
Лаборатория советской оперы
О проекте
Выставочный проект «Лаборатория советской оперы» осуществлен при поддержке Министерства культуры Пермского края.
Работа над проектом приурочена к знаменательной дате в истории пермской театральной культуры: в 2025 году Пермскому театру оперы и балета исполняется 155 лет.
Музей театра дарит жителям и гостям Перми удивительную возможность услышать никогда ранее не транслировавшиеся аудиозаписи более чем полувековой давности фрагментов опер «Хождение по мукам», «Бравый солдат Швейк», «Виринея» в исполнении оркестра, солистов и хора пермского театра. Эти записи, произведенные еще на магнитную ленту, являются особо ценными и редкими предметами, хранящимися в фондах нашего музея. Благодаря поддержке Министерства культуры Пермского края ленты были оцифрованы, что позволило сберечь звучание уникальных музыкальных фрагментов и сделало их доступными для всех любителей оперного искусства.
В истории Пермского театра оперы и балета выделяется период 1950-1960‑х годов, отмеченный новым направлением репертуарной политики, связанным с созданием «советской классической оперы». В прессе тех лет это явление в музыкальной жизни Перми получило особое наименование, прочно закрепившееся за ним и признанное российским музыкальным сообществом — «лаборатория советской оперы». В настоящее время многие образцы этого художественного эксперимента оказались забыты: названия опер «Севастопольцы», «Хождение по мукам», «Овод», «Бравый солдат Швейк», «Маскарад», впервые зазвучавших на пермской сцене, почти ничего не говорят нашему современнику.
На выставке зритель увидит подлинные фотографии сцен из спектаклей Пермского театра оперы и балета, эскизы костюмов и декораций к этим спектаклям, афиши, программки, документы, иллюстрирующие процесс работы над созданием образцов советской оперы.
Все предметы, представленные на выставке, находятся в коллекции музея Пермского театра оперы и балета.
Опера «Севастопольцы», 1946 год
Композитор Мариан Коваль; авторы либретто Николай Браун и Сергей Спасский; дирижер Анатолий Людмилин; режиссер-постановщик Евгений Соковнин (приглашенный режиссер Большого театра СССР); художник Борис Матрунин
Всесоюзная премьера оперы «Севастопольцы» состоялась в Пермском театре оперы и балета 26 ноября 1946 года
Опера создавалась в буквальном смысле по следам событий, сопровождавших оборону Севастополя 1941-1942 годов. Непосредственным поводом к возникновению замысла стал услышанный композитором по радио очерк «Последний катер» Тевелева о защитниках Севастополя, пожертвовавших своей жизнью во имя спасения мирных жителей и тяжелораненых бойцов.
«Севастопольцы» задумывались как одноактная опера и к 1943 году были окончены. Однако, по ощущению композитора, тема не была исчерпана, и работа продолжилась. В январе 1946 года Мариан Коваль приехал в Пермь для завершения работы над партитурой уже в непосредственном творческом общении с участниками спектакля.
Композитор по собственному признанию не стремился к эпическому охвату событий, потому что «не обо всем можно петь». Почувствовать «значительное и великое через музыкальное выражение эмоций» было задачей композитора: «Я стремился хоть частично создать картины недавних великих дней».
Опера «Севастопольцы» была показана на пермской сцене 36 раз — весьма существенный показатель зрительского признания современной советской оперы.
Постановочная группа и участники спектакля были удостоены Сталинской премии за выдающиеся работы в области оперного искусства за 1946 год.
Опера «Хождение по мукам», 1953 год
Композитор Антонио Спадавеккиа; автор либретто Иосиф Келлер, стихи Льва Кондырева; дирижер Анатолий Людмилин; режиссер-постановщик главный режиссер театра Иосиф Келлер; художник Дмитрий Смолин
Всесоюзная премьера состоялась на сцене Пермского театра оперы и балета 29 декабря 1953 года
Пермский театр опер и балета являлся «соавтором» композитора в работе над тремя оперными произведениями, первым из которых стала опера «Хождение по мукам». Антонио Эммануилович писал и редактировал партитуру в течение четырех лет, с 1949 по 1953 годы. И все это время художественное руководство театра и сотрудники принимали самое активное и непосредственное участие в творческой работе: создавались новые, драматургически более совершенные, варианты либретто, уточнялись музыкальные характеристики персонажей. К работе были привлечены историки и филологи Пермского государственного университета, Областной партшколы, музыковеды. Их советы в значительной степени помогли авторам оперы художественно освоить в рамках оперной сцены эпическую трилогию Алексея Толстого «Хождение по мукам».
