16 октября 2021
Сегодня
17 октября 2021
19 октября 2021
21 октября 2021
27 октября 2021
28 октября 2021
31 октября 2021
03 ноября 2021
05 ноября 2021
07 ноября 2021
12 ноября 2021
14 ноября 2021
16 ноября 2021
26 ноября 2021
27 ноября 2021
28 ноября 2021
30 ноября 2021
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
  • Ноябрь
21.12.2020
«Оперный хор» — это не ругательство». Интервью с Евгением Воробьевым

О планах хора Пермской оперы по «захвату галактики» рассказывает в интервью Анне Букатовой («Эхо Москвы в Перми») главный хормейстер Пермского театра оперы и балета Евгений Воробьев.


   jMemjPfQ.jpeg

Фото: Андрей Чунтомов


Год назад вы вступили в должность главного хормейстера Пермской оперы. Как за этот период изменилось ваше понимание своей работы? Как выстроились отношения с коллективом?

Прожитый год, несмотря на паузы, связанные с пандемией, был очень интенсивным. Год назад я только начинал работу и не до конца понимал, с чем имею дело, какие возможности есть у людей, с которыми я работаю. Сейчас, по прошествии сложного, но захватывающего времени, мои взгляды на коллектив сильно поменялись. Я лучше чувствую коллектив, знаю его возможности и особенности, поэтому могу уверенно планировать наше движение вперед к «захвату галактики».

В конце года принято подводить итоги. Есть ли какие-то четкие, конкретные цели, которых вы достигли как управленец и как художественный руководитель?

Главное, что нам удалось — это найти новых певцов, которые входят в коллектив и уже очень продуктивно работают, и одновременно развить навыки у тех артистов, которые не первый год в труппе. За это время мы также расстались по разным причинам с некоторыми людьми, в том числе и по причинам профессионального характера. Формирование хора продолжается: мы ищем музыкантов, которые смогут усилить наш коллектив и дать нам дополнительные возможности. Кроме того, важно иметь кадровый резерв на случай болезней или обстоятельств иного плана.

Как вы проводили прослушивания? Откуда приезжали певцы?

Прослушивания до сих пор регулярно проходят. Сейчас мы ищем певцов на все партии: сопрано, альтов, теноров и басов. Приходят люди из Перми, и мы открываем артистов, о которых прежде ничего не знали. Из других городов тоже приезжают довольно активно — главным образом, из Москвы или Екатеринбурга.


vsnXnTXg.jpeg
Фото: Андрей Чунтомов


Что вы имеете в виду, когда говорите, что открываете для себя неизвестных вам людей в Перми?

Когда мы планируем набор, то, разумеется, наводим справки о людях, которых хотели бы видеть в своем коллективе. И порой случается, что мы совсем ничего не ожидаем от кандидата, и вроде бы делаем это закономерно — за ним нет никакого особого опыта, связанного с театрами или хорами, никакой истории, которая бы обнадеживала… Как внезапно артист раскрывается. И это замечательно.

У нас есть молодые артисты, которые только что закончили местные музыкальные учреждения, либо еще даже учатся. Некоторые из них по сути проходят стажировку в хоре Пермской оперы, и мы смотрим, как они покажут себя дальше. Некоторые уже очень активно включились в работу и являются вполне состоявшимися певцами.

Получается, состав хора за год значительно поменялся?

Не сказал бы, что значительно. Хотя я лично и прослушал более 150 человек, по итогу мы приняли десятерых. Они практически все участвуют в нашем концертном составе, в котором от 40 до 50 певцов, и в результате получается, что пятая часть хора сейчас — новые люди.

Серьезная цифра. У вас есть идея, некая цель, к которой вы идете, обновляя состав?

Идея моя проста — качество коллектива должно быть высоким по определению. Мы все знаем, что с уходом musicAeterna образовался некоторый вакуум, и наша задача — создать хоровой коллектив, который, помимо участия в репертуарных спектаклях, будет заниматься концертной деятельностью. Абсолютно все наши певцы будут участвовать в концертах, но должно сформироваться и «боевое звено», сердцевина концертного состава, ее-то мы сейчас и ищем.

До 2019 года в театре было два хора: один — основной, который был задействован в репертуаре, а другой — musicAeterna, камерный хор, задействованный в отдельных премьерах и концертах. Сегодня, получается, обе задачи выполняет один хор Пермской оперы?

Именно. Например, с оркестром и солистами мы исполнили «Маленькую торжественную мессу» Россини и ораторию Генделя «Мессия». Что касается нашей самостоятельной работы, то мы уже провели два концерта a cappella: онлайн-концерт с программой русской духовной музыки — в августе, и недавно, 30 ноября, мы исполнили произведения Виктора Калинникова. А 25 декабря приглашаем всех на Вечер французской духовной музыки ХХ века.


4sQ9hY1D.jpeg
Фото: Андрей Чунтомов


Это совсем разные типы нагрузки: одно дело — работать с репертуарными произведениями, и другое дело — заниматься концертной деятельностью. Сложно ли жить в таком режиме? Какие усилия требуются от певцов?

Разумеется, нагрузка есть, и многое здесь решает время: насколько интенсивно и продуктивно мы можем его использовать. К сожалению, существует представление о том, что «оперный хор» — это в определенном смысле ругательство, что уровень концертного коллектива априори выше, чем у театрального.

Мы хотим порвать с этой традицией. Мы добиваемся того, чтобы высокое качество исполнения было и на театральной сцене в любом спектакле, и на концерте. Это совершенно другой подход к работе. Чтобы не быть голословным, предлагаю послушать концерты, которые уже прошли, но остаются доступны на театральных платформах, и наши ближайшие выступления, а потом и оперные постановки.

Расскажите о планах. Вы формируете из хора Пермской оперы самостоятельный коллектив, со своими — не только театральными — задачами?

Такие планы есть. Мы собираемся функционировать как концертный коллектив и обрести не только свое лицо, но и название. Но, конечно же, это будет коллектив, который будет нераздельно существовать с театром. Было любопытно читать комментарии к трансляции гала-концерта, посвященного 150-летию Пермской оперы, в которых зрители писали про оркестр и хор: «Пожалуйста, не уезжайте».

Мы не уедем. Перед хором я ставлю задачу так: мы работаем здесь, в то же время планируем концертную жизнь, но остаемся коллективом театра. Никто нас не сможет куда-то увезти, даже если сильно захочет. В феврале мы готовим презентацию с большой программой, которая покажет наши возможности с разных сторон. Мы предъявим себя миру и в том числе критическому взгляду.

И конечно, мы приглашаем всех на наш ближайший концерт 25 декабря, который состоится в театре. Вы услышите духовные произведения французских композиторов ХХ века. Это будет час потрясающе красивой музыки, которую редко исполняют даже в Европе, не говоря уже о России. Уверен, зритель это оценит.


Интервью: Анна Букатова
Расшифровка: Татьяна Шкляева

поиск