26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
28.10.2013
PERIODISTA DIGITAL: Произведения Стравинского и Прокофьева на вечере русского балета

Пермский театр оперы и балета открывает танцевальный сезон в Королевском театре в Мадриде.

Пермский театр оперы и балета открыл сокращенный танцевальный сезон в Королевском театре двойной программой: спектаклями «Свадебка» Игоря Стравинского в постановке Иржи Килиана и «Шут» Сергея Прокофьева в постановке Алексея Мирошниченко. Музыкальный руководитель первого спектакля — Теодор Курентзис, постоянный дирижер этого театра в течение последних сезонов, в сопровождении русского хора и оркестра; музыка же Прокофьева была представлена в интерпретации Валентина Урюпина, дирижировавшего оркестром Королевского театра. Русский балет представил очень насыщенную программу, состоящую из пяти шикарных гала — представлений с современной интерпретацией двух наиболее выдающихся русских композиторов одним из лучших балетных театров России.  

«Свадебка» (Les Noces) — один из известнейших балетов стравинского наряду с «Жар-птицей» (1910), «Петрушкой» (1911) и «Весной священной» (1913), которые считаются большим шагом на пути возрождения жанра. Основываясь на обрядовых песнях типичной крестьянской свадьбы, Стравинский создал партитуру для сопрано, меццо-сопрано, тенора и баса, смешанного хора и двух групп перкуссионных инструментов, в том числе четырех фортепиано, передающую всю первобытную, племенную, дикую страсть, как в «Весне священной» — без сомнения, наиболее знаменитом из всех его произведений. Это стопроцентно «русская» музыка, которая, тем не менее, приобретает экзотические оттенки, вначале — восточные, а затем явно африканские.

Иржи Килиан (Прага, 1947) впервые поставил «Свадебку» в 1982 году, на самом пике своей карьеры, превратившей его в одного из трех или четырех живых классиков современного танца. С тех пор как Килиан начал работать на Нидерландский балетный театр (Nederlands Dans Theater), в котором был художественным руководителем с 1975 по 1999 год, а затем главным хореографом до 2009 года, за почти сорок лет непрерывной артистической деятельности он выработал свой собственный оригинальный стиль  и оказал огромное влияние на развитие жанра. Для постановки балета он оставался верным своим русским корням и стилю, определенному Брониславой Нижинской, сестрой знаменитого Вацлава Нижинского, для его премьеры в 1923 году: преобладание коллективного духа и свадебный церемониал, выраженный посредством четырех сцен — благословение невесты, благословение жениха, проводы невесты, свадьба и пиршество; закрытые позиции и простые торжественные движения в сочетании с нарочитым подчеркиванием телесности.

Килиан перемежает традиционный язык современным, что превосходно сочетается с энергичным исполнением партитуры, придавая особую важность жизненности повествования. Механические экспрессивные движения в точности отражают дух композиции Стравинского, который отталкивается от традиционных ритуальных песен русской крестьянской свадьбы, создавая почти абстрактную манеру в музыке на основе фонетических игр, свойственных специфической форме  исполнения в его родной стране.  

Постановка, разделенная на четыре сцены, длится 25 минут при минимуме декораций, представленных лишь освещением и костюмами теплых оттенков. Компактная, унитарная, точно подогнанная под партитуру, с вкраплениями знаменитых казацких танцев, которые становятся квинтэссенцией русского фольклора, каким мы его знаем. Грек Теодор Курентзис, адаптировавшийся в России после стольких лет работы в этой стране, был убедителен перед оркестром, певцами и хором, равно как и перед кордебалетом, главной парой и четырьмя второстепенными балеринами из второго состава.   

Такой Стравинский, в расцвете своего национально-патриотического периода, до сих пор потрясает своим остинато, напряженным по сравнению с гармонией или темпом  произведения — это подражание той манере, которую сравнивают с кубизмом в живописи и которая так повлияла на таких композиторов-минималистов, как Терри Райли и Стив Райх. Килиан добавляет человечности в первобытную дикость партитуры посредством гармоничных, мягких, чувственных основных движений, которые, даже будучи отрепетированными тысячу раз, не перестают волновать зрителя и через три десятка лет после того, как были придуманы. Постановка очень яркая, хотя производит впечатление несколько далекой, не способной разрушить в нашем восприятии барьер, отделяющий нас от сцены.

