01 апреля 2023
02 апреля 2023
04 апреля 2023
05 апреля 2023
07 апреля 2023
08 апреля 2023
09 апреля 2023
12 апреля 2023
14 апреля 2023
15 апреля 2023
16 апреля 2023
19 апреля 2023
20 апреля 2023
22 апреля 2023
23 апреля 2023
27 апреля 2023
29 апреля 2023
30 апреля 2023
03 мая 2023
05 мая 2023
06 мая 2023
07 мая 2023
11 мая 2023
13 мая 2023
14 мая 2023
17 мая 2023
18 мая 2023
20 мая 2023
21 мая 2023
24 мая 2023
25 мая 2023
27 мая 2023
29 мая 2023
31 мая 2023
История
  • Март
    25
  • Апрель
  • Май
2010
Раздел про 2010-е в разработке. Мы готовим для вас интересный материал!
2009
Мировая премьера оперы «Один день Ивана Денисовича»

Постановщики оперы «Орфей» Монтеверди: режиссер Георгий Исаакян и художник Эрнст Гейдебрехт — становятся лауреатами Национальной театральной премии «Золотая Маска».

«Существенный элемент оформления — блестящая колонна, как потом окажется, капсула, в которой хранится музыка — персонаж по имени Музыка. Колонна — не только визуально конструктивный, но и смысловой центр драмы. Ибо, как это часто бывает в спектаклях Исаакяна, режиссер строит собственный сюжет великого мифа об Орфее. Отнюдь не взаимоотношения влюбленных его волнуют, а взаимоотношения с музой, с призванием. У его Орфея оказывается единственная любовь — Музыка», — Елена Третьякова («“Орфей” в Перми» // «Петербургский театральный журнал», декабрь 2007).

Пермский балет наряду с труппами Большого театра и Парижской оперы принимает участие в гала-концерте в честь столетия «Русских сезонов» Сергея Дягилева, отмечаемого в Большом. Пермяки танцуют «Половецкие пляски» и «Видение розы» в хореографии Михаила Фокина. 

IV Международный фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь — Петербург — Париж» открывается мировой премьерой «Один день Ивана Денисовича» по одноименной повести Александра Солженицына. Композитор Александр Чайковский сочинил оперу по заказу Пермского театра оперы и балета и с согласия автора. На премьере присутствует супруга писателя Наталия Солженицына.



«Пермский оперный театр вновь удивляет — на этот раз мировой премьерой. Проза Солженицына впервые попадает на российскую оперную сцену благодаря идее режиссера Георгия Исаакяна, который сумел вдохновить ею композитора Александра Чайковского. За тяжелейшую тему взялись, когда страна ею уже переболела, и осмыслить ее стало возможно в эстетическом измерении. Оставив публицистике документальность, антисталинский пафос и борьбу с тоталитаризмом, создатели оперы решают ее как пронзительно лирическую историю внутренней жизни Ивана Шухова, рядом с которой раскрываются судьбы таких же, как он, невинно осужденных. В пространстве сцены главное — даже не лагерные реалии, а мощная метафора кромешного ада на земле. Оркестр, хор и солисты под руководством дирижера Валерия Платонова проделывают работу колоссального объема и напряжения. Урок стоицизма, сохранения человечности в самых немыслимых обстоятельствах преподнесен театром тактично, без указующего перста», — Лариса Барыкина, театральный критик, эксперт «Золотой Маски».

Главным балетмейстером театра становится Алексей Мирошниченко — выпускник артистического и балетмейстерского факультетов Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, танцевавший в труппе Мариинского театра и там же начинавший свою хореографическую карьеру.

2008
Покорение Америки

В Карнеги-холле (Нью-Йорк, США) проходят гастроли оперной труппы и симфонического оркестра театра. В программе — «Чайковский известный и неизвестный»: популярные арии из «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы», а также большие фрагменты из менее известных на Западе опер — «Опричника», «Черевичек», «Орлеанской девы», «Чародейки», «Иоланты», «Ундины». Кроме того, пермяки исполняют «Коронационный марш», который звучал на открытии Карнеги-холла в 1891 году под управлением самого Чайковского.

«Пермская балетная труппа давно известна за океаном под маркой «Чайковский-балет». Настал черед оперы — решили в Перми. И запустили новый бренд — «Чайковский-театр». Покорению Америки предшествовала сенсационная промоакция в Нью-Йорке», — Лариса Барыкина («Однажды в Америке» // «Эксперт Урал», № 5 (314) от 4-11 февраля 2008).

За два дня до концерта в Карнеги-холле, в рамках тех же гастролей, на сцене Бруклинской академии музыки пермяки дают спектакль «Мазепа» в постановке Георгия Исаакяна.

«Пермский театр имеет впечатляющее качество игры оркестра и пения. Это труппа артистов, погруженных в стиль и язык русской оперы XIX столетия», — отмечает The New York Times. Ей вторит Financial Times: «Пермская редакция оказалась довольно сильной. Валерий Платонов воплотил в жизнь страсть и разумную точность партитуры» («Эксперт Урал», № 5 (314) от 4-11 февраля 2008).

Весной пермский театр представляет мировую премьеру духовной оперы Антона Рубинштейна «Христос», которая почти сто лет считалась потерянной. Партитуру театру предоставил правнук композитора Антон Шароев, обнаруживший пропажу в Берлинской библиотеке. В итоговом номере за 2008 год газета «Культура» называет спектакль «Христос» в постановке режиссера Георгия Исаакяна, дирижера Александра Шамеева, хормейстера Владимира Никитенкова и художника Елены Соловьевой — событием года: 

«Пермской опере давно привычно браться за то, на что не решаются другие, добиваясь при этом более чем достойных результатов. Однако на сей раз речь идет о событии, по своему историческому и художественному значению не имеющем аналогов в нынешней музыкально-театральной действительности» («Новый компаньон» от 19 января 2009).

1990
Раздел про 1990-е в разработке. Мы изучаем архивы и готовим для вас интересный материал!
1982
"Война и мир" Сергея Прокофьева

В ноябре-декабре 1982 года на сцене Пермского театра оперы и балета была осуществлена постановка двухвечернего варианта оперы Сергея Прокофьева "Война и мир". Над спектаклем работали главный режиссер театра Эмиль Пасынков, главный дирижер Владимир Рылов, художники-постановщики Вячеслав Окунев и Ирина Пресс.
Премьера первой части состоялась в ноябре, второй части – в декабре. Впервые в полном варианте – в двух частях, тринадцати картинах – эта опера была поставлена именно в Перми. Для творческих и технических сил театра подготовка этого спектакля явилась очень серьезным испытанием. Достаточно назвать только одну цифру, чтобы убедиться в этом - в спектакле около семидесяти действующих лиц.
"Многолюдность" этой постановки, трудоемкость процесса установки декораций и ряд других объективных сложностей обусловили недолгую сценическую жизнь спектакля. Однако для коллектива театра первостепенной значимостью обладал сам факт работы над музыкальной драматургией прокофьевской оперы. По замечанию Константина Витвицкого, ведущего драматического баритона пермской оперы конца 60-х – начала 70-х годов, "Война и мир" явилась "большой и принципиальной удачей коллектива, программным спектаклем, определившим новую творческую высоту театра". 

 

"Прошло больше года со дня премьеры, но уже сегодня не подлежит сомнению, что речь идет о явлении всесоюзного масштаба. …Главная заслуга театра в том, что он, полностью опровергнув легенду о неосуществимости на современной сцене двухвечернего спектакля, первым воплотил на сцене прокофьевскую партитуру в том виде, в каком она была задумана и создана автором. Тем самым одновременно оказались опровергнутыми и по сей день бытующие мнения о драматургической рыхлости и мозаичности второй части оперы… 
Постановкой "Войны и мира" Пермский оперный значительно расширил представления о возможности периферийных театров".

"В гармонии замысла и воплощения", газета "Вечерняя Пермь", 25.04.1984

                                           

1981
Народно-героическое и лирико-поэтическое

Свою деятельность в качестве главного режиссера Пермского театра Эмиль Пасынков начал с постановки народно-героической оперы "Иван Сусанин" Михаила Глинки. Премьера состоялась в феврале 1981 года  под музыкальным руководством Владимира Рылова в оформлении ленинградского театрального художника Ирины Кустовой, сотрудничавшей с Пасынковым.

Это произведение, сочетающее в себе элементы трех искусств (опера, драма, балет), всегда считалось сложным для сценического воплощения именно по причине неоднородности своей жанровой природы, требующей от постановщиков такого же "синтетического" таланта. По практически единодушному отзыву критиков постановочной группе Пермского театра оперы и балета удалось уловить и органично выразить эту специфику великой русской оперы о народном герое.

 
  Евгений Крестинский, профессор Горьковской консерватории:
"Будучи приглашенным в Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского в качестве консультанта для занятий с солистами оперы, я шел на спектакль "Иван Сусанин", не сомневаясь в высоком художественном уровне постановки, потому что прежде неоднократно бывал на спектаклях, поставленных …Э.Е. Пасынковым. ...Но то, что мне довелось увидеть и услышать на этот раз превзошло все мои ожидания.
Первое и главное, что меня поразило, - это глубочайшее проникновение в музыку. Создатели спектакля тонко и точно раскрыли самые сокровенные замыслы композитора, и именно это создало ощущение необычайной современности оперы: передо мной была в полном смысле этого слова "драма, написанная музыкой". ...Для меня на сцене не было солистов, хора, танцовщиков – передо мной были живые люди".

