Высокий, худощавый Курентзис поднялся на сцену весь в черном: ботинки, плотно облегающие брюки, рубашка-балахон и волосы, собранные в пучок. Это мастерская манера дирижирования: руки и пальцы взлетают как мотыльки — техника его учителя, Ильи Мусина, также наставника Гергиева, — и ноги исполняют роль дополнительных ударных инструментов эпохи барокко. В зрительном зале были те, кого такое представление сбивало с толку, но не меня. Однако нужно быть осторожным: Жан-Батист Люлли умер от гангрены в 1867 году, после того как поранил ногу, отбивая такт дирижерской палочкой. За исключением трех лютнистов, музыканты играют стоя. Программа объединила псалом Dixit Dominus (1707), созданный Генделем в короткий (однако важнейший) итальянский период, и оперу «Дидона и Эней» (1689) Генри Пёрселла. Курентзис — чародей. В его руках музыка превращается в драму, разворачивающуюся на краю бездны, в спектакль звука и света. Иногда сцена, кажется, наполнена силуэтами, изрезанными бледными лучами. В Dixit Гендель нарушает все правила и создает совершенно удивительное произведение. Курентзис подчеркивает ритмические контрасты и с почтением к оригиналу преобразовывает наиболее динамические моменты в почти неслышимые — мгновения спокойствия во время бури.
Анна Прохаска при исполнении Tecum Principium в Dixit придала голосу теплые ноты и создала незабываемый образ Дидоны. В знаменитом плаче, завершающем оперу, When I’m laid in Earth (которому предшествует длинная пауза) Анна не нуждалась в партитуре и представила поражающее воображение легато. Все остальные, от Тобиаса Берндта в роли Энея до Элени Стамеллу в роли Белинды, были превосходны. Иными словами, я никогда не слышал, чтобы опера «Дидона и Эней» исполнялась так глубоко драматично и волнующе. Пуристы могут пожаловаться на некоторую инструментальную погрешность, однако, как объясняет Курентзис, академический перфекционизм похож на секс в презервативе.
Жорж Каладу | Португальское издание Expresso