Премьерный показ не означал завершения работы над оперой: и по мнению критиков, музыковедов, и по ощущению всей постановочной группы многое в музыкальной драматургии, сценографии, режиссерском решении нуждалось в корректировке. Весной 1966 года состоялась премьера второй редакции оперы, обретшей и новое название «Огненные годы».
Опера «Хождение по мукам» в первой редакции была показана на пермской сцене около 40 раз. «Огненные годы» входили в репертуар театра в течение трех сезонов и были показаны чуть более 20 раз.
«Хождение по мукам», 1953 год. Второй акт. Первая картина. Комиссар Чугай приходит к Телегиным. Даша в отчаянии: недавно умер ее первенец, Иван записался в Красную Армию и собирается на фронт. Чугай утешает Дашу: счастье обязательно будет, хоть и нелегка к нему дорога.
«Хождение по мукам», 1953 год. Третий акт. Первая картина. Даша после отъезда мужа вернулась в Самару к отцу доктору Булавину. Телегин случайно оказывается в Самаре и заходит к доктору, не подозревая, что Даша здесь, и неожиданно встречает ее.
«Хождение по мукам», 1953 год. Четвертый акт. Гуляй-поле. Красильников, бывший вестовой Вадима Рощина, теперь служит у Махно. Он чувствует шаткость своего положения, когда же узнает, что Махно ведет переговоры с подпольным ревкомом, решает бежать из Гуляй-поля.
«Хождение по мукам», 1953 год. Эпилог. Фойе Большого театра в Москве. Восьмой Всероссийский съезд советов, на котором встречаются Чугай, Даша с Телегиным, Катя с Рощиным. «Вместе с народом они славят партию большевиков, созидающую новый социалистический мир».
Опера «Маскарад», 1957 год
Композитор Дмитрий Толстой; авторы либретто литературовед, исследователь творчества Михаила Лермонтова Виктор Мануйлов и Дмитрий Толстой; дирижер Александр Шморгонер; режиссер-постановщик главный режиссер театра Иосиф Келлер; художник Борис Матрунин; балетмейстер Тамара Рамонова
Всесоюзная премьера оперы «Маскарад» состоялась в Пермском театре оперы и балета 25 марта 1957 года. Она была приурочена к открытию Второго съезда советских композиторов.
Ленинградский композитор Дмитрий Толстой — сын писателя Алексея Николаевича Толстого — работал над партитурой оперы «Маскарад» три года, с 1954 по 1956, и по собственному признанию «никакая другая музыка не вмещалась» в его сознание в этот период. В течение двух лет шла совместная работа композитора и постановочной группы Пермского театра оперы и балета над образами новой оперы и ее сценическим воплощением.
В период создания «Маскарада» Дмитрий Алексеевич переживал тяжелую личную драму, и сочинение оперы стало своего рода психотерапией, помогшей преодолеть собственные страхи и заблуждения.
Труппа Пермского театра познакомилась с оперой, будучи на гастролях в Омске в июле 1955 года. Композитор проиграл всю оперу, и уже в процессе исполнения артисты окружили рояль и стали подпевать Дмитрию Толстому.
Премьера второй редакции «Маскарада» состоялась в феврале 1965 года. Над постановкой работали дирижер Борис Афанасьев, режиссер Иосиф Келлер, балетмейстер Ксения Есаулова (возобновление хореографии Тамары Рамоновой). Художественное оформление Бориса Матрунина.
На Всесоюзном фестивале музыкальных театров, проходившем в Москве в 1957 году, спектакль «Маскарад» был удостоены Диплома I степени.
«Маскарад» входил в репертуар театра в течение 14 лет и был показан около 200 раз.
