22 мая 2019
04 июня 2019
05 июня 2019
17 июня 2019
18 июня 2019
19 июня 2019
История
  • Май
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
  • Июнь
2010
Раздел про 2010-е в разработке. Мы готовим для вас интересный материал!
2009
Мировая премьера оперы «Один день Ивана Денисовича»

Постановщики оперы «Орфей» Монтеверди: режиссер Георгий Исаакян и художник Эрнст Гейдебрехт — становятся лауреатами Национальной театральной премии «Золотая Маска».


«Существенный элемент оформления — блестящая колонна, как потом окажется, капсула, в которой хранится музыка — персонаж по имени Музыка. Колонна — не только визуально конструктивный, но и смысловой центр драмы. Ибо, как это часто бывает в спектаклях Исаакяна, режиссер строит собственный сюжет великого мифа об Орфее. Отнюдь не взаимоотношения влюбленных его волнуют, а взаимоотношения с музой, с призванием. У его Орфея оказывается единственная любовь — Музыка», — Елена Третьякова («“Орфей” в Перми» // «Петербургский театральный журнал», декабрь 2007).


Пермский балет наряду с труппами Большого театра и Парижской оперы принимает участие в гала-концерте в честь столетия «Русских сезонов» Сергея Дягилева, отмечаемого в Большом. Пермяки танцуют «Половецкие пляски» и «Видение розы» в хореографии Михаила Фокина. 


IV Международный фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь — Петербург — Париж» открывается мировой премьерой «Один день Ивана Денисовича» по одноименной повести Александра Солженицына. Композитор Александр Чайковский сочинил оперу по заказу Пермского театра оперы и балета и с согласия автора. На премьере присутствует супруга писателя Наталия Солженицына.



«Пермский оперный театр вновь удивляет — на этот раз мировой премьерой. Проза Солженицына впервые попадает на российскую оперную сцену благодаря идее режиссера Георгия Исаакяна, который сумел вдохновить ею композитора Александра Чайковского. За тяжелейшую тему взялись, когда страна ею уже переболела, и осмыслить ее стало возможно в эстетическом измерении. Оставив публицистике документальность, антисталинский пафос и борьбу с тоталитаризмом, создатели оперы решают ее как пронзительно лирическую историю внутренней жизни Ивана Шухова, рядом с которой раскрываются судьбы таких же, как он, невинно осужденных. В пространстве сцены главное — даже не лагерные реалии, а мощная метафора кромешного ада на земле. Оркестр, хор и солисты под руководством дирижера Валерия Платонова проделывают работу колоссального объема и напряжения. Урок стоицизма, сохранения человечности в самых немыслимых обстоятельствах преподнесен театром тактично, без указующего перста», — Лариса Барыкина, театральный критик, эксперт «Золотой Маски».


Главным балетмейстером театра становится Алексей Мирошниченко — выпускник артистического и балетмейстерского факультетов Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, танцевавший в труппе Мариинского театра и там же начинавший свою хореографическую карьеру.

2008
Покорение Америки

В Карнеги-холле (Нью-Йорк, США) проходят гастроли оперной труппы и симфонического оркестра театра. В программе — «Чайковский известный и неизвестный»: популярные арии из «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы», а также большие фрагменты из менее известных на Западе опер — «Опричника», «Черевичек», «Орлеанской девы», «Чародейки», «Иоланты», «Ундины». Кроме того, пермяки исполняют «Коронационный марш», который звучал на открытии Карнеги-холла в 1891 году под управлением самого Чайковского.


«Пермская балетная труппа давно известна за океаном под маркой «Чайковский-балет». Настал черед оперы — решили в Перми. И запустили новый бренд — «Чайковский-театр». Покорению Америки предшествовала сенсационная промоакция в Нью-Йорке», — Лариса Барыкина («Однажды в Америке» // «Эксперт Урал», № 5 (314) от 4-11 февраля 2008).


За два дня до концерта в Карнеги-холле, в рамках тех же гастролей, на сцене Бруклинской академии музыки пермяки дают спектакль «Мазепа» в постановке Георгия Исаакяна.

«Пермский театр имеет впечатляющее качество игры оркестра и пения. Это труппа артистов, погруженных в стиль и язык русской оперы XIX столетия», — отмечает The New York Times. Ей вторит Financial Times: «Пермская редакция оказалась довольно сильной. Валерий Платонов воплотил в жизнь страсть и разумную точность партитуры» («Эксперт Урал», № 5 (314) от 4-11 февраля 2008).


