03 декабря 2022
Сегодня
04 декабря 2022
07 декабря 2022
09 декабря 2022
10 декабря 2022
11 декабря 2022
12 декабря 2022
13 декабря 2022
14 декабря 2022
16 декабря 2022
17 декабря 2022
18 декабря 2022
21 декабря 2022
22 декабря 2022
25 декабря 2022
27 декабря 2022
28 декабря 2022
29 декабря 2022
30 декабря 2022
31 декабря 2022
01 января 2023
02 января 2023
03 января 2023
04 января 2023
05 января 2023
06 января 2023
07 января 2023
08 января 2023
11 января 2023
12 января 2023
13 января 2023
14 января 2023
15 января 2023
18 января 2023
19 января 2023
21 января 2023
22 января 2023
28 января 2023
29 января 2023
31 января 2023
Пресса
  • Декабрь
    03
  • Январь
01.10.2013
Звезда: Игры по-королевски

«Шаманы майя похожи на пермяков!» — уверен американский режиссер Питер Селларс

Такие ассоциации родила у него работа в Перми над «Королевой индейцев» в театре оперы и балета. В эти дни на сцене театра с успехом идут премьерные спектакли.

Режиссер Питер Селларс и дирижер Теодор Курентзис нашли друг друга в Мадриде, когда вместе ставили «Иоланту» Чайковского и «Персефону» Стравинского. В результате сотрудничества двух таких непохожих творцов, которые ипоявились-тона свет с разницей в целую эпоху, свет увидела опера «Королева индейцев» Генриха Пёрселла. Об этой мировой премьере теперь говорит вся Пермь! Кстати, сразу после Перми спектакль отправится в знаковый для постановщиков город — Мадрид. А затем — в Лондон.

Селларс, ставший скандально знаменитым в конце80-хпосле постановок сразу трех опер Моцарта на американских фестивалях, мечтал поставить «Королеву…» 25 лет! То, что Теодор Курентзис серьезно «болен» Пёрселлом, стало ясно после громкой концертной премьеры оперы «Дидона и Эней» осенью прошлого года. Постановщиков не смутило то, что произведение английского композитора, датированное 1695 годом, оказалось незаконченным — они просто вставили в музыкальную канву другие сочинения композитора. В новой версии либретто арии перемежаются пространными монологами из романа никарагуанской писательницы Розарио Агиляр «Затерянные хроники Terra Firma», повествующего о временах Конкисты.

Сценографию спектакля создал Гронк — художник изЛос-Анджелеса. Визуальное оформление «Королевы…» основано на символах и орнаментах племени майя и Сапатистской армии —национально-освободительногодвижения, появившегося в Мексике в 1994 году. Костюмы придумала Дуня Рамикова из США. Причем все они сшиты непосредственно в театре, правда, ткани — материальное выражение культуры — заказывали вЛос-Анджелесе, Мексике и Гватемале.

Главные партии в опере исполняют приглашенные международные звезды (Королевский театр Мадрида, Английская национальная опера). Причем, как объясняют постановщики, отдельного кастинга для «своих и наших» не было. Для каждой партии специально подбирался нужный голос, но если певец пермской труппы подходил, преимущество отдавали ему. Так случилось с Надеждой Кучер, прекрасно исполнившей в «Королеве…» партию доньи Исабель, женыгенерала-лейтенантаПедрариаса Давилы.

Массовые сцены отдали на откуп артистам хора MusicAeterna — как партии индейцев, так и испанцев. Это, как говорит режиссер, позволило им изнутри почувствовать трагедию целых народов. Надо сказать, что хор и стал главным действующим лицом оперы — наподобие античных хоров в Греции, предсказывающих победу и несущих печальные вести.

Хореографию, сотканную из contemporary dance, классического балета, барочных танцев и шаманских ритуалов майя, специально для постановки создал Кристофер Уильямс из США, известный тем, что устраивает свои хореографические экзерсисы не в театрах, а в самых неожиданных местах. Четыре танцовщика — две пары — тоже прибыли с ним из Америки.

В общем, спустя триста лет после безуспешных попыток постановщиков хотькак-тооживить мумию «Королевы индейцев» «британского Орфея» Пермь в очередной раз рискнула, вложила 30 миллионов и пошлава-банк. Будет ли у этой истории с поистине божественной музыкой счастливая судьба, покажет время…

Каролина Самойлова | Газета «Звезда»

поиск