Журнал
  • Июль
    01
    02
    03
    04
    05
    06
12.10.2011
Возрождение шедевра

Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского вдохнул новую жизнь в легендарный балет «Бахчисарайский фонтан» композитора Бориса Асафьева. 20, 21, 23 и 24 октября в Перми состоится премьера спектакля, отреставрированного в полном соответствии с оригиналом 1934 года в канонической хореографии Ростислава Захарова. Постановку осуществила балетмейстер, педагог-репетитор Мариинского театра Галина Рахманова.

С точки зрения сегодняшнего дня, «Бахчисарайский фонтан» — свидетельство целой эпохи в развитии балетного искусства, лучшее, что было поставлено в жанре советского драмбалета. В истории он играет такую же важную роль, как постановки из классического наследия: «Раймонда», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Сильфида», «Жизель» и другие. 

Рожденный в эпоху расцвета сталинской империи, «Бахчисарайский фонтан», в основе которого сюжет одноименной поэмы Александра Пушкина, вобрал в себя черты классического русского балета и новые надежды советского времени. Он одновременно отвечал на запросы самых разных аудиторий. Для большевистских вождей он был как ВДНХ от искусства — в постановочную команду вошли известные люди своего времени. Композитор Борис Асафьев, либреттист Николай Волков, режиссер Сергей Радлов, художник Валентина Ходасевич, дирижер Евгений Мравинский и перспективный молодой хореограф Ростислав Захаров, только-только занявший пост главного балетмейстера Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинского). На «Бахчисарайский фонтан», как и на «Лебединое озеро», в обязательном порядке водили зарубежных гостей — дипломатов и первых лиц государств.

Для хореографов и артистов постановка означала становление нового музыкально-хореографического жанра — драматического балета, основанного на литературном первоисточнике и развивающегося строго по законам драматургии, а от исполнителей требующего высокого актерского мастерства. О своем участии в «Бахчисарайском фонтане» как о важной вехе в карьере вспоминают в своих мемуарах и первая исполнительница роли Марии — прима-балерина Ленинградского театра Галина Уланова , и Зарема второго поколения — звезда Большого театра Майя Плисецкая .

Не просто развлечением спектакль был и для зрителей, получавших возможность вслед за романтическим сюжетом на несколько часов перенестись под сень южных садов из суровой действительности сталинского правления.

Сегодня «Бахчисарайский фонтан» в первозданном виде сохранился лишь в Мариинском театре, где в 1934 году был поставлен и никогда не сходил со сцены. По инициативе главного балетмейстера Пермского театра оперы и балета Алексея Мирошниченко отныне постановка Захарова возвращается и в репертуар пермского балета. Перенос спектакля осуществила команда Мариинского театра: педагог-репетитор Галина Рахманова, художники Андрей Войтенко и Татьяна Ногинова, восстановившие стиль первой постановки по эскизам Валентины Ходасевич.

Пермским танцовщикам «Бахчисарайский фонтан» дает шанс продемонстрировать не только первоклассную технику, но и актерское искусство. В спектакле участвует почти вся труппа театра. В течение четырех премьерных дней меняются составы солистов:

МАРИЯ — заслуженная артистка России, лауреат Международных конкурсов Наталья Моисеева/ Мария Меньшикова/ лауреат Международных конкурсов Наталья Домрачева/ Инна Билаш

ГИРЕЙ — Марат Фадеев/ лауреат Международных конкурсов Сергей Мершин/ Ростислав Десницкий/ Герман Стариков

ЗАРЕМА — Наталья Макина/ Анна Поистогова/ Екатерина Гущина/ Альбина Рангулова

ВАЦЛАВ — лауреат Международных конкурсов Сергей Мершин/ Герман Стариков/ Ростислав Десницкий/ Никита Четвериков

поиск