"Превзошел все ожидания", газета "Вечерняя Пермь", 06.08.1981

 
В мае состоялась премьера одноактного балета "Моцартиана" на музыку сюиты для оркестра №4 Петра Чайковского. Работа над этим спектаклем явилась для Георгия Алексидзе опытом создания на пермской сцене музыкально-хореографической композиции, освобожденной от литературных, сюжетных и драматургических рамок. Поэтический балет наполнен музыкальным содержанием четырех частей сюиты: жига, менуэт, молитва, тема с вариациями.

 
 "Через обобщенно-поэтическую образность композиции "Моцартианы" хореограф Алексидзе обращается к мыслям и чувствам, волнующим нас сегодня. В спектакле нет конкретного сюжета. Но традиционное адажио, вариации обладают глубоким содержанием. В пермской постановке это не просто серия танцев, обособленных друг от друга. Каждый фрагмент выполняет определенную действенную функцию. Для этой цели использованы лексическая разработка лейттем, многообразные средства активизации рисунка танца. Балетмейстер смело вводит в хореографический образ бытовые жесты"   

"Жизнь торжествует", газета "Вечерняя Пермь", 18.06.1981                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               
В декабре на сцене Пермского театра оперы и балета состоялся творческий вечер, посвященный народной артистке РСФСР, заслуженному учителю РСФСР, лауреату Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки, художественному руководителю Пермского хореографического училища Людмиле Сахаровой.


"Прошлое и будущее педагога Сахаровой сошлось в концерте на сцене ставшего ей родным Пермского театра оперы и балета. 
- Если бы пришлось скульптору создать ее образ, то, думаю, точнее всего было бы изобразить Людмилу Павловну… склоненной к ноге юной балерины. Многие часы проводит педагог в этой позе, формируя будущую артистку балета, - такими словами начал рассказ о Л.П. Сахаровой директор училища… П.Б. Коловарский. – Педагогический дар Людмилы Павловны в ее умении прогнозировать таланты, в способности максимально развить одаренность своих учениц…
А потом был парад звезд и звездочек. Парад талантов. Парад, в котором каждый из его участников свой первый поклон делал в ложу, где сидела Людмила Павловна Сахарова…"

"Ее звездный час", газета "Вечерняя Пермь", 16.12.1981


                                                                             

1980
Сказка Георгия Алексидзе. Олимпиада-80

В 1980-1981 годах в театре меняется художественное и административное руководство. 

Главным режиссером назначен народный артист РСФСР Эмиль Евгеньевич Пасынков, в прошлом главный режиссер Новосибирского театра оперы и балета, Ленинградского Малого театра оперы и балета, выпускник оперно-режиссерского факультета Ленинградской государственной консерватории по классу Эммануила Каплана. 

Главным дирижером становится Владимир Алексеевич Рылов, талантливый молодой музыкант из Ленинграда, обладатель "блестящей дирижерской техники", как впоследствии отзовется о нем пресса. 

Главным балетмейстером – заслуженный деятель искусств Грузинской ССР Георгий Дмитриевич Алексидзе.

На должность директора утвержден Игорь Викторинович Будрин, выпускник Пермского военно-морского авиационно-технического училища, после завершения военной службы поступивший на филологический факультет Педагогического института, впоследствии партийный работник (куратор учреждений искусства и культуры).

Серьезные амбиции художественного руководства, поддержанные высоким статусом творческого наследия театра в культурном пространстве РСФСР, определили и стратегию формирования репертуара первой половины 1980-х годов. Громкие премьеры опер Прокофьева ("Война и мир", "Огненный ангел"), работа над возобновлением сценических произведений Петра Чайковского, организация фестивалей оперно-балетного творчества Чайковского и Прокофьева, сохраняя традицию, в то же время не давали остыть интересу, проявляемому зрителем к музыкальному искусству.

 
В июне 1980 года впервые на пермской сцене Георгием Алексидзе поставлен балет-сказка "Золушка" Сергея Прокофьева. Балет, работу над которым композитор завершал в Перми (тогда Молотове), куда был вызван в связи с намечающейся постановкой руководством Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова (с 1941 по 1943 год театр находился в эвакуации в Перми). 

Придуманный Алексидзе спектакль, по отзывам критиков, был ""вычитан" из глубины музыки", и внешний сюжет, полный комико-сатирических моментов и лирических интонаций, выразительных характеров, оказался максимально подчиненным музыкальному тексту. В движениях персонажей находили воплощение, прежде всего, музыкальные акценты. 

Работа в Пермском театре оперы и балета в качестве главного балетмейстера была для Георгия Алексидзе кратким мгновением (два года) в его обширной творческой биографии, связанной с Ленинградским театром оперы и балета им. С. М. Кирова, Грузинским театром оперы и балета им. З. Палиашвили. Ученик Асафа Мессерера и Федора Лопухова, учитель Бориса Эйфмана, автор "Дивертисмента" для творческого вечера Михаила Барышникова 1973 года в театре им. С. М. Кирова, Алексидзе наследовал той ветви обширной хореографической традиции, которая видела в танце зримое выражение музыкальной структуры. В этом смысле он преемник Джорджа Баланчина. Танцевальное искусство открылось перед молодым балетмейстером как возможность создания хореографических "симфоний", "сонат", "сюит".

 
В июле балетная труппа театра участвовала в культурной программе Олимпийских игр в Москве. К столь ответственным гастролям были отобраны следующие спектакли: "Лебединое озеро", "Ромео и Джульетта", "Дон Кихот", "Жизель", "Шопениана", "Привал кавалерии".

К гастролям художником театра Галиной Силиной и фотографом, директором театрального музея Юрием Силиным была подготовлена серия афиш, оформление которых было отдельно отмечено в прессе, посвященной культурной программе Олимпийских игр.


"Афиши, о которых пойдет речь, необычны. Они – олимпийские. Висят они в самом центре Москвы, на улице Пушкина...
Афиши все на одно "лицо". На черном фоне – белые или черно-белые силуэты. Каждая сама по себе произведение полиграфического искусства. Но… первое слово следует все-таки сказать об авторах… Они сумели уловить и выразить удивительно точно и поэтично образ каждого спектакля. Длинный ряд танцовщиц, словно белые клавиши на черном рояле, герб с деревушкой и нежные цветы – это "Жизель". Романтичное видение из мерцающих силуэтов в ореоле медленно падающих кленовых листьев – это "Шопениана"".      

"Олимпийские афиши балета", газета "Вечерняя Пермь", 03.07.1980


1979
В стране антиподов...

Весной 1979 года балетная труппа отправилась в двухмесячные гастроли по городам Австралии (Перт, Аделаида, Брисбен, Мельбурн, Сидней) и Новой Зеландии (Окленд, Гамильтон, Веллингтон).

О гастролях в Перте:
«В театре, вмещающем около восьми тысяч зрителей и более напоминающем цирк либо спортивный зал, при полном аншлаге прошли три представления. Программа выступлений одна и та же: в первом отделении – "Дивертисмент"… во втором – "Жизель".
На наши выступления моментально откликнулась местная печать. ...Статья "Превосходен каждый шаг" заканчивалась словами: "Такие гастроли могут быть только раз за всю историю Австралии"".

"Им аплодирует Австралия", газета "Звезда", 04.04.1979  
                                                                       

1977
Последняя премьера Боярчикова. Хор - главное действующее лицо

В апреле 1977 года состоялась премьера последней постановки Николая Боярчикова в качестве главного балетмейстера театра: хореографическая интерпретация зонг-оперы "Орфей и Эвридика" Александра Журбина. Популярный в 1970-е жанр рок-оперы или зонг-оперы был подвергнут испытанию на "эстетическую прочность" на сцене академического театра.
В декабре этого же года уже покинувший Пермь для Ленинградского малого оперного театра Николай Николаевич  был удостоен Государственной премии им. М. Глинки (в области музыкального искусства) за пермские шедевры "Слуга двух господ" и "Ромео и Джульетта". 

"Два года назад ленинградский вокально-инструментальный ансамбль "Поющие гитары" познакомил зрителей со своей новой работой – оперой композитора А. Журбина… "Орфей и Эвридика". 
С момента своего появления… это произведение порождает самые разноречивые отклики. Однако… можно говорить о двух бесспорных достоинствах… это всегда ценный для искусства дух эксперимента и ориентация на массовую аудиторию…
Опера явилась очень "удобным" в плане хореографического переложения произведением, ибо большая часть ее номеров – это обобщенные лирико-поэтические зарисовки… Поэтому "стыковка" музыкально озвученного слова и хореографии здесь не выглядит неестественной.
В опере есть и такие фрагменты, где удельный вес слова сильно возрастает. ... В целом опасности такого рода весьма успешно преодолены в пермской постановке. Правда, иногда, как, например, в сцене прощания Орфея с Эвридикой перед уходом на состязание или в сцене и балладе Харона, хореографический рисунок начинает выполнять несколько подсобную иллюстративную роль".
"Оглянись во славе", газета "Вечерняя Пермь", 24.05.1977  
                                                                      
В декабре 1977 года была осуществлена постановка оперы "Виринея" Сергея Слонимского (режиссер Леонид Куколев). В работе над хоровыми партиями этой "народной" оперы - главным действующим лицом являются крестьяне деревни Нижняя Актыровка – с особенной яркостью проявился талант главного хормейстера театра Владимира Васильева, к тому времени седьмой год работающего с хоровым коллективом театра.
35 лет работы в Пермском театре оперы и балета - а именно столько Владимир Валерьянович был и профессиональным, и духовным руководителем коллектива - были посвящены стремлению сделать артистов хора полноправными участниками оперного спектакля, гармонично вступающими в музыкальный и эмоциональный союз с оркестром и солистами, становящимися надежной опорой оперного симфонизма.

