Top.Mail.Ru

История театра

1960

Стремительные 1960-е начинаются… «Семен Котко» Прокофьева и «Не только любовь» Щедрина

Творческий и администрирующий тандем директора театра Савелия Ходеса и главного режиссера Иосифа Келлера сохраняется и в 1960-е годы. Главным дирижером в 1963 году становится Борис  Афанасьев, сменивший в этой должности Александра Шморгонера. В приоритете по-прежнему остается советская опера, но руководство театра не забывает и классический  репертуар как эстетический фундамент музыкального театра. Осуществляются постановки опер «Демон» Антона Рубинштейна, «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова, «Мазепа», «Чародейка», «Черевички» и «Орлеанская дева» Петра Чайковского, «Борис Годунов» Модеста Мусоргского, «Иван Сусанин» Михаила Глинки.

1960 год был ознаменован премьерой редко идущей оперы «Семен Котко» Сергея Прокофьева по повести Валентина Катаева «Я сын трудового народа» (режиссер Юрий Петров, музыкальный руководитель Александр Шморгонер, художник Вячеслав Вавра). Постановочная группа, артисты, преодолев трудности, связанные со спецификой мелодического языка композитора, насыщенного «интонациями простой человеческой речи» и требующего от солистов и хора активной драматической игры, создали спектакль, демонстрирующий новый более высокий уровень художественного мастерства труппы.

Юрий Петров, режиссер спектакля:
«Если б солисты просто старательно спели «Семен Котко», зритель ушел бы из театра неудовлетворенным. Ведь Прокофьев, создавая свою музыку к операм, всегда подчеркивал, что ее должно иллюстрировать, обогащать, разъяснять происходящее на сцене…
Певцы Пермского театра, как и всех других театров страны, имеют лишь вокальную подготовку. И в начале работы над «Семеном Котко» многие говорили: нам здесь нечего петь. Нелегко было убедить их в том, что красота музыки Прокофьева, ее напевность раскроются только тогда, когда солисты будут играть, будут лепить сценический образ с такой же тщательностью, как это делает драматический актер».
«Новая опера — новый спектакль», газета «Звезда», 17.04.1960

В 1961 году состоялась всесоюзная премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» по мотивам рассказов Сергея Антонова о современной советской деревне (режиссер Юрий Петров, музыкальный руководитель Борис Афанасьев, художник Маргарита Мукосеева). Непривычный, лишенный традиционных арий и дуэтов, речитативный, «частушечный» музыкальный стиль оперы был оценен критиками и слушателями не сразу.
Пермская премьера успеха у зрителя не имела. Недоумение, если не негодование, вызвала и амелодичность партитуры, и бытовая, психологическая недостоверность героев оперы, их взаимоотношений, и, в целом, слишком условный образ современной деревни.

Из отзыва сборщицы завода В. Белоглазовой:
«Может быть, эта опера так не понравилась мне потому, что очень уж она… непривычна! Я слушала «Князя Игоря», «Евгения Онегина», «Фауста»… И мне казалось, что опера — это что-то очень красивое, необычное, если хотите, сказочное. И вдруг на сцене — наша действительность. Обыкновенные люди, которых встречаешь в жизни, — поют. А поют о том и так, что это нас не волнует…
Большинство оперу не поняло. Многим что-то понравилось (например, сцена свадьбы), а что-то — нет. А вот наша сборщица Люся Постнова пришла со спектакля и говорит нам: «Что же вы меня отговаривали идти на спектакль, я уж хотела билеты продать. А опера-то неплохая! Мне все понравилось, кроме одного «но» — после классических опер непривычна этакая «немота» героев: не поют они больших арий, дуэтов…».
На обсуждении спектакля присутствовал и композитор Родион Щедрин. Он рассказывал, что когда писал эту оперу, ему сказали: вы словно без парашюта с самолета прыгаете! Теперь я вижу, что действительно так у него и получилось. Но нам всем очень искренне не хочется, чтобы он разбился!»
«Это непривычно», газета «Звезда», 17.12.1961

1963

Добро и зло на шахматной доске

Премьера балета «Шахматы» Артура Блисса в постановке главного балетмейстера театра Марата Газиева, состоявшаяся в самом конце 1963 года, была встречена критиками, искусствоведами, коллегами из других театров весьма бурно и неоднозначно. Хореографу ставили в вину отсутствие музыкальной драматургии, неправомерное соседство элементов разных хореографических стилей, невнятность танцевальных и пантомимных движений. Не отрицали талант и музыкальность, но полагали, что «Газиев-драматург мешает Газиеву-балетмейстеру».

