26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
11.04.2014
Ведомости: Курентзис сломал «четвертую стену»

Дирижер Теодор Курентзис после десятилетнего перерыва появился в Петербургской филармонии, представив Хоровой концерт Альфреда Шнитке.

Выпускник Петербургской консерватории, который приобрел в последние годы мировую известность, но до сих пор не признан концертными институциями города на Неве, в Петербургской филармонии выступал раньше лишь дважды: во время учебы в консерватории и десять лет назад, в год трехсотлетия Петербурга. Неизвестно, на сколько лет еще затянулась бы пауза, если бы не инициатива организаторов фестиваля «Академия Православной музыки», ежегодно представляющих в Большом зале циклы «Великопостных концертов». Их усилиями меломаны и фанаты Курентзиса получили возможность увидеть кумира в Большом зале Филармонии.

Магическое рождение хорового звучания из тишины — таков был генеральный прием, что применил Курентзис в работе с хором, целенаправленно добиваясь сакрального настроения в условиях светского концерта. «Скорбные песнопения» из книги средневекового армянского схимника-монаха Григора Нарекаци идеально резонировали со временем: концерт проходил накануне Страстной недели. Курентзис с первых же тактов объединил зал возвышенно-благоговейным переживанием: это был род «сердечной молитвы» — трепетной и смиренной. Он работал с самим«веществом» хорового звука; лепил его, как глину, распространял окрест, создавая удивительные пространственные эффекты. Утвердившись посреди зала, в центральном проходе, Курентзис сломал невидимую преграду между залом и сценой. Хор, выдвинутый до авансцены, зазвучал ярче, осязаемей и рельефней. Курентзис придал исполнению Хорового концерта черты византийской литургии. В финале, на нескончаемом «Аминь», хор разошелся на два полухория — антифоны, обтекая по кругу аудиторию. Звук, как в византийском богослужении, менял параметры по мере движения и наконец затихал вдали, уже за пределами зала. Публика оказалась будто окольцована звуком, и неожиданно возникло искомое ощущение соборности — единения всех со всеми: общая ценность, которую каждый вынес с концерта.

В качестве бонуса публике предложили хоры из «Королевы индейцев» Перселла. Чувствовалось, что Питер Селларс, осуществивший постановку Перселла в Пермском театре, не пожалел времени на работу с хором. Не случайно и спектакль, и дирижер, и Камерный хор MusicAeterna были номинированы на европейскую премию Opera Awards в этом году.

поиск