 
 Владимир Васильев:
"Заканчивается вторая картина оперы С. Слонимского "Виринея", и я, хормейстер, сам выучивший с хором эту музыку, знающий ее, как мне кажется, до самых тончайших деталей, словно впервые вижу хлынувшую на сцену толпу неистовых в отчаянном хмельном разгуле пляшущих деревенских баб. Слушаю и поражаюсь какой-то необычайной насыщенности звука, яростной, "обнаженной" дикции и не могу припомнить, было ли такое даже в лучшие минуты наших предмизансценных занятий в хоровом классе. И после столь бурной сцены, сразу, почти без перерыва, артистам хора петь тихую, нежную мелодию… Нет, нет, это невозможно! Необходим полный антракт.
Я спорю с режиссером, стараюсь убедить его, что немыслимо делать здесь между картинами только короткую, "темную" перемену. Времени едва хватит на то, чтобы артистки успели переодеться перед следующей картиной… 
"Давайте посмотрим", - сдержанно говорит режиссер. И что же? На сцене смиренно склоненные темные фигуры, и женские голоса, несколько минут назад крикливые и неистовые, звучат тихо и стройно, но теперь их чистота, даже бестелесность, достигнутые ранее в классе, словно обрели частицу той мирской мятежной силы, которая бушевала только что.
Владимир Васильев "Размышления оперного хормейстера", 2005  



1975
"Царь Борис". "Нежность"

В марте 1975 года состоялась премьера хореографической трагедии "Царь Борис" в постановке Николая Боярчикова (также и автор либретто) на музыку Сергея Прокофьева, написанную по заказу Всеволода Мейерхольда для постановки драмы "Борис Годунов" Пушкина.
И вновь Прокофьев: в 1972 году Боярчиковым была осуществлена постановка балета "Ромео и Джульетта", в 1973 году – балета "Три карты" на музыку к "Пиковой даме" Пушкина. Образной четкости и конкретности музыкального языка композитора отвечало столь же конкретное хореографическое мышление балетмейстера. Только теперь Боярчикову необходимо было найти адекватную танцевальную форму для воплощения музыкальных образов, созданных Прокофьевым для драматической сцены, придумать пластическое повествование, в котором оживет эта историческая трагедия.
  

"У Прокофьева, отмечают исследователи его творчества, был редчайший дар "слышать зримое". Его театральная музыка, его киномузыка всегда рассчитаны были на комплексное восприятие…
Судя по всему, это бесподобное умение Прокофьева…, зрелищность, хореографичность его музыки снова нашли неповторимое претворение в хореографии Боярчикова. 
...Танец, и только он, решает в "Царе Борисе" все драматургические проблемы: танец-шествие и танец-раздумье, танец-битва, скомороший пляс, сновидение, детская игра, муки совести. Пятнадцать эпизодов балета сменяют друг друга с поистине прокофьевской стремительностью".  

"Образы безвременья", газета "Вечерняя Пермь", 27.03.1975


В декабре состоялась премьера оперы-монодрамы "Нежность" Виталия Губаренко по мотивам новеллы Анри Барбюса в постановке главного режиссера театра Леонида Куколева.
Единственную партию – партию Женщины - в опере исполнила солистка театра Лилия Соляник.
Необычность жанра этой оперы - лирико-психологической драмы в определении самого композитора – стала причиной ее непростой судьбы на музыкальной сцене. Отсутствие выраженного драматического конфликта и внешнего сюжета, максимальная погруженность в напряженный психологический мир главной героини требовали и особого подхода к сценической интерпретации. Пермский театр, поддерживая реноме "лаборатории советской оперы", попытался решить эту непростую задачу.

 
     "Драматургический ряд трех оркестровых интерлюдий оперы, по замыслу композитора передающих неумолимое движение времени, был использован для введения в спектакль второго персонажа – Луи, адресата женщины. Куколев не рискнул поставить его в ту искусственную ситуацию, когда за сорок минут пребывания на сцене он успевает прожить двадцать лет своей жизни. Потрясенный признанием Женщины, сделанным в последнем письме… он еще раз перечитывает предыдущие письма, ища в них ответ на главный вопрос… к себе самому: что привело их к разлуке? 
...Решающее достоинство спектакля – партия Женщины в исполнении Лилии Соляник. 
...Нет в этом спектакле виртуозных арий, как и броского экзотического антуража, здесь не в счет даже во многих случаях спасительное актерское обаяние.
Осмысленное действенное пение, только оно, без малейших вокальных прикрас – вот звуковая стихия этой постановки".
"Пермская премьера "Нежности"", газета "Вечерняя Пермь", 16.12.1975

1974
Фестиваль Чайковского

В мае 1974 года прошел Фестиваль оперно-балетного творчества Петра Ильича Чайковского. На этом фестивале, созданном исключительно силами труппы Пермского театра оперы и балета, прозвучали все оперно-балетные произведения композитора, дав музыкальным критикам, театроведам и зрителям повод для размышлений о специфике современной интерпретации музыкальной драматургии композитора. В теоретической конференции, проведенной в рамках фестиваля, принимали участие театровед, профессор ГИТИСа Николай Эльяш, режиссер Московского музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Михаил Мордвинов, дирижер, преподаватель Московского института культуры Алексей Ковалев, театровед Марк Коган и др.
Репертуар любого музыкального театра России невозможно представить без опер и балетов Петра Ильича Чайковского. Но только в Перми к середине 1970-х годов в репертуаре театра были все (за исключением уничтоженных самим автором) оперы композитора: "Евгений Онегин", "Орлеанская дева", "Мазепа", "Черевички", "Чародейка", "Пиковая дама", "Иоланта". Последней из поставленных  был "Опричник". Именно этим спектаклем открылся еще не имевший статуса Всероссийского фестиваль.

 
  Марк Коган, театровед, участник теоретической конференции, проведенной в рамках фестиваля:
"Обращу ваше внимание на то, что спектакли, показанные на фестивале, не готовились специально к нему. Получилась своеобразная антология театрального творчества Чайковского, на отдельных постановках которой как бы лежит печать времени. Это позволило, сделав некоторые сравнения, увидеть театр в развитии… Театр проделал огромную работу, осуществив на своей сцене постановку всего оперно-балетного цикла Чайковского и последовательно оправдывая тем самым имя, которое он носит. …В то же время фестиваль можно было бы считать началом большой работы создания в Перми театра Чайковского – не только по названию, но и по сути своей, действительно отвечающей эстетическим взглядам великого русского национального композитора-реалиста. Есть же театр Островского? Кому, как не Пермской опере, доказать на деле, что существует как художественное целое и театр Чайковского!"
"Антология творчества Чайковского", газета "Вечерняя Пермь", 14.05.1974

1973
Второй Международный конкурс артистов балета. Брегенцский фестиваль

В июне 1973 года триумфальную победу во Втором Международном конкурсе артистов балета в Москве одержали ученицы Пермского хореографического училища Надежда Павлова (Гран при конкурса) и Ольга Ченчикова (серебряная медаль).
Председателем жюри конкурса был Юрий Григорович. В состав жюри входили Алисия Алонсо (Куба), Майя Плисецкая (СССР), Галина Уланова (СССР), Джером Роббинс (США), Константин Сергеев (СССР), Арнольд Хаскел (Великобритания).

Людмила Сахарова, педагог Надежды Павловой и Ольги Ченчиковой:
"Была ночь. Первая ночь после третьего тура. У себя в номере в гостинице "Россия" я ждала решения жюри. Спать не могла не только из-за нервного напряжения, но и потому, что бесконечно звонил телефон. Но я ждала особого звонка... Он раздался в три часа ночи.
- Людмила Павловна! С центрального телевидения позвонили. Рады поздравить вас и сообщить вам решение жюри...
Записываю на обороте пресс-бюллетеня...: Гран При - Павлова. И приз Московского хореографического училища...
-Довольны? - спрашивают в трубке..."
"Жаркое лето пермского балета", газета "Вечерняя Пермь", 27.12.1973

 

Летом 1973 года впервые балетная труппа театра приняла участие в Брегенцском фестивале искусств (Австрия) на Боденском озере, известном своей уникальной сценой на воде. После Австрии труппа отправилась в Голландию. В поездке принимали участие практически все артисты балета (около 80 человек), среди них солисты Кирилл Шморгонер, лауреат балетного конкурса в Варне Любовь Кунакова, Игорь Шаповалов, Галина Шляпина, Татьяна Лебедева, Нина Дьяченко. В состав гастрольной труппы были включены ученицы Пермского хореографического училища, лауреаты Московского Международного конкурса артистов балета Надежда Павлова и Ольга Ченчикова.

 
  "В этой необычной обстановке на необычной сцене… труппа нашего театра покажет балет Чайковского "Лебединое озеро". Кроме "Лебединого озера"… пермские танцовщики покажут в Австрии второй акт из балета Адана "Жизель", фрагменты из "Пахиты" Минкуса… 
К гастролям пермской балетной труппы готовились все цехи театра. Художникам пришлось освоить новую технологию при изготовлении декораций, сочетающую живопись, аппликацию и световую технику. Огромную работу провели театральные портные, сделав более трехсот костюмов… Заново была сшита обувь, другим стал реквизит".
"Большое европейское турне. К гастролям Пермского балета", газета "Вечерняя Пермь", 03.08.1973

1972
Открытия года

30 января 1972 года ученица шестого класса Пермского хореографического училища Надежда Павлова (педагог Людмила Сахарова) получила Первую премию на Всесоюзном конкурсе балетмейстеров и артистов балета, проходившем в Москве.
 