Наибольшее несогласие вызвала идейная концепция балета, в соответствии с которой Черные, олицетворяющие силы разрушения, побеждали великодушных Белых. Мрачность однозначного финала тревожила и смущала, вплоть до того, что вызывала мысли о невозможности показа такого спектакля зрителям.
Тема столкновения добра и зла, а точнее — тема соблазнения добра злом, воплотившаяся в этом спектакле в максимально условных образах черных и белых шахматных фигур, была для Марата Газиева, пожалуй, единственной темой, которую он вновь и вновь воплощал в своих балетах.

«Газиев М. М. (главный балетмейстер театра):

«Балет «Шахматы» я ставил именно так, чтобы он шокировал. Добро надо утверждать не словом, а делом. Зло я считаю отвратительным, поэтому я дал ему и отвратительную форму. Со злом надо бороться и поэтому добро не должно быть таким… пассивным.

Эльяш Н. О. (историк театра, балетовед):
Добро может быть убито, но оно должно жить в своем тезисе. До зрителя должна дойти победа добра, а у вас оно не имеет образного развития. С такой философией спектакль не может существовать, это меня тревожит. Ваш театр всегда чувствовал время, а сейчас этого нет».

Фрагмент беседы, состоявшейся 25 мая 1965 года на заседании Художественного совета театра, посвященном обсуждению поставленных Газиевым на нашей сцене балетов.

1964

Артисты балета в Лондоне. Юбилей Иосифа Келлера.

В начале 1964 года артисты пермского балета Марианна Подкина и Геннадий Малхасянц в составе группы танцовщиков из театров Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Тбилиси, Еревана участвовали в первой для балетной труппы Пермского театра заграничной гастрольной поездке. Гостей принимал Лондонский Альберт-холл.

«Лондон. 17 января. Корр. ТАСС Е. Егоров передает:

В крупнейшем концертном зале Лондона Альберт-холл с большим успехом продолжаются выступления артистов советского балета…
Рецензируя выступления советских артистов, лондонские балетные критики особо отмечают, что нынешние гастроли позволили англичанам познакомиться не только с достижениями балетных трупп Москвы и Ленинграда, но и с талантливыми представителями балетного искусства из других городов Советского Союза».
«Им рукоплещет Лондон», газета «Звезда», 18.01.1964

Весной 1964 года отмечался двойной юбилей главного режиссера театра Иосифа Келлера: 60 лет со дня рождения и 35 лет творческой деятельности. В Пермский (тогда Молотовский) театр оперы и балета Иосиф Исаакович был приглашен в 1947 году, до приглашения в Пермь, в течение 15 лет после окончания Ленинградского института сценических искусств, он работал режиссером-постановщиком в Свердловском театре оперы и балета. Режиссерскую деятельность Келлер успешно дополнял литературной, будучи автором либретто ряда советских опер, постановка которых им же была осуществлена в Пермском театре («Овод», «Хождение по мукам», «Праздник фонарей», «Бравый солдат Швейк», «Рыцарская баллада»).

«Либреттист, режиссер — это те „невидимые“ творцы оперного спектакля, без которых он не может существовать. Редким и ценным свойством является соединение этих двух специальностей в деятельности одного лица, с чем мы встречаемся, знакомясь с главным режиссером Пермского театра оперы и балета… Иосифом Исааковичем Келлером.

… Литературная одаренность И. Келлера сочетается с глубоким знанием музыки, без чего невозможно создание художественно полноценного оперного либретто. И. Келлер умеет находить в нем специфические формы для музыкального выражения действия. Как режиссер И. Келлер борется за полноценное драматическое действие в оперном спектакле».
«Тридцать пять лет в театре оперы», газета «Звезда», 30.04.1964

1965

…имени П.И. Чайковского

Постановлением совета Министров РСФСР от 15 мая 1965 года Пермскому Государственному ордена Трудового Красного Знамени театру оперы и балета было присвоено имя Петра Ильича Чайковского.

К 1965 году в репертуаре театра были не все оперные и балетные произведения композитора. Еще ни разу не ставились «Опричник», «Орлеанская дева». Оперы «Черевички», «Чародейка», «Евгений Онегин», поставленные в конце 1940-х — начале 1950-х годов, требовали обновления и декорационного, и мизансценического, и музыкального.
Можно сказать, что имя великого национального композитора было дано театру авансом. Но весьма плодотворно было влияние это высокого звания на дальнейшую репертуарную политику. В 1966 году состоялась премьера оперы «Чародейка», в 1968 году были осуществлены постановки оперы «Черевички» и балета «Спящая красавица», в 1969 году впервые на пермской сцене была поставлена редко идущая опера «Орлеанская дева». Оперы Петра Ильича Чайковского периодически удалялись на периферию творческого интереса, но, как бы то ни было, всегда оставались «золотым запасом», готовым к восстановлению в репертуаре.

