26 апреля 2024
Сегодня
27 апреля 2024
28 апреля 2024
30 апреля 2024
02 мая 2024
03 мая 2024
04 мая 2024
05 мая 2024
07 мая 2024
08 мая 2024
10 мая 2024
14 мая 2024
16 мая 2024
18 мая 2024
19 мая 2024
21 мая 2024
22 мая 2024
23 мая 2024
24 мая 2024
25 мая 2024
26 мая 2024
28 мая 2024
29 мая 2024
30 мая 2024
31 мая 2024
01 июня 2024
02 июня 2024
04 июня 2024
05 июня 2024
06 июня 2024
07 июня 2024
13 июня 2024
14 июня 2024
15 июня 2024
16 июня 2024
19 июня 2024
20 июня 2024
21 июня 2024
22 июня 2024
23 июня 2024
25 июня 2024
26 июня 2024
28 июня 2024
30 июня 2024
18 августа 2024
20 августа 2024
25 августа 2024
28 августа 2024
29 августа 2024
01 сентября 2024
04 сентября 2024
08 сентября 2024
10 сентября 2024
12 сентября 2024
14 сентября 2024
15 сентября 2024
18 сентября 2024
20 сентября 2024
22 сентября 2024
25 сентября 2024
27 сентября 2024
28 сентября 2024
29 сентября 2024
Пресса
  • Апрель
    26
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
19.02.2021
Обошлись без комедий. Журнал «Музыкальная жизнь»
Толпа сотрудников в белых халатах столпилась вокруг невиданного аппарата. «Разряд, еще разряд», вспышка, и мы видим, что опыт по «очеловечиванию» робота не удался… Так, словно сценой из сериалов «Склифосовский» или «Скорая помощь», начинается премьера оперы «Любовь к трем апельсинам».

Пересказ нового либретто занял бы всю статью – настолько подробно драматург Илья Кухаренко и режиссер Филипп Григорьян выписали все детали: тут и переосмысление образов мага Челия и волшебницы Фаты Морганы, превращенных в пожилых родственников Короля – главы проектного института, и новая трактовка функции Апельсинов как портала в подсознание Принца – второго Электроника. Клариче, мечтающая о кресле руководителя, и Леандр напоминают парочку из «Служебного романа» – помните начальницу-пугало в офисном костюме и ее холеного зама-интригана?.. В буклете старое и новое либретто напечатаны параллельно, на одном развороте – видимо, чтобы зрители не запутались окончательно, так как текст поется, разумеется, прокофьевский.

b784Uu5Q_Андрей Чунтомов.jpeg
Фото: Андрей Чунтомов


Параллельная реальность дана и на сцене, где мы видим второй план, в глубине, в нише – выгородка академической дачи Челия и Фаты Морганы, где они выясняют отношения.

Во второй части спектакля, когда Принц и Труффальдино (в новой версии – инженер-технолог, капитан команды КВН) отправляются на поиски трех апельсинов, на дальнем плане возникают живые картины с прекрасными принцем и принцессой, персонажами комедии дель арте, перекидывающие мостик к первоисточнику.

Зачем понадобилось такое кардинальное переосмысление сюжета, в буклете без экивоков объяснил Филипп Григорьян: «Проработав четыре года в Театре имени Вахтангова, я получил большой опыт в жанре комедии dell’ arte в ее советском изводе… Эта буффонада уже тогда выглядела сильно “уставшей”, и чем больше актеры бодрились, тем меньше оставалось в этом и юмора, и убедительности». В музыке Прокофьева музейной пыли не ощущается, в этом нельзя не согласиться с режиссером, который решил «найти в сюжете тех, кому можно сопереживать не понарошку, а взаправду».

Что получилось в сухом остатке: зрители, не читавшие буклет (а таких наверняка половина в зале), далеко не сразу понимают, «кто кому тетя». Остаются неразрешенные вопросы, например, почему из самой смешной сцены оперы изъяли грозную Кухарочку и подсунули поднадоевшего мага Челия. Все это множество сюжетных деталей, параллельные реальности, переосмысление шутливой сказки-аллегории в научно-фантастический детектив в итоге утяжелило действие.

Однако прокофьевская музыка, благодаря воодушевленной игре оркестра под управлением Артема Абашева, сохранила в себе волшебство и стала главным событием вечера. «Моя задача – помогать, чтобы персонажи, их характеры и поступки были понятны. Даже, может быть, чуть преувеличить, добавить эмоций», – объяснил свою позицию дирижер. Понимая, какое повышенное внимание будет к оркестру, Абашев тщательно проработал всю партитуру, и исполнительское качество очевидно.

Да, на первом спектакле были отдельные моменты, где хотелось более сдержанного аккомпанемента. Но, с другой стороны, если Александр Воронов – Король Треф – не сразу преодолел премьерное волнение, то оркестру тушеваться вслед за ним явно не стоило. Владимир Тайсаев, певший Короля во второй день, усилил начальственную строгость своего героя, меньше рефлексировал и надежнее коммуницировал в ансамбле.

y8wBXImg_Андрей Чунтомов.jpeg
Фото: Андрей Чунтомов


Для Пермского театра, как показалось, было важно выставить два равноценных состава, чтобы доказать, что механизм в исправности, и машина готова к гонкам с новой командой. Каст и вправду получился отличный: два Принца – брутальный Борис Рудак и трепетный Сергей Кузьмин, Панталон – интеллигентный Алексей Герасимов и энергичный Константин Сучков. Маг Челий и Фата Моргана у Гарри Агаджаняна и Ларисы Келль в силу комплекции вышли более гротескными и осененные научным величием. Тогда как Тимофей Павленко и Анжелика Минасова выглядели внешнее скромнее, но тем интереснее было наблюдать, как они подспудно (как «серые кардиналы») управляли ходом событий. Оба дня Труффальдино пел Сергей Власов, Леандра – Эдуард Морозов, Смеральдину – Наталия Ляскова, Линетту – Айсулу Хасанова, и артисты надежно выдержали премьерный марафон. «Моя задача – собрать команду голосов, – поделился Артем Абашев, – я серьезно об этом думаю, оценивая перспективы будущих сезонов».

С некоторыми артистами работала приглашенный хореограф Анна Абалихина, придумывая для них особую пластику движения и жестов. Фата Моргана, к примеру, смешно семенила, а ее приспешница Смеральдина (в образе Мэрилин Монро) все время пританцовывала.

Порадовала работа хора: четкая дикция, стройный вокальный ансамбль, никаких расхождений с дирижером. Хормейстеру Евгению Воробьеву – отдельное поздравление, ведь ему пришлось создавать коллектив «с нуля», невольно конкурировать с уехавшими в Питер предшественниками, чьи тени до сих пор витают над театром. Идет набор и в оркестр: Артем Абашев рассказал, что было приглашено около 20 человек, покупаются инструменты – новые флейты, кларнеты, породистые скрипки. Цель на будущее – собрать два равноценных состава, учитывая планы строительства новой сцены театра. Пока идет корректировка проекта, но дирижер настроен оптимистично, отводя на строительство три-четыре года.

Пока же срочно пополняется афиша: до конца сезона (если не введут очередной карантин) нас ждет «Кармен» в версии Константина Богомолова, русские балеты с Антоном Пимоновым и «Иоланта» в постановке Марата Гацалова.


Текст: Евгения Кривицкая, журнал «Музыкальная жизнь»
поиск