 "У ее танца "легкое дыхание", гибкая, свободная линия… Когда видишь Павлову на сцене, искусство классической хореографии кажется простым, несложным искусством. 
В шаловливо-инфантильном па-де-де из старой классической "Тщетной предосторожности" танцовщица в розовом казалась ожившим маленьким эльфом с виньетки старинной книги. Особенно запомнились ее вариации. Игровая волна аллегро подбросила танцовщицу ввысь, она взлетела в «кошачьем» прыжке (па-де-ша)… словно оттолкнулась от невидимого барьера. Это немного вычурное па из арсенала старинной хореографии, не сулящее современной исполнительнице ничего особо эффектного и значительного, обрело новизну открытия. Взлетев, танцовщица как бы сделала глубокий вздох, на миг задержавшись, "повиснув в воздухе, затем опустилась на землю, и снова взлет–вздох, взлет-вздох…".  
  "Надежда Павлова", газета "Советская культура", 1972 


  30 мая 1972 года на Пермской сцене впервые прозвучал Вагнер. Овеянная многими спорами и сомнениями премьера оперы "Лоэнгрин" в целом снискала одобрение и зрителей, и критиков. Специфика музыкального языка великого немецкого композитора-мифотворца оказалась удачно интерпретирована музыкальным руководителем постановки главным дирижером Борисом Афанасьевым, оркестром и хором (несмотря на его малочисленность). Эта "репертуарная твердыня" оказалась подвластна творческой воле коллектива театра.
     

Композитор Генрих Терпиловский о спектакле:
"К слову сказать, Б. Афанасьев с первого дня своей работы в нашей опере заявил себя сторонником героического воплощения идейной концепции добра и зла...
Пожалуй, еще никогда ранее музыкальная сторона спектакля не давала такого ключа в руки дирижера для раскрытия его собственного мировоззрения. Наименее «немецкая» и наиболее лирическая опера гениального композитора самой своей партитурой … зримо и выпукло повествует о двух мирах и их борьбе… 
Дирижер не преминул воспользоваться этим чудодейственным ключом и делает это по-своему. Не случайно в начале рецензии он определен мною как музыкальный редактор спектакля. Б. Афанасьев порывает со многими привычными штампами, он избегает растянутых темпов, ложного пафоса, стремится к ясности и разнообразию звуковой палитры, выявлению волнующего драматизма вместо туманной мистики".   
""Лоэнгрин" на нашей сцене", газета "Вечерняя Пермь", 09.11.1972


14 июня состоялась премьера балета "Ромео и Джульетта" Сергея Прокофьева в постановке Николая Боярчикова: дебют как главного балетмейстера театра и вторая работа хореографа на пермской сцене (в 1966 году Боярчиков поставил "почти по Дюма…" комический балет "Три мушкетера", сразу отмеченный вниманием зрителя).
Постановка "Ромео и Джульетты" стала своеобразным итогом развития Пермского балета. Освоение классических танцевальных форм уступило место периоду активной "драматизации" балета, вслед за которой пришло время поиска свежего хореографического языка, свободного от диктата фабулы.
Безусловно, сам симфонизм музыки Прокофьева, требовавший подчинения темам-характеристикам, интонациям, ритму, обнажал необходимость поиска выразительного и ясного, как звук и слово, но не бытового способа повествования, сопротивляясь любой попытке создания танцевального комментария шекспировского сюжета.
Николай Боярчиков как балетмейстер видел свою задачу в том, чтобы "решить спектакль чисто хореографическими средствами, найти в нем ту меру условности, которая не находилась бы в противоречии ни с прокофьевской музыкой, ни с шекспировской темой".


 

 

1970, 1971
Первый век отчеркнут...

1970-е годы стали для театра переходным периодом. Во многом это было связано со сменой руководства. В 1973 году, спустя 29 лет службы в Пермском театре оперы и балета в должности директора, вышел на пенсию Савелий Ходес, а в 1975 году - главный режиссер театра Иосиф Келлер. Итогом 30-летней совместной деятельности, начавшейся в первые послевоенные годы, стал крепкий коллектив, славный преемственностью исполнительских традиций, последовательно и успешно решавший эстетические и идеологические задачи, встававшие перед ними. Будь то русская или зарубежная оперная и балетная классика, произведения советских композиторов, артисты и постановщики стремились к созданию  реалистичного, насыщенного предметными и психологическими деталями художественного мира сценического произведения.

 
В 70-е годы театр всеми свершениями этих лет словно подводил итог многолетнему руководству Ходеса и Келлера, подсчитывая творческую прибыль, проверяя себя на состоятельность участием балетной труппы в зарубежных гастролях, постановкой очередных советских опер, организацией фестиваля оперно-балетного творчества Петра Ильича Чайковского.
Этот период в истории театра часто называют «золотым веком» Пермского балета, и во многом благодаря творчеству главного балетмейстера Николая Боярчикова.  
На должность директора театра назначен хормейстер, дирижер Иван Григорьевич Иванов.
Главным режиссером становится Леонид Григорьевич Куколев, главным хормейстером - Владимир Валерьянович Васильев. 


В июле 1970 года со своеобразным творческим отчетом в преддверии 100-летнего юбилея труппа театра отправилась в Москву. В рамках гастролей были показаны премьерные "Черт и Кача" Антонина Дворжака, "Щелкунчик" Петра Чайковского , "Коппелия" Лео Делиба, недавно поставленные "Орлеанская дева" Петра Чайковского , "Сестры" Дмитрия Кабалевского, "Праздник фонарей" Антонио Спадавеккиа.
Возобновление оперы "Черт и Кача", впервые на советской сцене поставленной в Перми в 1955 году, было приурочено к предстоящим гастролям в Москве.

 
 "Так сложилось, что весь июль в Москве играли две труппы, давно удостоенные пристального внимания любителей музыкального искусства: Пермский академический театр оперы и балета имени П. И. Чайковского и Свердловский театр музыкальной комедии. Свою творческую жизнь эти коллективы посвятили главным образом созданию советского репертуара и в свое время немалого достигли.
...Спектакли Пермской труппы не все равноценны. Статичность и "красивость" "Бала-маскарада" с традиционно воздетыми руками, бездействующим хором резко бросается в глаза рядом с ясностью и целостностью "Орлеанской девы". Но в каждом есть удивительная тщательность. Кажется, что все причастные к представлению – от исполнителя до костюмера – творят нечто очень важное… 
И в творчестве режиссера И. Келлера, отдавшего этой сцене много лет, и в деятельности сравнительно нового здесь главного дирижера Б. Афанасьева, и в работах артистов… во всем ощущается ювелирная законченность".
"Артисты и зрители", газета "Правда", 26.07.1970

 
 С 14 по 24 декабря 1971 года в Пермском театре оперы и балета в связи с празднованием 100-летнего юбилея прошла декада лучших постановок театра. Были представлены оперы "Иван Сусанин" Михаила Глинки, "Орлеанская дева", "Иоланта" и "Пиковая дама" Петра Чайковского, "В бурю" Тихона Хренникова, балеты "Берег надежды" Андрея Петрова, "Лебединое озеро" Петра Чайковского, "Три мушкетера" Вениамина Баснера, "Спартак" Арама Хачатуряна.
Фактически сотым являлся сезон 1969/70 годов. Однако в связи с сомнениями, высказанными краеведами по поводу даты основания театра, принятие решения о праздновании юбилея затянулось. В итоге 100-летие Пермской оперы праздновали в сезоне 1971/72 годов.

Инженер-социолог А.Э. Соловьев (из интервью со зрителями):
"Кино, например, привлекает нас простотой самого выбора типа зрелища. В кино билеты купить легче… и полтора часа – это все же не целый вечер. Зато наши пристрастия и привязанности к опере прочнее несравнимо. Музыка, театр, опера – у нас давняя семейная традиция. С чем ожидаешь встретиться в оперном театре? С непреднамеренной яркой праздничностью во всем (вспомните: театр начинается с вешалки) – я так бы ответил на этот вопрос. Кстати, в Пермском театре особенно умеют создать атмосферу дворца искусства. Провести там вечер - вернейшее средство против приземленности, бытовщины, скуки. Мое спасибо за это театру!"
"Всегда праздник!", газета "Вечерняя Пермь", 24.12.1971

1969
Звание обязывает...

29 марта 1969 года перед спектаклем "Бал-Маскарад" начальник областного управления культуры Юрий Ушаков сообщил о том, что приказом министра культуры СССР театру присвоено звание "академический".

 
Иосиф Келлер, главный режиссер театра:
"Право носить это почетное звание наряду с крупнейшими и лучшими театрами страны наш коллектив завоевал упорным и неустанным трудом, творческими поисками… Последовательно и неизменно обращаясь к лучшим, широко известным произведениям русской и зарубежной классики, он в то же время "возвращал к жизни" давно не идущие или незаслуженно забытые оперы. Так, на афишах нашего театра появлялись "Псковитянка" Римского-Корсакова, "Принцесса Турандот" Пуччини, "Волшебная флейта" Моцарта, "Четыре грубияна" Вольф-Феррари, "Черт и Кача" Дворжака, "Отелло" Верди, "Шахматы" Блисса, "Орлеанская дева" Чайковского, "Дон Карлос" и "Бал-маскарад" Верди – не шедшие до этого и в столице несколько десятилетий.
Не менее значителен и вклад, внесенный коллективом театра в дело развития советской оперы. Не случайно Пермский театр оперы и балета часто называют «лабораторией советской оперы".
 "Звание почетное и обязывающее", газета "Звезда", 01.04.1969


В марте 1969 года состоялась премьера оперы "Орлеанская дева" Чайковского (режиссер Иосиф Келлер, дирижер Борис Афанасьев, художник Виталий Людмилин).