Опера «Овод», 1957 год
Композитор Антонио Спадавеккиа; автор либретто Иосиф Келлер; дирижер Александр Шморгонер; режиссер-постановщик главный режиссер театра Иосиф Келлер; художник Борис Матрунин; балетмейстер Тамара Рамонова
Всесоюзная премьера оперы «Овод» состоялась в Пермском театре оперы и балета 8 ноября 1957 года, в год 40‑летия Великой Октябрьской Социалистической революции.
Для композитора работа над оперой по легендарному революционному роману Этель Войнич «Овод» (1897) была давней мечтой, и причиной тому был в немалой степени и «зов крови». Дело в том, что дед композитора Никколо Спадавеккиа был соратником Джузеппе Гарибальди, являвшегося одним из прототипов главного героя романа. После поражения революции 1848-1849 годов Никколо вместе с семьей эмигрировал в Россию.
По отзывам коллег и критиков созданное Спадавеккиа произведение было лучшим в его оперном творчестве и одним из наиболее ярких среди других советских опер.
На Всесоюзном фестивале музыкальных театров, проходившем в Москве в 1957 году, спектакль «Овод» был удостоен Диплома I степени.
«Овод» не сходил со сцены 7 лет и прозвучал более 70 раз.
Опера «Семен Котко», 1939 год
Композитор Сергей Прокофьев; авторы либретто Сергей Прокофьев и Валентин Катаев; дирижер Александр Шморгонер; режиссер-постановщик режиссер Большого театра Юрий Петров; художник Вячеслав Вавра
Пермская премьера оперы «Семен Котко» состоялась 12 апреля 1960 года.
Пермский театр оперы и балета и театр Прокофьева — это тема для отдельного разговора. Оперы «Огненный ангел», «Война и мир», «Маддалена», «Дуэнья», «Любовь к трем апельсинам», балеты «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Три карты», «Блудный сын», «Шут», балет на музыку к несостоявшемуся драматическому спектаклю «Борис Годунов» «Царь Борис» входили в репертуар театра на протяжении многих лет начиная с 1970‑х годов.
Первым обращением к «оперному» Прокофьеву стала постановка давно не шедшего на советской сцене произведения «Семен Котко», созданного композитором по повести Валентина Катаева «Я, сын трудового народа».
«…Прокофьев Всем существом тянется к опере, начиная со своих детских композиторских опытов. Театрально само его мышление, само ощущение музыки. Он всегда отталкивается от зримого, пластически осязаемого образа, спешит зафиксировать „кусок“ реальной жизни в ее движении, в ее неповторимых ритмах, красках и ароматах. Должно быть, залогом театральности дарования художника служит, прежде всего, способность к объективному наблюдению и воспроизведению действительности»
Марина Сабинина «„Семен Котко“ и некоторые проблемы прокофьевской драматургии», Советская музыка, 7 июля 1960 года.
Опера «Семен Котко» входила в репертуар театра в течение двух лет и была показана порядка 20 раз.
К 50‑летию Великой Октябрьской Социалистической революции в октябре 1967 года под музыкальным руководством Бориса Афанасьева спектакль был восстановлен. После возобновления спектакль был показан 11 раз.
Опера «Марюта», 1960 год
Композитор Дмитрий Толстой; авторы либретто литературовед Виктор Мануйлов и режиссер Роман Тихомиров; дирижер Александр Шморгонер; режиссер-постановщик главный режиссер театра Иосиф Келлер; художник Вячеслав Вавра
Всесоюзная премьера оперы «Марюта» состоялась в Пермском театре оперы и балета 30 декабря 1960 года.
Вторая опера композитора и вторая совместная работа с коллективом Пермского театра оперы и балета. Теперь, выбирая сюжет, композитор обратился не к классическому наследию XIX века, но к советской литературе. Трагическая повесть «Сорок первый», написанная Борисом Лавреневым по следам гражданской войны в 1924 году, заинтересовала Дмитрия Толстого не столько революционным пафосом классовой борьбы, сколько катастрофической неразрешимостью этого конфликта, являвшегося, по мнению композитора, обоюдным заблуждением двух главных героев: красноармейца Марюты и белогвардейца Говорухи-Отрока.