Весной пермский театр представляет мировую премьеру духовной оперы Антона Рубинштейна «Христос», которая почти сто лет считалась потерянной. Партитуру театру предоставил правнук композитора Антон Шароев, обнаруживший пропажу в Берлинской библиотеке. В итоговом номере за 2008 год газета «Культура» называет спектакль «Христос» в постановке режиссера Георгия Исаакяна, дирижера Александра Шамеева, хормейстера Владимира Никитенкова и художника Елены Соловьевой — событием года: 


«Пермской опере давно привычно браться за то, на что не решаются другие, добиваясь при этом более чем достойных результатов. Однако на сей раз речь идет о событии, по своему историческому и художественному значению не имеющем аналогов в нынешней музыкально-театральной действительности» («Новый компаньон» от 19 января 2009).

1990
Раздел про 1990-е в разработке. Мы изучаем архивы и готовим для вас интересный материал!
1980
Раздел про 1980-е в разработке. Мы изучаем архивы и готовим для вас интересный материал!
1970
Раздел про 1970-е в разработке. Мы изучаем архивы и готовим для вас интересный материал!
1960
Раздел про 1960-е в разработке. Мы изучаем архивы и готовим для вас интересный материал!
1950
Раздел про 1950-е в разработке. Мы изучаем архивы и готовим для вас интересный материал!
1944
Второе рождение

Ленинградская труппа возвращается домой, а пермские артисты — в родной театр. Пермский театр оперы и балета переживает второе рождение под руководством директора Савелия Ходеса (1944—1973). Художественный руководитель и главный дирижер театра — Анатолий Людмилин (1944—1955). Новый сезон открывается оперой «Князь Игорь» Бородина.
1941 — 1945
Театр в годы войны

Пермская труппа уступает свою сцену эвакуированному коллективу Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинского театра), а сама выступает на сценах малых городов Прикамья (Березники, Лысьва, Соликамск, Кизел). Сохранить коллектив в целости удается благодаря подвижнической работе хормейстера Леонида Виссонова.

«Версии, по которым в Перми оказалась труппа Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, разнятся. По одной из них, 19 августа 1941 года труппа в количестве трех тысяч человек была официально отправлена в Молотов. По другой, первоначальным пунктом назначения был Новосибирск, а решение о том, чтобы разместить эвакуированный [Мариинский] театр в Молотове, принял Арий Моисеевич Пазовский, в то время художественный руководитель и главный дирижер Ленинградского театра оперы и балета. Он родился и вырос в Перми, в семье владельца шляпной мастерской, в детстве брал уроки у пермских музыкантов. В 1897 году, не без помощи пермской общественности, продолжил образование в Петербургской консерватории сначала у Петра Краснокутского, затем у Леопольда Ауэра. В Пермь вернулся уже дирижером. Здесь и в Екатеринбурге выступал с «отчетными» концертами, дебютировал как хормейстер, концертмейстер-пианист и артист оркестра, в 1905-м — как оперный дирижер. Город, имевший столь важное значение в его судьбе, Пазовский не забывал», — Анна Фефелова, кандидат искусствоведения.

За три зимних и два летних сезона ленинградцы дают около тысячи спектаклей, играют больше трех тысяч концертов в госпиталях и воинских частях. В годы эвакуации в Молотове, как тогда называется Пермь, выступают лучшие по тем временам артисты: Галина Уланова, Константин Сергеев, Татьяна Вечеслова, Наталия Дудинская, Фея Балабина, Алла Шелест, Семен Каплан и другие. Пермская публика знакомится с разнообразным репертуаром, в котором есть и классика, и лучшие советские оперы и балеты.

В Молотове (Перми) в 1942 году Арам Хачатурян пишет балет «Гаянэ», премьера которого проходит здесь же в декабре, а в 1943-м Сергей Прокофьев завершает балет «Золушка».
1938
Художественное руководство тех лет

Новое руководство театра представляют: художественный руководитель и главный режиссер А. Варламов, главный дирижер Богуслав Врана, главный художник К. Колесников и балетмейстер Е. Кузнецов. Сезон 1938/1939 открывается оперой «Князь Игорь» Бородина.
1933
Новый уровень Пермской оперы

Художественным руководителем театра назначен дирижер Александр Павлов-Арбенин, который выводит Пермскую оперу на новый уровень. Среди удач сезона: оперы — «Сказка о царе Салтане» и «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» Мусоргского, «Отелло» Верди, «Сказки Гофмана» Оффенбаха; балеты — «Красный мак» Глиэра, «Тщетная предосторожность», «Бахчисарайский фонтан» Асафьева.
1931
«Вторая государственная опера Урала»

Театр получает официальное название «театр оперы и балета». Пермская опера признана «второй государственной оперой Урала».