 
 "…Впервые звучит на пермской сцене эта опера – одно из самых сложных творений композитора в этом жанре. Причем сложность настолько существенна, что создание спектакля под силу немногим оперным коллективам, поскольку требует высокого мастерства буквально во всех звеньях музыкально-сценического воплощения...
Большую трудность представляло создание центрального образа Иоанны, здесь нужны были особые художественно-выразительные средства, высокое вокальное мастерство. И то, чего достигает в этой партии народная артистка БССР К. Кудряшова, вполне соответствует замыслу Чайковского. Очень тонко передает актриса слияние героического и лирического в образе Иоанны…
Художественное оформление... стало одним из важных звеньев спектакля. Оно целиком связано с музыкальной драматургией оперы. Тяжелые массивные решетки, как символ средневековья, сохраняются во всем спектакле. Они как бы отгораживают людей от простора жизни, от свободы чувства.
И пламя костра в финале. Это не просто костер, в огне которого погибает Иоанна. В образном строе спектакля это постепенно разгорающееся могучее пламя – еще и тот огонь, в котором позже, в размахе истории будет сгорать предательство, жестокость насилие…".
"Утверждение подвига", газета "Звезда", 17.04.1969

 

В конце декабря 1969 года состоялась премьера балета "Спартак" Арама Хачатуряна в постановке главного балетмейстера театра Николая Маркарьянца.
Поиск драматургически и музыкально оправданного, наполненного эмоцией и мыслью движения питал творческую энергию балетмейстера. Поиск составлял самую основу его хореографии, угадывался в готовой композиции по некоторой незавершенности и как будто неуверенности образов, еще не приобретших ту степень выразительности и ясности, к которой стремился художник. 
Разрабатывая экспозицию балета, Маркарьянц стремился к созданию спектакля, наиболее точно соответствующего техническим условиям сцены Пермского театра. Он видел в этом одно из непременных условий художественной полноценности постановки. Невозможность создания большого количества массовых эпизодов на маленькой сцене театра подсказала постановщику идею в большей степени камерного хореографического решения, позволила «сосредоточить внимание на более выпуклом раскрытии переживаний и чувств героев балета» (Н. С. Маркарьянц). При этом необходимо было сохранить героический пафос произведения, утверждающего безусловную ценность борьбы за свободу, даже если сражение проиграно.

1965, 1966
...имени П.И. Чайковского

Постановлением совета Министров РСФСР от 15 мая 1965 года Пермскому Государственному ордена Трудового Красного Знамени театру оперы и балета было присвоено имя Петра Ильича Чайковского.


 К 1965 году в репертуаре театра были не все оперные и балетные произведения композитора. Еще ни разу не ставились "Опричник", "Орлеанская дева". Оперы "Черевички", "Чародейка", "Евгений Онегин", поставленные в конце 1940-х - начале 1950-х годов, требовали обновления и декорационного, и мизансценического, и музыкального. 
Можно сказать, что имя великого национального композитора было дано театру авансом. Но весьма плодотворно было влияние это высокого звания на дальнейшую репертуарную политику. В 1966 году состоялась премьера оперы "Чародейка", в 1968 году были осуществлены постановки оперы "Черевички" и балета "Спящая красавица", в 1969 году впервые на пермской сцене была поставлена редко идущая опера "Орлеанская дева". Оперы Петра Ильича Чайковского периодически удалялись на периферию творческого интереса, но, как бы то ни было, всегда оставались «золотым запасом», готовым к восстановлению в репертуаре.


В феврале 1966 года в связи с празднованием 125-летия со дня рождения Чайковского  в Перми и городах Пермской области состоялся "Фестиваль музыки Чайковского". Многочисленные мероприятия фестиваля проходили в Пермском театре оперы и балета, Пермской филармонии, во Дворцах Культуры Березников, Чайковского, Краснокамска, Кизела, Чусового, Лысьвы. Гостями-участниками фестиваля были вокалисты  Евгений Кибкало,  Нодар Андгуладзе, Алексей Иванов, Александр Ведерников, музыканты Игорь Ойстрах, Даниил Шафран, оркестр Свердловской филармонии под управлением дирижеров Марка Павермана и Александра Фридлендера.


"Итак, фестиваль открыт. Занимают свои места на сцене солисты – народная артистка БССР, актриса Пермского театра оперы и балета Клавдия Кудряшова, солист Пермской филармонии Анатолий Черезов. Становится за свой дирижерский пульт главный дирижер и художественный руководитель оркестра Свердловской филармонии, Народный артист РСФСР Марк Паверман. Взмах дирижерской палочки, и широкая, проникновенная музыка патриотической кантаты "Москва" льется в зал".
   "Занавес фестиваля поднят. Прелюдия праздника", газета "Звезда", 23.02.1966

1964
Артисты балета в Лондоне. Юбилей Иосифа Келлера

В начале 1964 года артисты пермского балета Марианна Подкина и Геннадий Малхасянц в составе группы танцовщиков из театров Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Тбилиси, Еревана участвовали в первой для балетной труппы Пермского театра заграничной гастрольной поездке. Гостей принимал Лондонский Альберт-холл.


 "Лондон. 17 января. Корр. ТАСС Е. Егоров передает:

В крупнейшем концертном зале Лондона Альберт-холл с большим успехом продолжаются выступления артистов советского балета...
Рецензируя выступления советских артистов, лондонские балетные критики особо отмечают, что нынешние гастроли позволили англичанам познакомиться не только с достижениями балетных трупп Москвы и Ленинграда, но и с талантливыми представителями балетного искусства из других городов Советского Союза".
 "Им рукоплещет Лондон", газета "Звезда", 18.01.1964

 

Весной 1964 года отмечался двойной юбилей главного режиссера театра Иосифа Келлера: 60 лет со дня рождения и 35 лет творческой деятельности. В Пермский (тогда Молотовский) театр оперы и балета Иосиф Исаакович был приглашен в 1947 году, до приглашения в Пермь, в течение 15 лет после окончания Ленинградского института сценических искусств, он работал режиссером-постановщиком в Свердловском театре оперы и балета. Режиссерскую деятельность Келлер успешно дополнял литературной, будучи автором либретто ряда советских опер, постановка которых им же была осуществлена в Пермском театре ("Овод", "Хождение по мукам", "Праздник фонарей", "Бравый солдат Швейк", "Рыцарская баллада").


"Либреттист, режиссер – это те "невидимые" творцы оперного спектакля, без которых он не может существовать. Редким и ценным свойством является соединение этих двух специальностей в деятельности одного лица, с чем мы встречаемся, знакомясь с главным режиссером Пермского театра оперы и балета… Иосифом Исааковичем Келлером.
... Литературная одаренность И. Келлера сочетается с глубоким знанием музыки, без чего невозможно создание художественно полноценного оперного либретто. И. Келлер умеет находить в нем специфические формы для музыкального выражения действия. Как режиссер И. Келлер борется за полноценное драматическое действие в оперном спектакле".
"Тридцать пять лет в театре оперы", газета "Звезда", 30.04.1964

1963
Добро и зло на шахматной доске

Премьера балета "Шахматы" Артура Блисса в постановке главного балетмейстера театра Марата Газиева, состоявшаяся в самом конце 1963 года, была встречена критиками, искусствоведами, коллегами из других театров весьма бурно и неоднозначно. Хореографу ставили в вину отсутствие музыкальной драматургии, неправомерное соседство элементов разных хореографических стилей, невнятность танцевальных и пантомимных движений. Не отрицали талант и музыкальность, но полагали, что «Газиев-драматург мешает Газиеву-балетмейстеру».
Наибольшее несогласие вызвала идейная концепция балета, в соответствии с которой Черные, олицетворяющие силы разрушения, побеждали великодушных Белых. Мрачность однозначного финала тревожила и смущала, вплоть до того, что вызывала мысли о невозможности показа такого спектакля зрителям. 
Тема столкновения добра и зла, а точнее – тема соблазнения добра злом, воплотившаяся в этом спектакле в максимально условных образах черных и белых шахматных фигур, была для Марата Газиева, пожалуй, единственной темой, которую он вновь и вновь воплощал в своих балетах.


"Газиев М. М. (главный балетмейстер театра):

"Балет "Шахматы" я ставил именно так, чтобы он шокировал. Добро надо утверждать не словом, а делом. Зло я считаю отвратительным, поэтому я дал ему и отвратительную форму. Со злом надо бороться и поэтому добро не должно быть таким… пассивным.

Эльяш Н. О. (историк театра, балетовед):
Добро может быть убито, но оно должно жить в своем тезисе. До зрителя должна дойти победа добра, а у вас оно не имеет образного развития. С такой философией спектакль не может существовать, это меня тревожит. Ваш театр всегда чувствовал время, а сейчас этого нет".

Фрагмент беседы, состоявшейся 25 мая 1965 года на заседании Художественного совета театра, посвященном обсуждению поставленных Газиевым на нашей сцене балетов. 



1960, 1961
Стремительные 1960-е начинаются... "Семен Котко" Прокофьева и "Не только любовь" Щедрина.

Творческий и администрирующий тандем директора театра Савелия Ходеса и главного режиссера Иосифа Келлера сохраняется и в 1960-е годы. Главным дирижером в 1963 году становится Борис  Афанасьев, сменивший в этой должности Александра Шморгонера. В приоритете по-прежнему остается советская опера, но руководство театра не забывает и классический  репертуар как эстетический фундамент музыкального театра. Осуществляются постановки опер "Демон" Антона Рубинштейна, "Псковитянка" Николая Римского-Корсакова, "Мазепа", "Чародейка", "Черевички" и "Орлеанская дева" Петра Чайковского, "Борис Годунов" Модеста Мусоргского, "Иван Сусанин" Михаила Глинки.


1960 год был ознаменован премьерой редко идущей оперы «Семен Котко» Сергея Прокофьева по повести Валентина Катаева «Я сын трудового народа» (режиссер Юрий Петров, музыкальный руководитель Александр Шморгонер, художник Вячеслав Вавра). Постановочная группа, артисты, преодолев трудности, связанные со спецификой мелодического языка композитора, насыщенного «интонациями простой человеческой речи» и требующего от солистов и хора активной драматической игры, создали спектакль, демонстрирующий новый более высокий уровень художественного мастерства труппы.


