение культуры — заказывали вЛос-Анджелесе, Мексике и Гватемале.
Главные партии в опере исполняют приглашенные международные звезды (Королевский театр Мадрида, Английская национальная опера). Причем, как объясняют постановщики, отдельного кастинга для «своих и наших» не было. Для каждой партии специально подбирался нужный голос, но если певец пермской труппы подходил, преимущество отдавали ему. Так случилось с Надеждой Кучер, прекрасно исполнившей в «Королеве…» партию доньи Исабель, женыгенерала-лейтенантаПедрариаса Давилы.
Массовые сцены отдали на откуп артистам хора MusicAeterna — как партии индейцев, так и испанцев. Это, как говорит режиссер, позволило им изнутри почувствовать трагедию целых народов. Надо сказать, что хор и стал главным действующим лицом оперы — наподобие античных хоров в Греции, предсказывающих победу и несущих печальные вести.
Хореографию, сотканную из contemporary dance, классического балета, барочных танцев и шаманских ритуалов майя, специально для постановки создал Кристофер Уильямс из США, известный тем, что устраивает свои хореографические экзерсисы не в театрах, а в самых неожиданных местах. Четыре танцовщика — две пары — тоже прибыли с ним из Америки.
В общем, спустя триста лет после безуспешных попыток постановщиков хотькак-тооживить мумию «Королевы индейцев» «британского Орфея» Пермь в очередной раз рискнула, вложила 30 миллионов и пошлава-банк. Будет ли у этой истории с поистине божественной музыкой счастливая судьба, покажет время…