Во второй части программы дистанция между сценой и зрителем только увеличилась. Алексей Мирошниченко, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета, ответственный за переработку хореографии «Шута»,  изначально созданной Дягилевым для Ballets Russes (Русского балета Дягилева) в 1921 году. Татьяна Ногинова и Сергей Мартынов воссоздали костюмы и сценографию по оригинальным эскизам, смоделированным Михаилом Ларионовым для премьеры в Париже. Многоцветье, характерное для русского народного творчества, подчеркивает особенности сюжета, навеянного народными сказками с их трагикомическими персонажами и гротескными ситуациями. Нам рассказывают волшебную детскую сказку, блистательно поставленную и великолепно исполненную в танце. 

Сюжет довольно странный: шут заставляет поверить свих семерых коллег, что убил свою жену, а потом воскресил волшебным кнутом. По просьбе других шутов продает им кнут. Когда шуты, убив своих жен, понимают, что не могут их оживить, они замышляют план мести. Чтобы спастись, шут переодевается в женскую одежду и притворяется собственной сестрой. Но, когда богатый купец приезжает в его дом, чтобы найти себе невесту среди шутовских дочерей, он их всех отвергает и выбирает переодетого шута. В первую брачную ночь «женушке» удается сбежать из дома купца и оставить вместо себя козу. Сбитый с толку купец думает, что его жену заколдовали, и, в попытке вернуть ей человеческий облик, ненароком ее убивает.

Этот необычный сценарий для партитуры (чем-то напоминает его знаменитую детскую сказку «Петя и волк») был наспех написан Сергеем Прокофьевым на заказ, когда ему исполнилось 23 года. Получив рекомендацию, он согласился работать в труппе и следовать советам балетмейстера, импресарио и других людей, работавших над премьерой. После премьеры партитура надолго выпала из поля зрения хореографов.

Валентин Урюпин, без сомнения, должен быть доволен «русификацией» в исполнении  оркестра Пермского театра, который был просто замечательным. На богатую и разнообразную инструментовку партитуры Алексей Мирошниченко поставил хореографию в неоклассическом стиле, который, хоть и упраздняет ортодоксальную строгость, продолжает изобиловать всеми па из классического репертуара. Прекрасные танцоры полностью оправдали ожидания. В 1926-м прошла первая балетная премьера театра оперы и балета в Перми, где Дягилев провел свои ранние годы. С тех пор  этот театр входит в первую тройку по значимости в России наряду с Большим и Мариинским. Нечего и говорить, ни одна труппа в Испании не сравнится с ними.

Многие проводят параллели между Стравинским и Прокофьевым, и действительно, их музыкальные концепции и вкус к балету во многом схожи. Несмотря то что «Свадебка» и «Шут» довольно разные, их объединяет общая основа — то, что можно назвать русской душой, воплощенной в балете всего советского периода и с большой помпой возрожденной в XXI веке.

На представлении в воскресенье были видны пустые места в партере, которые исчезли после антракта, и по окончании спектакля можно было наблюдать чрезвычайно довольных зрителей, охотно аплодировавших всем исполнителям в равной степени — балеринам, певцам и музыкантам. Это было чисто русское представление, изысканное и исполненное с высоким уровнем артистизма, но несколько чуднóе среди других пунктов программы. За этим уникальным сезоном последуют еще два: постановка Национального театра танца Испании (Compañía Nacional de Danza) ближе к маю и представление Танцевальной группы Марка Морриса (Mark Morris Dance Group) накануне лета.

Если вкратце охарактеризовать представление, можно сказать, что это была роскошная обертка для симпатичной пустой коробки.

Оценка спектакля (от 1 до 10):
Увлекательность: 6
Музыка: 7-6
Хореография: 7-6
Декорации: 6-7 Дирижер: 7-7
Первые балерины: 7-7
Кордебалет: 7-8
Режиссура: 8

Хосе Каталан Деус |  Портал Periodista Digital

поиск