Юрий Петров, режиссер спектакля:
"Если б солисты просто старательно спели "Семен Котко", зритель ушел бы из театра неудовлетворенным. Ведь Прокофьев, создавая свою музыку к операм, всегда подчеркивал, что ее должно иллюстрировать, обогащать, разъяснять происходящее на сцене…
Певцы Пермского театра, как и всех других театров страны, имеют лишь вокальную подготовку. И в начале работы над «Семеном Котко» многие говорили: нам здесь нечего петь. Нелегко было убедить их в том, что красота музыки Прокофьева, ее напевность раскроются только тогда, когда солисты будут играть, будут лепить сценический образ с такой же тщательностью, как это делает драматический актер".
"Новая опера – новый спектакль", газета "Звезда", 17.04.1960


В 1961 году состоялась всесоюзная премьера оперы Родиона Щедрина "Не только любовь" по мотивам рассказов Сергея Антонова о современной советской деревне (режиссер Юрий Петров, музыкальный руководитель Борис Афанасьев, художник Маргарита Мукосеева). Непривычный, лишенный традиционных арий и дуэтов, речитативный, «частушечный» музыкальный стиль оперы был оценен критиками и слушателями не сразу. 
Пермская премьера успеха у зрителя не имела. Недоумение, если не негодование, вызвала и амелодичность партитуры, и бытовая, психологическая недостоверность героев оперы, их взаимоотношений, и, в целом, слишком условный образ современной деревни.


Из отзыва сборщицы завода В. Белоглазовой:
"Может быть, эта опера так не понравилась мне потому, что очень уж она… непривычна! Я слушала "Князя Игоря", "Евгения Онегина", "Фауста"… И мне казалось, что опера – это что-то очень красивое, необычное, если хотите, сказочное. И вдруг на сцене – наша действительность. Обыкновенные люди, которых встречаешь в жизни, - поют. А поют о том и так, что это нас не волнует...
Большинство оперу не поняло. Многим что-то понравилось (например, сцена свадьбы), а что-то – нет. А вот наша сборщица Люся Постнова пришла со спектакля и говорит нам: "Что же вы меня отговаривали идти на спектакль, я уж хотела билеты продать. А опера-то неплохая! Мне все понравилось, кроме одного «но» - после классических опер непривычна этакая «немота» героев: не поют они больших арий, дуэтов…».
На обсуждении спектакля присутствовал и композитор Родион Щедрин. Он рассказывал, что когда писал эту оперу, ему сказали: вы словно без парашюта с самолета прыгаете! Теперь я вижу, что действительно так у него и получилось. Но нам всем очень искренне не хочется, чтобы он разбился!»
"Это непривычно", газета "Звезда", 17.12.1961

1958-1959
Реконструкция здания. Долгий век "Аиды"

Безусловно знаменательным событием в хронике театра 1950-х годов является реконструкция здания, построенного еще в 1880 году. В сущности это была даже не реконструкция, а строительство нового театра, в проект которого были включены внешние стены прежнего здания. Проект реконструкции создавался сотрудниками Московского головного института проектирования предприятий авиационной промышленности: архитекторами Николаем Кузнецовым, Сергеем Андросовым и Дмитрием Киржаковым. 

В сентябре 1957 года Председатель Молотовского Совнархоза Анатолий Григорьевич Солдатов подписал постановление №24 о реконструкции Молотовского государственного театра оперы и балета. В этом постановлении были определены основной подрядчик, зоны ответственности при выполнении работ по реконструкции театра, график работ. В строительных работах помимо основного подрядчика -треста №12- участвовали рабочие еще 5 трестов, мебель для зрительного зала и кулуаров изготавливалась на судоремонтном и Мотовилихинском заводах.

 
В преддверии начала реконструкции заместитель директора театра Анатолий Шардин кратко рассказал корреспонденту газеты "Звезда" о том, как будет выглядеть новый театр и когда ждать его преображения:

 "Что касается фасада, то он не изменится. Несколько отступя от линии фасада пристраиваются два боковых крыла. А позади основного здания пятиэтажное служебное здание. В зале исчезнут 120 слепых мест… Будет налажена мощная вентиляция. Залы для занятий получат хор, вокалисты, в приспособленных помещениях разместятся цехи. С января 1958 года театр перейдет на сцену Дворца им. Сталина, в мае выедет на гастроли. Председатель Совнархоза т. Солдатов очень внимательно отнесся к реконструкции, поручив строительство тресту №12. Сезон 1958/59 года мы думаем начать уже в реконструированном здании"           

"Хороший подарок", газета "Звезда", 05.09.1957 


  Об этом Шардин рассказывал в сентябре 1957 года. За последующие почти два года строительных работ кое-что изменилось: авторским коллективом реконструкции был частично переработан проект (так, например, отдельное пятиэтажное здание за театром было не построено, а пристроено, и не пятиэтажное, а шестиэтажное). Да и строительные леса с театра убрали только в ноябре 1958 года, со значительным опозданием о графику, открытие же состоялось в июне 1959 года.

Реконструкция здания театра ни в коей мере не приостановила и не замедлила темп творческой работы театрального коллектива. В здании Дворца культуры им. Сталина шел текущий репертуар, готовились премьерные спектакли. В мае 1958 года накануне длительных гастролей пермской труппы на Дальнем Востоке и в Красноярске (начало июня-конец сентября) состоялась премьера оперы Джузеппе Верди "Аида" (режиссер Иосиф Келлер, дирижер Александр Шморгонер, художник Борис Матрунин). В этой постановочной версии на сцене Пермского театра оперы и балета опера шла в течение 50-ти лет. Конечно, периодически проводилось возобновление декораций и костюмов.


 

1957
Всесоюзное признание

По итогам Всесоюзного Фестиваля драматических и музыкальных театров, ансамблей и хоров, посвященном 40-летию Великой Октябрьской Социалистической революции, дипломом I степени награждается Пермский театр оперы и балета за спектакли «Овод» Антонио Спадавеккиа и «Маскарад» Дмитрия Толстого. Премьеры этих опер, созданных композиторами-современниками, были осуществлены на Пермской сцене в том же году. 

 
  "Вчера на сцене Молотовского театра оперы и балета прошла премьера новой оперы "Маскарад" (по одноименной драме Лермонтова). Этот спектакль театр подготовил в качестве подарка II Всесоюзному съезду композиторов… Как и ряд других советских опер, "Маскарад" является детищем нашего Молотовского театра. Над его созданием дирижер А. Шморгонер, режиссер И. Келлер и постановочный коллектив более двух лет увлеченно работали с автором музыки – молодым ленинградским композитором Дм. Толстым. …Постановкой "Маскарада" Молотовский театр оперы и балета еще раз подтвердил свое право именоваться «творческой лабораторией советских композиторов"…". 

"Подарок съезду композиторов", газета "Звезда", 26.03.1957

1956
Советско-Чехословацкая дружба. Декада советской оперы

Подготовка к премьере оперы "Черт и Кача" чешского композитора Антонина Дворжака (на советской и русской сцене впервые поставлена в Перми в 1955 году) привела к знакомству с коллективом Пражского Национального театра, живо откликнувшимся на творческую инициативу пермской труппы. Помощь в осуществлении постановки была неоценима: из Праги в Пермь (тогда Молотов) была отправлена посылка с клавиром оперы и литературой о постановках "Черта и Качи" в Чехословакии. Пражский Национальный театр заинтересовался работой своего коллеги, находящегося на далеком неведомом Урале, и принял приглашение Министерства культуры СССР посетить Пермский театр оперы и балета.  
В январе 1956 артисты Пражского Национального театра Ярослава Прохазкова, Богумир Вих и Ян Константин приезжают в Пермь. С их участием проходят спектакли "Черт и Кача", "Чио-чио-сан" и "Кармен".
В декабре 1956 года на гастроли в рамках месячника Советско-Чехословацкой дружбы в Пражский Национальный театр отправляются артисты Молотовского театра оперы и балета Раиса Ткачева, Никифор Бойкиня и Матвей Гаврилкин. 


  "Мои дорогие, любимые друзья. Я уже дома в Чехословакии, но думаю и говорю только о вас. Вы далеко от меня, тысяча километров, но мое сердце у вас так близко, что вы должны слушать его, как оно бьет. Я сейчас живу вашей любовью, вспоминаю ваше великое искусство… Я вижу все время перед моими глазами ваши улыбающиеся сердечные лица, вижу радость от нашего приезда, нашей совместной работы. Вы все в Молотове мне дали много красивого в мою следующую жизнь…"
Из письма Ярославы Прохазковой коллективу Молотовского театра оперы и балета, 04.02.1956

 

В марте 1956 года в рамках декады советских спектаклей, организованной Пермским театром в связи с подготовкой ко II Всесоюзному съезду композиторов (1957), были представлены постановки современных опер и балетов, большая часть которых была создана коллективом театра в непосредственном сотрудничестве с композиторами. Оперы "Заря" Кирилла Молчанова, "Хождение по мукам" Антонио Спадавеккиа, "Иван Болотников" Льва Степанова, балеты "Бэла" Бориса Мошкова, "Каменный цветок" Александра Фридлендера (композитор дополнил ряд сцен балета по просьбе коллектива театра) были представлены на суд самих композиторов, посетивших декаду, критиков и широкой зрительской аудитории.