Вспоминая день премьеры, композитор признавался:
«И все же, я думаю, многие, слушая, прочли любовную повесть так, как я ее замыслил. Другие прочли ее иначе: „Вот что сделала с людьми гражданская война!“ Или так: „Ах, как жаль, что любовники оказались по разные стороны баррикад!“ Но отсюда, наверное, недалеко до мысли о гибельности Марксова учения о неизбежности классовой борьбы. Казалось бы, всего один шаг. И конечно, многим такой шаг казался шагом над бездной».
Опера «Марюта» создавалась композитором по заказу Большого театра, в 1958 году клавир был окончен и представлен на художественном совете. К большому сожалению для композитора, считавшего свою вторую оперу особым произведением, «Марюта» не была принята к постановке. Пермский театр оперы и балета вновь предложил композитору сотрудничество, включив оперу в свой постановочный план.
«Марюта» входила в репертуар театра в течение 3 лет и была показана 15 раз.
Сатирическая опера «Бравый солдат Швейк», 1962 год
Композитор Антонио Спадавеккиа; автор либретто Иосиф Келлер; дирижер Борис Афанасьев; режиссер-постановщик главный режиссер театра Иосиф Келлер; художник Станислав Казаков-Троянский; балетмейстеры Марат Газиев и Ксения Есаулова
Пермская премьера оперы «Бравый солдат Швейк» состоялась 7 декабря 1962 года.
И вновь театр работает с Антонио Спадавеккиа. К приближающемуся юбилею чешского писателя-коммуниста Ярослава Гашека (1883-1923) было принято решение о постановке оперы «Бравый солдат Швейк», написанной композитором по предложению оперного театра в Чешских Будейовицах (родина литературного героя Швейка), куда Спадавеккиа приезжал на премьеру своего «Овода».
Опера была создана в сотрудничестве с главным режиссером Пермского театра оперы и балета Иосифом Келлером, однако всесоюзная премьера спектакля состоялась не у нас, а в Свердловске.
«Возвратившись в Москву, Спадавеккиа „заказал“ мне либретто „Швейка“. На этот раз торопил он. Жанр оперы-памфлета… почти отсутствовал в оперной литературе и требовал соответствующей музыкальной драматургии.
Антонио Эммануилович, писавший „Швейка“ удивительно легко, с подьемом, озорно говорил: „Музыка этой оперы должна быть посыпана солью и перцем“. По композиторскому мастерству „Швейк“ — одна из лучших опер в творчестве Спадавеккиа.
Правда, вынужден не без горечи признать, что нами, авторами, была допущена ошибка, сыгравшая отрицательную роль в сценической судьбе оперы. Мы задумали оперу двухактной… Но когда „Швейк“ пошел сперва в Свердловском театре, а потом в Пермском, мы поняли, что нашей опере не хватает третьего акта. Зрители после первого акта и по ходу второго, наиболее динамичного и смешного, входили „во вкус“ и… конец»
Иосиф Келлер «Репетиции. Спектакли. Встречи», 1977 год
Опера «Бравый солдат Швейк» входила в репертуар театра в течение 2 лет и была показана 15 раз.
«Бравый солдат Швейк», 1962 год. Конец второй картины. После сообщения о покушении на эрцгерцога Франца Фердинанда многие посетители трактира «У чаши» были арестованы за своевольные реплики. В том числе и Швейк. В полицейском управлении между Швейком и следователем произошел примечательный разговор.
«Бравый солдат Швейк», 1962 год. Девятая картина. Швейк проигран в карты фельдкуратом Кацем поручику Лукашу, и теперь служит у него. Лукаш добрый малый и не слишком докучает Швейку, все свое свободное время поручик посвящает картам и дамам — в особенности дамам.
«Бравый солдат Швейк», 1962 год. Девятая картина. Кэти Вендлер сбежала от своего мужа и хочет спрятаться на время в доме Лукаша. Поручик этим весьма недоволен — он уже устал от Кэти -, но дамскому угоднику некуда деваться. Кэти Вендлер приходит к Лукашу.