На пермской сцене впервые поставлен балет «Лебединое озеро» П. Чайковского под руководством балетмейстера Ольги Чаплыгиной. Выпускница студии Михаила Мордкина, Чаплыгина начинала танцевать в театре Московского Совета рабочих депутатов, по тем временам филиале Большого театра. Во время ее пребывания в Перми в балетную труппу приходят солисты и молодежь, в частности выпускники Московской балетной школы.

В том же году, в рамках своих гастролей по СССР, Пермь посещает «звезда» балетной эпохи 1920-х Екатерина Гельцер.
1930
Постоянная оперная труппа

В Перми создана постоянная оперная труппа.
1926
Премьера балета «Жизель»

2 февраля 1926 года становится днем рождения Пермского балета. Дата связана с премьерой двухактного балета «Жизель» Адана в исполнении учащихся местной хореографической студии. Спектакль готовит солист Московского государственного академического Большого театра Борис Щербинин, он же исполняет роль Альберта. Заглавную партию танцует солистка Л. Соколова. Дирижирует балетом Елена Сенкевич, одна из первых в стране дирижеров-женщин.

Тенор Иван Козловский выступает в партии Ленского в пермской постановке «Евгения Онегина» Чайковского. Контракт певца в Пермской опере длится три месяца: январь, февраль, март.

Получено согласие баритона Сергея Мигая на выступления в нескольких спектаклях.

В долгосрочном споре драмы с оперой за главную сцену города побеждает последняя. С этого года драматический театр переезжает в отдельное здание.
1925
После революции и гражданской войны
Первый после Октябрьской революции оперный сезон длится четыре месяца. За этот период на пермской сцене поставлены тридцать опер — «с хорами, с полной оркестровкой, с прекрасным декоративным оформлением худ. Маркевича и часто незаурядными постановками режиссеров А. Я. Альтшуллера и С. М. Усыскина» («Вечерняя Звезда», январь 1926 года).
1920
Пермская опера в 20-е годы XX века
«После революционных событий 1917 года и последовавшей за ними гражданской войны, с восстановлением мирной жизни, Пермский Посредрабис организует оперный театр. Начиная с 20 года приезжают оперные труппы, идет обычный ходовой репертуар. В 1924 году собирается крепкий многогранный коллектив, во главе которого становятся дирижеры Букша и Алевладов, режиссирует пермяк А. Я. Альтшуллер, известный певец и постановщик, который работал в Перми еще в десятые годы», — «Наш театр» (от 9 апреля 1946 года).
1911
«Искусство и жизнь»
В Перми начинает выходить еженедельный театральный журнал «Искусство и жизнь», на страницах которого базовое место отведено опере.
1910
Первые «соловьи» в Пермской опере
Летом в Пермской опере поет «российский соловей» Леонид Собинов, выступает «шведский соловей» Альма Фострём.
1905
Арий Моисеевич Пазовский
Уроженец Перми Арий Пазовский возвращается в родной город после учебы в Петербургской консерватории, чтобы начать дирижерскую карьеру. Впоследствии он станет главным дирижером Ленинградского академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова, затем — художественным руководителем и главным дирижером Большого театра в Москве. «Если спросить, как можно выразить в двух словах творческое кредо Пазовского, то можно было бы ответить: высочайший профессионализм и требовательность к себе и другим. Общеизвестны истории о том, как Пазовский доводил артистов до изнеможения требованиями идеального «раза». А между тем, этим он достигал в конечном результате величайшей творческой свободы, так как технологические вопросы становились привычно легкими и не занимали внимания артиста... Спектакли Пазовского неизменно становились событием в художественной жизни страны», — Кирилл Кондрашин, дирижер.
1902
Последний сезон театральной дирекции
В условиях экономического кризиса Пермская городская дирекция терпит значительные убытки, и сезон 1901/1902 становится последним для уникального предприятия.
1897
Процветающая опера в провинциальном городе

Главный режиссер Пермской оперы Николай Боголюбов (годы его руководства театром приходятся на 1896—1900) принимает участие в первом Всероссийском съезде сценических деятелей с докладом о работе Пермской городской театральной дирекции. Он говорит о репертуаре, который составляют пятнадцать русских и шестнадцать европейских опер, и доказывает свои слова «цифровыми материалами и выводами». Его выступление про процветающую оперу в провинциальном городе с населением менее ста тысяч человек, как он свидетельствует, вызывает «бурю энтузиазма».