В феврале 1966 года в связи с празднованием 125-летия со дня рождения Чайковского  в Перми и городах Пермской области состоялся «Фестиваль музыки Чайковского». Многочисленные мероприятия фестиваля проходили в Пермском театре оперы и балета, Пермской филармонии, во Дворцах Культуры Березников, Чайковского, Краснокамска, Кизела, Чусового, Лысьвы. Гостями-участниками фестиваля были вокалисты  Евгений Кибкало,  Нодар Андгуладзе, Алексей Иванов, Александр Ведерников, музыканты Игорь Ойстрах, Даниил Шафран, оркестр Свердловской филармонии под управлением дирижеров Марка Павермана и Александра Фридлендера.

«Итак, фестиваль открыт. Занимают свои места на сцене солисты — народная артистка БССР, актриса Пермского театра оперы и балета Клавдия Кудряшова, солист Пермской филармонии Анатолий Черезов. Становится за свой дирижерский пульт главный дирижер и художественный руководитель оркестра Свердловской филармонии, Народный артист РСФСР Марк Паверман. Взмах дирижерской палочки, и широкая, проникновенная музыка патриотической кантаты „Москва“ льется в зал».

«Занавес фестиваля поднят. Прелюдия праздника», газета «Звезда», 23.02.1966

1969

Звание обязывает…

29 марта 1969 года перед спектаклем «Бал-Маскарад» начальник областного управления культуры Юрий Ушаков сообщил о том, что приказом министра культуры СССР театру присвоено звание «академический».

Иосиф Келлер, главный режиссер театра:
«Право носить это почетное звание наряду с крупнейшими и лучшими театрами страны наш коллектив завоевал упорным и неустанным трудом, творческими поисками… Последовательно и неизменно обращаясь к лучшим, широко известным произведениям русской и зарубежной классики, он в то же время «возвращал к жизни» давно не идущие или незаслуженно забытые оперы. Так, на афишах нашего театра появлялись «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Принцесса Турандот» Пуччини, «Волшебная флейта» Моцарта, «Четыре грубияна» Вольф-Феррари, «Черт и Кача» Дворжака, «Отелло» Верди, «Шахматы» Блисса, «Орлеанская дева» Чайковского, «Дон Карлос» и «Бал-маскарад» Верди — не шедшие до этого и в столице несколько десятилетий.
Не менее значителен и вклад, внесенный коллективом театра в дело развития советской оперы. Не случайно Пермский театр оперы и балета часто называют «лабораторией советской оперы»».
«Звание почетное и обязывающее», газета «Звезда», 01.04.1969

В марте 1969 года состоялась премьера оперы «Орлеанская дева» Чайковского (режиссер Иосиф Келлер, дирижер Борис Афанасьев, художник Виталий Людмилин).

»…Впервые звучит на пермской сцене эта опера — одно из самых сложных творений композитора в этом жанре. Причем сложность настолько существенна, что создание спектакля под силу немногим оперным коллективам, поскольку требует высокого мастерства буквально во всех звеньях музыкально-сценического воплощения…
Большую трудность представляло создание центрального образа Иоанны, здесь нужны были особые художественно-выразительные средства, высокое вокальное мастерство. И то, чего достигает в этой партии народная артистка БССР К. Кудряшова, вполне соответствует замыслу Чайковского. Очень тонко передает актриса слияние героического и лирического в образе Иоанны…
Художественное оформление… стало одним из важных звеньев спектакля. Оно целиком связано с музыкальной драматургией оперы. Тяжелые массивные решетки, как символ средневековья, сохраняются во всем спектакле. Они как бы отгораживают людей от простора жизни, от свободы чувства.
И пламя костра в финале. Это не просто костер, в огне которого погибает Иоанна. В образном строе спектакля это постепенно разгорающееся могучее пламя — еще и тот огонь, в котором позже, в размахе истории будет сгорать предательство, жестокость насилие…».
«Утверждение подвига», газета «Звезда», 17.04.1969

В конце декабря 1969 года состоялась премьера балета «Спартак» Арама Хачатуряна в постановке главного балетмейстера театра Николая Маркарьянца.
Поиск драматургически и музыкально оправданного, наполненного эмоцией и мыслью движения питал творческую энергию балетмейстера. Поиск составлял самую основу его хореографии, угадывался в готовой композиции по некоторой незавершенности и как будто неуверенности образов, еще не приобретших ту степень выразительности и ясности, к которой стремился художник.

Разрабатывая экспозицию балета, Маркарьянц стремился к созданию спектакля, наиболее точно соответствующего техническим условиям сцены Пермского театра. Он видел в этом одно из непременных условий художественной полноценности постановки. Невозможность создания большого количества массовых эпизодов на маленькой сцене театра подсказала постановщику идею в большей степени камерного хореографического решения, позволила «сосредоточить внимание на более выпуклом раскрытии переживаний и чувств героев балета» (Н. С. Маркарьянц). При этом необходимо было сохранить героический пафос произведения, утверждающего безусловную ценность борьбы за свободу, даже если сражение проиграно.

Главная О театре История театра