26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
17.03.2014
Expresso: В Лиссабон с Урала

Наконец мы смогли увидеть на сцене вживую знаменитого греко-российского маэстро Теодора Курентзиса. Дирижер известен своими повадками поп-звезды, любовью к поэзии Рильке и, конечно, как основатель оркестра MusicAeterna и художественный руководитель Театра оперы и балета в Перми, города на краю европейской части России, посреди Уральских гор. Маэстро предстал перед португальской публикой в свой 42-й день рождения — 24 февраля. Этого харизматичного музыканта (в свободное время Теодор Курентзис еще и актер) называют «нарциссический анархист» — десять лет назад он провозгласил себя спасителем (или революционером) классической музыки. И судя по всему, ему вполне это удается. Совместные проекты Курентзиса с постановщиком Черняковым уже стали легендарными.

Высокий, худощавый Курентзис поднялся на сцену весь в черном: ботинки, плотно облегающие брюки, рубашка-балахон и волосы, собранные в пучок. Это мастерская манера дирижирования: руки и пальцы взлетают как мотыльки — техника его учителя, Ильи Мусина, также наставника Гергиева, — и ноги исполняют роль дополнительных ударных инструментов эпохи барокко. В зрительном зале были те, кого такое представление сбивало с толку, но не меня. Однако нужно быть осторожным: Жан-Батист Люлли умер от гангрены в 1867 году, после того как поранил ногу, отбивая такт дирижерской палочкой. За исключением трех лютнистов, музыканты играют стоя. Программа объединила псалом Dixit Dominus (1707), созданный Генделем в короткий (однако важнейший) итальянский период, и оперу «Дидона и Эней» (1689) Генри Пёрселла. Курентзис — чародей. В его руках музыка превращается в драму, разворачивающуюся на краю бездны, в спектакль звука и света. Иногда сцена, кажется, наполнена силуэтами, изрезанными бледными лучами. В Dixit Гендель нарушает все правила и создает совершенно удивительное произведение. Курентзис подчеркивает ритмические контрасты и с почтением к оригиналу преобразовывает наиболее динамические моменты в почти неслышимые — мгновения спокойствия во время бури.

Анна Прохаска при исполнении Tecum Principium в Dixit придала голосу теплые ноты и создала незабываемый образ Дидоны. В знаменитом плаче, завершающем оперу, When I’m laid in Earth (которому предшествует длинная пауза) Анна не нуждалась в партитуре и представила поражающее воображение легато. Все остальные, от Тобиаса Берндта в роли Энея до Элени Стамеллу в роли Белинды, были превосходны. Иными словами, я никогда не слышал, чтобы опера «Дидона и Эней» исполнялась так глубоко драматично и волнующе. Пуристы могут пожаловаться на некоторую инструментальную погрешность, однако, как объясняет Курентзис, академический перфекционизм похож на секс в презервативе.

Жорж Каладу | Португальское издание Expresso

поиск