«Бравый солдат Швейк», 1962 год. Эпилог. Швейк с Лукашем за прегрешения отправлены на фронт. Но уходя, наш бравый солдат уславливается со своим другом Водичкой о встрече в трактире «У чаши». Прошло три года… Друзья ожидают возвращения Швейка…
Лирическая опера «Сестры», 1969 год
Композитор Дмитрий Кабалевский; автор либретто Сергей Богомазов; дирижер Борис Афанасьев; режиссер-постановщик Максимилиан Высоцкий; художник Владимир Талалай
Всесоюзная премьера оперы «Сестры» состоялась в Пермском театре оперы и балета 29 мая 1969 года.
Дмитрий Кабалевский вспоминал о причинах создания оперы: «Идея эта совпала с моим давним желанием побеседовать с молодежью об их жизни, их мечтах, об их радостях и бедах, но побеседовать не словами, а на языке искусства, не логическими доводами, а художественными образами и именно с оперной сцены».
В ноябре 1968 года опера «Сёстры» была практически окончена и представлена композитором на художественном совете Пермского театра оперы и балета. Основой либретто стала повесть сибирского писателя Ильи Лаврова «Встреча с чудом» (1961) о юных сестрах Асе и Славе, мечтающих стать штурманами дальнего плавания и преодолевающих на пути к мечте сотни препятствий и сотни километров.
По воспоминаниям композитора, он играл «оперу, клавир… еще в незавершенном виде и в театре услышал полезные советы и замечания», в особенности от главного дирижера Бориса Афанасьева.
В течение последующего репетиционного процесса еще вносились некоторые правки в музыкальную драматургию, шлифовался стиль. Композитор интересовался всеми подробностями постановочной работы: режиссерская концепция, сценография, световая партитура — все корректировалось и оценивалось Дмитрием Кабалевским.
После премьеры Кабалевский продолжил работу над оперой и внес довольно значительные изменения в ее драматургию. Дата правки обозначена рукой композитора в клавире: 09.07.1969 (сцены 4,5,6 второго действия). 10 вставок вклеены в клавир, отпечатанный в нотном цехе Производственного комбината Музфонда СССР в декабре 1968 года, с авторской рукописи, завершенной 27.09.1968.
Спектакль входил в репертуар театра в течение 2 лет и был показан около 20 раз.
Музыкальная драма «Виринея», 1967 год
Композитор Сергей Слонимский; автор либретто Сергей Ценин; дирижер Владимир Коваленко; режиссер-постановщик главный режиссер театра Леонид Куколев; художник Генрих Арутюнов; балетмейстер Игорь Шаповалов
Пермская премьера оперы «Виринея» состоялась 30 декабря 1977 года и была посвящена 60‑летию Великой Октябрьской Социалистической революции.
«Идее „вольницы“ подчинен в опере и образ главной героини — Виринеи, женщины яркой, сильной и страстной, этакой русской Кармен, независимой и вольнолюбивой. Крушение власти и веры в сложных перипетиях оперы совпадает с крушением женской судьбы Виринеи, смело порывающей с нелюбимым мужем и со всем домостроевским укладом семьи… Огромной протестующей силы исполнена финальная сцена второй картины „Конец семьи“ — хоровой антракт „Трепак“, в лихих и задиристо-дерзких „притоптываниях“ которого психологически точно выражена эта типично русская горечь страдания, скрытая в веселом, отчаянном хороводе русского танца.
Образ Виринеи раскрыт в опере в традициях русского крестьянского фольклора — лирической протяжной песенности, песен-плачей, эпических, сказовых распевов и плясовых, игровых песен»
Ольга Девятова «Трагические коллизии истории России в операх Сергея Слонимского»
Опера «Виринея» входила в репертуар театра в течение 3 сезонов и была показана 20 раз.
«Виринея», 1977 год. Четвертая картина «Ох и ночь». Хоровой эпизод. Осенний вечер. Пьяная гулянка.
«Виринея», 1977 год. Шестая картина «Прощанье». Павел полон раздумий. Пришла долгожданная победа советской власти, но впереди еще столько забот. Наступила весна, пора сеять, а зерна нет…
«Виринея», 1977 год. Шестая картина «Прощанье». Виринея нашла свое счастье с Павлом, начинается новая жизнь, и какая она будет?
Разговор Павла с Виринеей, обеспокоенной слухами о бандитских нападениях кулаков в соседних селах. Она сообщает Павлу о том, что ждет ребенка…