«Лучшей порой — временем расцвета пермской оперы является пятилетие с 1895 по 1900 год, когда оперу «содержал» сам город. Это явление исключительное в истории русского театра, нигде, кроме Перми, не имевшее места. Стоит задуматься: содержит театр-оперу не частный предприниматель-антрепренер, а городское самоуправление-общественность! И преследует не извлечение доходов, а единственную культурную идею и цель — создание подлинно высокохудожественного оперного ансамбля. Город несет убытки, но создает действительно блестящую оперу. Лучшие провинциальные артисты со всей России едут в Пермский театр. Из наймитов и игрушек в руках изворотливого антрепренера они становятся членами самоуправляющегося коллектива, принимаются обществом, становятся самыми почитаемыми и любимыми людьми. Получить приглашение в пермскую оперу обозначало получить имя», — Вадим Кондаков, профессор Пермского университета («Наш театр», от 20 июля 1946 года).
1895
Городская театральная дирекция

В Перми учреждена первая в России Городская театральная дирекция, которая призвана оберегать культурную жизнь в городе от случайностей, вызванных частой сменой антрепренеров. Дирекция занимается формированием труппы, репертуара и гарантирует финансовую стабильность театра.

В состав театральной дирекции под председательством городского головы Александра Синакевича входят влиятельные горожане, в том числе певцы и музыканты: дирижер Борис Плотников, режиссер Николай Боголюбов, архитектор Александр Турчевич и другие. На должность «главного режиссера Пермской городской театральной дирекции» приглашен один из ведущих постановщиков той поры Николай Боголюбов, ранее, в период своей работы в Казани, открывший публике Федора Шаляпина.

Журнал «Музыкальный современник» отмечает, что «на оперном рынке пермские ангажементы расцениваются сейчас же вслед за киевскими». Профессор Пермского университета Вадим Кондаков вспоминает приметы оперомании, охватившей город: «В те годы увлечение оперой среди пермяков приняло характер настоящей эпидемии, заразившей всех — от мала до велика… У пермяков было только два времени года: лето-Кама и зима-театр» .

Первый год существования в Перми Городской театральной дирекции дает прекрасные результаты. Опера заканчивает сезон не только без дефицита, но даже с небольшим доходом — это становится весомым аргументом сторонников оперы в долгоиграющем споре с поклонниками драмы, которые не первый год делят между собой сцену городского театра.
1878
Каменное здание театра

Новый театр открыт после реконструкции, хотя не всё еще доделано — отделочные работы продолжатся до 1880 года. Каменное здание в стиле позднего русского классицизма с залом, рассчитанным на 900 зрительских мест, построено по проекту Рудольфа Карвовского (и его соавтора Василия Попатенко) — архитектора нескольких известных пермских зданий, в том числе фамильного дома Дягилевых на улице Сибирской.

«В 1878 году из Казани в Пермь приезжает известный актер и антрепренер И. М. Медведев с драматической труппой, а в 1879 году, в еще неотделанном каменном здании, он открывает оперный сезон, играя несколько лет и чередуя оперу с драмой. Первые два сезона дирижирует У. Авранек, впоследствии известный хормейстер Большого театра. Среди исполнителей выделяется Петрова — сопрано, Эйбоженко — контральто, Богатырев — тенор, Гилер — баритон, Львов, Милославский — басы и другие. Труппа играет с большим успехом в 80 и 81 годах, прививая пермскому зрителю любовь к оперному искусству. Медведев держит антрепризу также в сезонах 86-87 и 88-89 годов», — «Наш театр» (от 9 апреля 1946 года).
1870
Основание театра

7 декабря (24 ноября) 1870 года в Перми дают оперу «Жизнь за царя» Глинки — этот день становится датой основания пермского оперного театра. В этот вечер на сцену выходят не только артисты-профессионалы, но и многочисленные любители музыки.

«Силами артистов сборной труппы под руководством антрепренера Херувимова ставится опера Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Дирижирует Немвродов, партию Вани исполняет артистка Иванова, Сусанина — Херувимов. Опера проходит с успехом, отдельные места поются на «бис» по два, три раза. В дальнейшем опера «Жизнь за царя» была повторена в сезоне несколько раз, что необычно для провинции прошлого века», — «Наш театр» (от 9 апреля 1946 года).

На сцене городского театра оперные спектакли чередуются с драматическими и показываются посезонно. Здание театра в это время еще деревянное, построенное в 1864 году. В 1874-м его разбирают, чтобы на том же месте возвести новый каменный театр.
поиск