17 октября 2019
19 октября 2019
20 октября 2019
23 октября 2019
25 октября 2019
02 ноября 2019
07 ноября 2019
10 ноября 2019
12 ноября 2019
13 ноября 2019
16 ноября 2019
19 ноября 2019
20 ноября 2019
22 ноября 2019
23 ноября 2019
24 ноября 2019
30 ноября 2019
Журнал
  • Октябрь
    01
    02
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
  • Ноябрь
12.10.2011
Возрождение шедевра

Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского вдохнул новую жизнь в легендарный балет «Бахчисарайский фонтан» композитора Бориса Асафьева. 20, 21, 23 и 24 октября в Перми состоится премьера спектакля, отреставрированного в полном соответствии с оригиналом 1934 года в канонической хореографии Ростислава Захарова. Постановку осуществила балетмейстер, педагог-репетитор Мариинского театра Галина Рахманова.

С точки зрения сегодняшнего дня, «Бахчисарайский фонтан» — свидетельство целой эпохи в развитии балетного искусства, лучшее, что было поставлено в жанре советского драмбалета. В истории он играет такую же важную роль, как постановки из классического наследия: «Раймонда», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Сильфида», «Жизель» и другие. 

Рожденный в эпоху расцвета сталинской империи, «Бахчисарайский фонтан», в основе которого сюжет одноименной поэмы Александра Пушкина, вобрал в себя черты классического русского балета и новые надежды советского времени. Он одновременно отвечал на запросы самых разных аудиторий. Для большевистских вождей он был как ВДНХ от искусства — в постановочную команду вошли известные люди своего времени. Композитор Борис Асафьев, либреттист Николай Волков, режиссер Сергей Радлов, художник Валентина Ходасевич, дирижер Евгений Мравинский и перспективный молодой хореограф Ростислав Захаров, только-только занявший пост главного балетмейстера Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинского). На «Бахчисарайский фонтан», как и на «Лебединое озеро», в обязательном порядке водили зарубежных гостей — дипломатов и первых лиц государств.

Для хореографов и артистов постановка означала становление нового музыкально-хореографического жанра — драматического балета, основанного на литературном первоисточнике и развивающегося строго по законам драматургии, а от исполнителей требующего высокого актерского мастерства. О своем участии в «Бахчисарайском фонтане» как о важной вехе в карьере вспоминают в своих мемуарах и первая исполнительница роли Марии — прима-балерина Ленинградского театра Галина Уланова , и Зарема второго поколения — звезда Большого театра Майя Плисецкая .

Не просто развлечением спектакль был и для зрителей, получавших возможность вслед за романтическим сюжетом на несколько часов перенестись под сень южных садов из суровой действительности сталинского правления.

Сегодня «Бахчисарайский фонтан» в первозданном виде сохранился лишь в Мариинском театре, где в 1934 году был поставлен и никогда не сходил со сцены. По инициативе главного балетмейстера Пермского театра оперы и балета Алексея Мирошниченко отныне постановка Захарова возвращается и в репертуар пермского балета. Перенос спектакля осуществила команда Мариинского театра: педагог-репетитор Галина Рахманова, художники Андрей Войтенко и Татьяна Ногинова, восстановившие стиль первой постановки по эскизам Валентины Ходасевич.

Пермским танцовщикам «Бахчисарайский фонтан» дает шанс продемонстрировать не только первоклассную технику, но и актерское искусство. В спектакле участвует почти вся труппа театра. В течение четырех премьерных дней меняются составы солистов:

МАРИЯ — заслуженная артистка России, лауреат Международных конкурсов Наталья Моисеева/ Мария Меньшикова/ лауреат Международных конкурсов Наталья Домрачева/ Инна Билаш

ГИРЕЙ — Марат Фадеев/ лауреат Международных конкурсов Сергей Мершин/ Ростислав Десницкий/ Герман Стариков

ЗАРЕМА — Наталья Макина/ Анна Поистогова/ Екатерина Гущина/ Альбина Рангулова

ВАЦЛАВ — лауреат Международных конкурсов Сергей Мершин/ Герман Стариков/ Ростислав Десницкий/ Никита Четвериков

поиск