 
"Мы все давно привыкли называть Ленинградский Малый оперный театр "лабораторией советской оперы"… Однако за последние годы Малый оперный театр начал постепенно утрачивать свою ведущую роль в пропаганде советского музыкально-сценического творчества… К наиболее инициативным, творчески ищущим коллективам относится …Молотовский театр оперы и балета. Готовясь ко Второму всесоюзному съезду композиторов, он задумал интересное дело: специальную декаду советских опер балетов. Декада эта – деловой показ зрителю достижений нашего музыкально-сценического искусства". 

"Показ достижений музыкально-сценического искусства", газета "Советская культура", 22.03.1956

1954
Первые столичные гастроли
В июле с творческим отчетом театр отправился в Москву. В течение месяца шли гастроли на сцене филиала Большого театра. Пермская (Молотовская) труппа держала своего рода экзамен перед искушенной московской критикой и публикой. Художественное руководство театра решило отобрать для гастролей спектакли, являющиеся новинкой для столичного зрителя. На открытии была представлена опера "Хождение по мукам" Антонио Спадавеккиа, впервые в Союзе поставленная на молотовской сцене. Затем москвичи увидели оперу современного композитора Георгия Крейтнера "В грозный год", написанную в 1952 году. Премьера этой оперы в Перми (тогда Молотове) состоялась всего лишь за неделю до начала гастролей. Первый уральский балет "Каменный цветок" (создан на основе сказов П. Бажова) свердловского композитора Александра Фридлендера, поддержал современное направление репертуарного вектора молотовчан.
За время гастролей было показано 36 спектаклей, на которых присутствовало около 70 000 человек. Особым успехом у зрителей пользовался балет "Каменный цветок", изобилующий эпизодами народных плясок, бытовавших на старых уральских заводах. 

"Мы едем в Москву! Эти волнующие сердце слова не сходят с уст молодежи театра. Едем в столицу Родины показать то, чего достиг старейший на Урале театр оперы и балета. ...Большое творческое волнение у всех нас, и у тех, кто проработал на сцене... два десятителия, как заслуженная артистка республики... Н.Т. Измайлова, и у тех, кто, как комсомолка Полина Яновицкая, воспитанница Уральской консерватории, только что вступил на сцену"
"С творческим отчетом", газета "Молодая гвардия", 23.06.1954


1953
Главный дирижер театра Анатолий Людмилин. "В бурю"

В 1953 году исполнилось тридцать пять лет творческой и педагогической деятельности главного дирижера театра  Анатолия Людмилина. В Пермский (тогда Молотовский) театр оперы и балета из Свердловского театра оперы и балета он пришел в августе 1944 года, в сложный период восстановления работы пермской труппы на родной сцене после реэвакуации Ленинградского театра оперы и балета им. С.М.Кирова. 
Будучи уже опытным дирижером, Анатолий Алексеевич стремился расширить привычные границы музыкально-театрального репертуара: русская и зарубежная оперно-балетная классика была его фундаментом, однако совершенствование исполнительского мастерства музыкантов и певцов, развитие их творческой инициативы требовало освоения и других произведений. 
Оркестр под руководством Людмилина регулярно готовил симфонические программы, солисты оперы принимали участие в концертах вокальной музыки. Особняком стоит весьма непростая кропотливая работа коллектива театра по художественному освоению современной советской оперы, которая, собственно, и была начата Людмилиным при всемерной поддержке директора театра Ходеса (мировые премьеры опер "Севастопольцы" Мариана Коваля (1946), "Иван Болотников" Льва Степанова (1950), "Хождение по мукам" Антонио Спадавеккиа (1953)).

 

"В Молотовском театре оперы и балета А. А. Людмилин работает с 1944 г. Здесь он значительно обогатил свой опыт работы над советскими оперными произведениями. При его активном участии театр успешно осуществил сложные постановки. Оперы "Севастопольцы" М. Коваля и "Иван Болотников" Льва Степанова получили высокую оценку общественности. В 1947 и 1951 гг. за эти спектакли дирижеру вместе с группой ведущих артистов театра были присуждены Сталинские премии".
"Тридцать пять лет служения искусству", газета "Молодая гвардия", 23.05.1953


Под музыкальным руководством Анатолия Людмилина в начале 1953 года прошла знаменательная премьера оперы "В бурю" композитора Тихона Хренникова, написанная в 1939 году (режиссер Иосиф Келлер, художник Дмитрий Смолин).
Основой либретто являются подлинные события времен гражданской войны: период «смуты» среди тамбовских крестьян, спровоцированной кулацким восстанием 1919-1921 годов под руководством эсера Антонова.


"Хорошей традицией Молотовского театра оперы и балета является постоянная работа над произведениями советской оперной драматургии. Новый, 1953 год театр ознаменовал показом талантливой оперы Т. Хренникова "В бурю".
...Режиссером И. Келлером найдено немало живых, оправданных событиями мизансцен. Однако здесь можно сделать несколько серьезных замечаний. Ведущим героем оперы является народ, что налагает особую ответственность на исполнителей массовых сцен. К сожалению, массовые сцены в опере большей частью статичны и однотипны. …Дальнейшей доработки требует картина рассказа Фрола односельчанам о своем пребывании у Ленина. На крестьян известие о приеме их ходоков в Кремле произвело колоссальное впечатление, на сцене же мы этого не видим"
"В бурю", газета "Звезда", 25.01.1953


1950-1952
Развитие гастрольной деятельности
С конца 1940-х годов театр активно включился в программу летнего гастрольного обмена между театрами СССР. Каждый год после завершения сезона коллектив театра на два, два с половиной месяца отправлялся в гастрольную поездку, везя с собой более половины репертуарных спектаклей (около 20 названий). 
Два года подряд - в 1950 и 1951 - труппа театра выезжала в Челябинск и Омск.

Главный режиссер Иосиф Келлер в беседе с корреспондентом газеты "Звезда" охарактеризовал итоги гастролей 1951 года:
"- Коллектив театра вторично посетил города Челябинск и Омск. Интерес зрителей к нашим спектаклям, по сравнению с летом 1950 года, значительно возрос. …Помимо репертуара, показанного в прошлую поездку, в Челябинске и Омске мы поставили ряд новых спектаклей для этих городов. Особенным успехом пользовались "Иван Болотников" Степанова, "Каменный цветок" Фридлендера, "Снегурочка" Римского-Корсакова, "Русалка" Даргомыжского и "Демон" Рубинштейна.
…За неполные три месяца мы дали свыше ста двадцати спектаклей.
…Находясь на гастролях, театр приступил к работе над двумя новыми постановками – "Иван Сусанин" Глинки и "Садко" Римского-Корсакова..."
 "На Южном Урале и в Сибири", газета "Звезда", 25.09.1951

Летом 1952 года коллектив театра познакомил со своим творчеством жителей и гостей Кирова, Иваново и Кавказских минеральных вод. 

"Замечательным качеством творческого коллектива театра является тесное содружество с композиторами, которое в значительной мере способствует постановке спектаклей большого звучания. Плодом совместных творческих усилий коллектива театра и автора музыки явился спектакль "Иван Болотников". За создание и постановку этой оперы автор Л. Степанов и работники театра были удостоены Сталинской премии. …Постановщик оперы лауреат Сталинской премии И. И. Келлер сценически правильно решил показ сложного исторического полотна… Коллектив театра сумел в значительной степени преодолеть недостатки оперы и создать сильный, выразительный спектакль"
"Иван Болотников", газета "Рабочий край" (Иваново), 12.07.1952

1944
Второе рождение

Ленинградская труппа возвращается домой, а пермские артисты — в родной театр. Пермский театр оперы и балета переживает второе рождение под руководством директора Савелия Ходеса (1944—1973). Художественный руководитель и главный дирижер театра — Анатолий Людмилин (1944—1955). Новый сезон открывается оперой «Князь Игорь» Бородина.

1941 — 1945
Театр в годы войны

Пермская труппа уступает свою сцену эвакуированному коллективу Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинского театра), а сама выступает на сценах малых городов Прикамья (Березники, Лысьва, Соликамск, Кизел). Сохранить коллектив в целости удается благодаря подвижнической работе хормейстера Леонида Виссонова.

«Версии, по которым в Перми оказалась труппа Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, разнятся. По одной из них, 19 августа 1941 года труппа в количестве трех тысяч человек была официально отправлена в Молотов. По другой, первоначальным пунктом назначения был Новосибирск, а решение о том, чтобы разместить эвакуированный [Мариинский] театр в Молотове, принял Арий Моисеевич Пазовский, в то время художественный руководитель и главный дирижер Ленинградского театра оперы и балета. Он родился и вырос в Перми, в семье владельца шляпной мастерской, в детстве брал уроки у пермских музыкантов. В 1897 году, не без помощи пермской общественности, продолжил образование в Петербургской консерватории сначала у Петра Краснокутского, затем у Леопольда Ауэра. В Пермь вернулся уже дирижером. Здесь и в Екатеринбурге выступал с «отчетными» концертами, дебютировал как хормейстер, концертмейстер-пианист и артист оркестра, в 1905-м — как оперный дирижер. Город, имевший столь важное значение в его судьбе, Пазовский не забывал», — Анна Фефелова, кандидат искусствоведения.

За три зимних и два летних сезона ленинградцы дают около тысячи спектаклей, играют больше трех тысяч концертов в госпиталях и воинских частях. В годы эвакуации в Молотове, как тогда называется Пермь, выступают лучшие по тем временам артисты: Галина Уланова, Константин Сергеев, Татьяна Вечеслова, Наталия Дудинская, Фея Балабина, Алла Шелест, Семен Каплан и другие. Пермская публика знакомится с разнообразным репертуаром, в котором есть и классика, и лучшие советские оперы и балеты.

В Молотове (Перми) в 1942 году Арам Хачатурян пишет балет «Гаянэ», премьера которого проходит здесь же в декабре, а в 1943-м Сергей Прокофьев завершает балет «Золушка».

