Нужно иметь невероятную храбрость, чтобы закончить уникальные творения великих мастеров. Кто осмелится продолжить создание Храма Святого Семейства, дописать незаконченные картины Леонардо да Винчи, или завершить, внеся существенные изменения, незаконченное произведение Пёрселла?
Сделать это может только человек, следующий своей бессознательной природе, или другой мастер, или сочетающий в себе все эти качества, что и продемонстрировал великолепный Питер Селларс в своей версии «Королевы индейцев», которая в течение этих недель представлена вниманию зрителей в Королевском театре в Мадриде. Когда карьера Селларса только начиналась, некоторые ставили под вопрос талант и ценность творчества американца, но если и оставались какие-то сомнения, то мастерская постановка, представленная в столице, их развеяла.
В своей версии «Королевы индейцев» Селларс обращался с произведением достаточно свободно, он взял на себя смелость убрать все фрагменты, дописанные братом композитора, не отличающиеся высоким качеством. И создавая гениальный коллаж, Селларс заполнил пробелы другими оригинальными произведениями Пёрселла. Что касается истории, Селларс основательно переработал оригинальное либретто, рассказывающее об абсурдном конфликте между ацтеками и инками, в новом либретто речь идет о временах жестокой вражды между испанскими колонизаторами и жителями Мексики. В новую версию Селларс добавил эмоциональные отрывки из романа Розарио Агиляр «Затерянные хроники Terra Firma», декламирует которые темпераментная драматическая актриса Мариткселль Карреро, и при помощи романа Селларс перелицевал барочную историю в страстную песнь.
Селларс — оперный и театральный режиссер, и сочетание двух видов искусств он демонстрирует в «Королеве индейцев», где есть танец, поэзия, музыка, пение, театр и сценография с драматической, убедительной, изысканной линией. У американца собственный театральный язык — узнаваемый в превосходной мифической «Теодоре» Генделя, которая была представлена на Глайндборнском оперном фестивале; заметить почерк Селларса можно в каждой позе актера, в каждом элементе игры со светом и тенью, в каждом хореографическом движении, каждая деталь продумана и осмыслена.
Кроме того, музыка наполнена невероятным драматизмом, он играет с ней, меняя мощный музыкальный поток на невыносимую тишину, сочетая эти вариации с действиями актеров на сцене. Как результат — спектакль, являющийся, наверно, одним из величайших триумфов эпохи Мортье. Спектакль, которому нет равных.
Что касается музыкального аспекта спектакля, следует, изменив обычный порядок, в первую очередь отметить по заслуженному праву хор Пермского театра оперы и балета, незнакомого многим города до тех пор, пока благодаря этому спектаклю мы не обнаружили, что там живут просто ангелы. Публика с восторженными криками «браво» встречала его восхитительное пение и слияние чистых и чувственных голосов.
Также хочется отметить блистательную работу дирижера Теодора Курентзиса и пермского оркестра, играющего на оригинальных инструментах эпохи. Выделяется и развитие генерал-баса, периодически удивляющее фольклорными элементами, однако ничего не нарушает гармонии в этом контексте.
Прекрасные голоса певцов и лучшие актеры. Среди них мощный голос контратенора Винса, нежный — Надежды Кучер, исполняющей партию Донны Изабель, драматический — Джулии Балок в роли королевы индейцев, и с приятной слуху вибрацией голос тенора Ноа Стюарта, играющего роль конкистадора, в которого влюбилась королева. Полная картина действия абсолютно гармонична и слаженна.
Казалось бы трудно превзойти уровень Die Eroberung von Mexico («Завоевание Мексики»), первую часть проекта Мортье о Конкисте. Но Селларс показал нам это и добился абсолютного триумфа сезона.
Прошли те времена, когда режиссеры своими работами провоцировали возникновение скандалов, которые потрясали традиционный музыкальный уклад, времена, когда беспощадная Элизабет Шварцкопф говорила: «Есть имена, которые не произносятся в моем доме. Не называй это имя в моем присутствии».
Питер Селларс сегодня скорее мастер-ветеран, которому не нужно ломать привычные устои, и, несомненно, благодаря своему творению он вошел в историю.