1938
Художественное руководство тех лет

Новое руководство театра представляют: художественный руководитель и главный режиссер А. Варламов, главный дирижер Богуслав Врана, главный художник К. Колесников и балетмейстер Е. Кузнецов. Сезон 1938/1939 открывается оперой «Князь Игорь» Бородина.

1933
Новый уровень Пермской оперы
Художественным руководителем театра назначен дирижер Александр Павлов-Арбенин, который выводит Пермскую оперу на новый уровень. Среди удач сезона: оперы — «Сказка о царе Салтане» и «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Отелло» Верди, «Сказки Гофмана» Оффенбаха; балеты — «Красный мак» Глиэра, «Тщетная предосторожность», «Бахчисарайский фонтан» Асафьева.
1931
«Вторая государственная опера Урала»

Театр получает официальное название «театр оперы и балета». Пермская опера признана «второй государственной оперой Урала».

На пермской сцене впервые поставлен балет «Лебединое озеро» П. Чайковского под руководством балетмейстера Ольги Чаплыгиной. Выпускница студии Михаила Мордкина, Чаплыгина начинала танцевать в театре Московского Совета рабочих депутатов, по тем временам филиале Большого театра. Во время ее пребывания в Перми в балетную труппу приходят солисты и молодежь, в частности выпускники Московской балетной школы.

В том же году, в рамках своих гастролей по СССР, Пермь посещает «звезда» балетной эпохи 1920-х Екатерина Гельцер.

1930
Постоянная оперная труппа

В Перми создана постоянная оперная труппа.

1926
Премьера балета «Жизель»

2 февраля 1926 года становится днем рождения Пермского балета. Дата связана с премьерой двухактного балета «Жизель» Адана в исполнении учащихся местной хореографической студии. Спектакль готовит солист Московского государственного академического Большого театра Борис Щербинин, он же исполняет роль Альберта. Заглавную партию танцует солистка Л. Соколова. Дирижирует балетом Елена Сенкевич, одна из первых в стране дирижеров-женщин.

Тенор Иван Козловский выступает в партии Ленского в пермской постановке «Евгения Онегина» Чайковского. Контракт певца в Пермской опере длится три месяца: январь, февраль, март.

Получено согласие баритона Сергея Мигая на выступления в нескольких спектаклях.

В долгосрочном споре драмы с оперой за главную сцену города побеждает последняя. С этого года драматический театр переезжает в отдельное здание.

1925
После революции и гражданской войны

Первый после Октябрьской революции оперный сезон длится четыре месяца. За этот период на пермской сцене поставлены тридцать опер — «с хорами, с полной оркестровкой, с прекрасным декоративным оформлением худ. Маркевича и часто незаурядными постановками режиссеров А. Я. Альтшуллера и С. М. Усыскина» («Вечерняя Звезда», январь 1926 года).

1920
Пермская опера в 20-е годы XX века

«После революционных событий 1917 года и последовавшей за ними гражданской войны, с восстановлением мирной жизни, Пермский Посредрабис организует оперный театр. Начиная с 20 года приезжают оперные труппы, идет обычный ходовой репертуар. В 1924 году собирается крепкий многогранный коллектив, во главе которого становятся дирижеры Букша и Алевладов, режиссирует пермяк А. Я. Альтшуллер, известный певец и постановщик, который работал в Перми еще в десятые годы», — «Наш театр» (от 9 апреля 1946 года).

1911
«Искусство и жизнь»

В Перми начинает выходить еженедельный театральный журнал «Искусство и жизнь», на страницах которого базовое место отведено опере.

1910
Первые «соловьи» в Пермской опере

Летом в Пермской опере поет «российский соловей» Леонид Собинов, выступает «шведский соловей» Альма Фострём.

1905
Арий Моисеевич Пазовский

Уроженец Перми Арий Пазовский возвращается в родной город после учебы в Петербургской консерватории, чтобы начать дирижерскую карьеру. Впоследствии он станет главным дирижером Ленинградского академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова, затем — художественным руководителем и главным дирижером Большого театра в Москве. «Если спросить, как можно выразить в двух словах творческое кредо Пазовского, то можно было бы ответить: высочайший профессионализм и требовательность к себе и другим. Общеизвестны истории о том, как Пазовский доводил артистов до изнеможения требованиями идеального «раза». А между тем, этим он достигал в конечном результате величайшей творческой свободы, так как технологические вопросы становились привычно легкими и не занимали внимания артиста... Спектакли Пазовского неизменно становились событием в художественной жизни страны», — Кирилл Кондрашин, дирижер.

1902
Последний сезон театральной дирекции

В условиях экономического кризиса Пермская городская дирекция терпит значительные убытки, и сезон 1901/1902 становится последним для уникального предприятия.

1897
Процветающая опера в провинциальном городе

Главный режиссер Пермской оперы Николай Боголюбов (годы его руководства театром приходятся на 1896—1900) принимает участие в первом Всероссийском съезде сценических деятелей с докладом о работе Пермской городской театральной дирекции. Он говорит о репертуаре, который составляют пятнадцать русских и шестнадцать европейских опер, и доказывает свои слова «цифровыми материалами и выводами». Его выступление про процветающую оперу в провинциальном городе с населением менее ста тысяч человек, как он свидетельствует, вызывает «бурю энтузиазма».

«Лучшей порой — временем расцвета пермской оперы является пятилетие с 1895 по 1900 год, когда оперу «содержал» сам город. Это явление исключительное в истории русского театра, нигде, кроме Перми, не имевшее места. Стоит задуматься: содержит театр-оперу не частный предприниматель-антрепренер, а городское самоуправление-общественность! И преследует не извлечение доходов, а единственную культурную идею и цель — создание подлинно высокохудожественного оперного ансамбля. Город несет убытки, но создает действительно блестящую оперу. Лучшие провинциальные артисты со всей России едут в Пермский театр. Из наймитов и игрушек в руках изворотливого антрепренера они становятся членами самоуправляющегося коллектива, принимаются обществом, становятся самыми почитаемыми и любимыми людьми. Получить приглашение в пермскую оперу обозначало получить имя», — Вадим Кондаков, профессор Пермского университета («Наш театр», от 20 июля 1946 года).

1895
Городская театральная дирекция

В Перми учреждена первая в России Городская театральная дирекция, которая призвана оберегать культурную жизнь в городе от случайностей, вызванных частой сменой антрепренеров. Дирекция занимается формированием труппы, репертуара и гарантирует финансовую стабильность театра.

В состав театральной дирекции под председательством городского головы Александра Синакевича входят влиятельные горожане, в том числе певцы и музыканты: дирижер Борис Плотников, режиссер Николай Боголюбов, архитектор Александр Турчевич и другие. На должность «главного режиссера Пермской городской театральной дирекции» приглашен один из ведущих постановщиков той поры Николай Боголюбов, ранее, в период своей работы в Казани, открывший публике Федора Шаляпина.

Журнал «Музыкальный современник» отмечает, что «на оперном рынке пермские ангажементы расцениваются сейчас же вслед за киевскими». Профессор Пермского университета Вадим Кондаков вспоминает приметы оперомании, охватившей город: «В те годы увлечение оперой среди пермяков приняло характер настоящей эпидемии, заразившей всех — от мала до велика… У пермяков было только два времени года: лето-Кама и зима-театр» .

Первый год существования в Перми Городской театральной дирекции дает прекрасные результаты. Опера заканчивает сезон не только без дефицита, но даже с небольшим доходом — это становится весомым аргументом сторонников оперы в долгоиграющем споре с поклонниками драмы, которые не первый год делят между собой сцену городского театра.

1878
Каменное здание театра

Новый театр открыт после реконструкции, хотя не всё еще доделано — отделочные работы продолжатся до 1880 года. Каменное здание в стиле позднего русского классицизма с залом, рассчитанным на 900 зрительских мест, построено по проекту Рудольфа Карвовского (и его соавтора Василия Попатенко) — архитектора нескольких известных пермских зданий, в том числе фамильного дома Дягилевых на улице Сибирской.

«В 1878 году из Казани в Пермь приезжает известный актер и антрепренер И. М. Медведев с драматической труппой, а в 1879 году, в еще неотделанном каменном здании, он открывает оперный сезон, играя несколько лет и чередуя оперу с драмой. Первые два сезона дирижирует У. Авранек, впоследствии известный хормейстер Большого театра. Среди исполнителей выделяется Петрова — сопрано, Эйбоженко — контральто, Богатырев — тенор, Гилер — баритон, Львов, Милославский — басы и другие. Труппа играет с большим успехом в 80 и 81 годах, прививая пермскому зрителю любовь к оперному искусству. Медведев держит антрепризу также в сезонах 86-87 и 88-89 годов», — «Наш театр» (от 9 апреля 1946 года).

1870
Основание театра

7 декабря (24 ноября) 1870 года в Перми дают оперу «Жизнь за царя» Глинки — этот день становится датой основания пермского оперного театра. В этот вечер на сцену выходят не только артисты-профессионалы, но и многочисленные любители музыки.

«Силами артистов сборной труппы под руководством антрепренера Херувимова ставится опера Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Дирижирует Немвродов, партию Вани исполняет артистка Иванова, Сусанина — Херувимов. Опера проходит с успехом, отдельные места поются на «бис» по два, три раза. В дальнейшем опера «Жизнь за царя» была повторена в сезоне несколько раз, что необычно для провинции прошлого века», — «Наш театр» (от 9 апреля 1946 года).

На сцене городского театра оперные спектакли чередуются с драматическими и показываются посезонно. Здание театра в это время еще деревянное, построенное в 1864 году. В 1874-м его разбирают, чтобы на том же месте возвести новый каменный театр.

поиск